Новые компетенции специалиста по персоналу (7)

Речь идет о компетенциях, которые потребуются специалисту в рамках новой концепции стратегического управления персоналом (СУП)

Продолжаю обсуждать новые компетенции  специалистов службы персонала в рамках новой концепции СУП, изложенной по ссылке - /blog/strategicheskoe-upravlenie-personalom-novaya-ko...

Итак, специалисту по управлению персоналом потребуются новые компетенции.

Начало

Новые компетенции (1) -  о мотивации на овладение новыми компетенциями

Новые компетенции (2) – владение техниками продаж

Новые компетенции (3) – применение маркетинга

Новые компетенции (4) -  инструменты стратегического управления

Новые компетенции (5)  - Управление  изменениями

Новые компетенции (6) – о  сущности долговременных конкурентных преимуществ (в сказочной форме)

Продолжение

Итак, для желающих  не просто читать, а тренироваться, чтобы   приобрести новые компетенции, я рекомендовал в предыдущем посте напроситься в проектную группу по разработке стратегии, если такая появится в вашей организации.  Чтобы вам занять в этой группе роль «почти эксперта», вашему вниманию предлагается 

Новые компетенции (7) – эволюция стратегического менеджмента

ПРИМ.  Обзор очень краткий, но важный. Но в нем, в частности, не планируется осветить ресурсно-ориентированный подход к разработке стратегии, возможно, мы к нему еще обратимся¸ но позже.  Подход, представленный ниже, часто  относят к так называемому «рыночному подходу» Гарвардской школы бизнеса.  Наша компания применяет именно этот подход. Описание будет в 2 частях. Это часть 1.

1 этап – долгосрочное планирование.

Именно  долгосрочное планирование в нашей стране неверно называют стратегическим управлением.  Оно также полезно: если компания решила построить новый завод, ей нужны не только здания и оборудование, но и обученные специалисты и руководители для этого завода. И здесь служба персонала как нельзя  кстати – нужно обеспечить набор и обучение.

Однако если произойдут непредвиденные  и непредсказуемые события во внешней среде – долгосрочный план выполнить часто становится просто невозможным.

Пример из моей практики работы членом жюри конкурса в номинации лучшая стратегия, где принимали участие очень крупные компании страны. В этом конкурсе - investorawards.ru/jury/  (в номинации стратегия) компании должны представить результаты – как они смогли реализовать за отчетный год свою стратегию. И понятно, что если часть стратегического плана корпорации, опубликованного  в открытых источниках, в этот год не выполнена, компании даже не рискуют принять участие в таком конкурсе. А напрасно (об этом во второй части).

2 этап – стратегическое управление

Специалисты называют временем рождения стратегического менеджмента  – семидесятые годы 20 века, а именно – когда произошли два нефтяных кризиса (73 и 79 гг.).  В результате этих кризисов в США (стране передового автомобилестроения)  стали пользоваться спросом малолитражные автомобили из Японии.

В качестве своеобразного инструмента  в тот период – чтобы успеть приспособиться к новым реалиям – стали «пожарные команды» - проектные группы. Классический пример  - быстрое создание персонального компьютера фирмой ИБМ, которая недооценила первоначально этот рынок.

Изменения происходили на всех рынках, и только быстрая ответная реакция могла помочь компаниям выжить и победить. И проектные группы сначала успевали решать эту задачу.

3 этап – Управление по слабым сигналам

Но изменения продолжали нарастать. Они становились все менее предсказуемыми. Следующим инструментом  адаптации к быстро меняющей внешней среде  стало управление по слабым сигналам - /blog/upravlenie-po-slabym-signalam-opredelenie-rossiyskaya-specifika

Приведу пример из своих наблюдений.  В начале 90 –х я начал работать на кафедре экономики нижегородского иняза, она входила  тогда в состав переводческого факультета вуза.

Что удивительно. Когда начались перемены,  и страна двинулась к рынку,  группа специалистов переводческого факультета (а иняз в то время был обычным педагогическим институтом с профилем подготовки учителей иностранного язык для обычных школ) приняли неожиданное решение – открыть новые специальности  -  начать готовить маркетологов, финансистов, менеджеров. Из зарубежных командировок были привезены  западные программы, которые были переведены для начала обучения в форме факультативов. А также завезены книги   на английском (их в дар передавали учебные центры США).

Вспоминаю, что по некоторым предметам (автоматизация исследования рынка, стратегический маркетинг и др.) мне пришлось сначала довольствоваться только той литературой (на русском языке книг не было), которая появилась в инязе от дарителей.

А когда все нижегородские вузы активно включились в подготовку специалистов для рынка,  иняз был уже «конкурентно-готов», и сначала это было воспринято коллегами с в большим удивлением (неужели и  иняз готовит экономистов?! - говорили мне знакомые). Руководство факультета и иняза в целом смогли по мере усиления сигналов с рынка подготовиться к новым возможностям не хуже вузов, где подготовка экономистов была профильным занятием.

Отмечу, что я не просто так разместил эту серию публикации в разделе – Карьера, работа, учеба. Речь идет о карьере именно специалистов по персоналу. И чтобы, когда придёт недалекое время осознания новых отношений в сфере управления персоналом, не оказаться без работы – лучше начать обучаться новым знаниям  и приобретать новые навыки заранее.

Потому я бы рекомендовал специалистам и руководителям службы персонала самим использовать в своей работе управление по слабым сигналам: по мере усиления рыночных сигналов, свидетельствующих о разворачивающейся войне за таланты,  прилагайте  больше усилий для приобретения  новых компетенций.

Пример нового. Несмотря на отставание от запада в вопросах практики менеджмента, все чаще на рынке для промышленных предприятий требуются совершенно новые специалисты – например, знающие  и владеющие технологиями бережливого производства. Скоро, полагаю,  появится потребность и в специалистах по Теории ограничений (ТОС). Пока  функции по внедрению названных новых технологий управления чаще выполняют внешние консультанты.  Но время бежит быстро …

Продолжение следует.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1