Не все тесты одинаково полезны

Почему мы обращаемся к тестам? Потому что хотим знать правду, которую сложно или невозможно просто увидеть, глядя в зеркало или на собеседника. Правду, которая помогала бы нам в достижении желаемого:  повышении по службе, подборе нужного сотрудника, поиске «второй половины». Результаты тестирования – как кусочки паззлов, складывая которые воедино, можно получить целостное представление о человеке.

Но что, если собрать общую картину не получается: например, какие-то части паззла окажутся неподходящими, может их случайно смешали с другой серией, или некоторые утеряны?

Для ребенка такая ситуация – мимолетный источник расстройства. Для взрослого, оценивающего себя и окружающих неверно, ценой может стать карьера, отношения с друзьями, личная жизнь.

Выбирая психологический тест, с определенной целью или ради интереса, задумайтесь, насколько точно и правдиво он отражает то, что вы собираетесь оценить. О том, что можно называть психологическим тестом и как оценивать результаты его прохождения, - и пойдет речь в нашей статье. 

В науке под психологическим тестом подразумевается  стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) тестируемого.

Из данного определения можно выделить ключевое слово – стандартизированное, то есть речь идет об испытании, для которого существует понятная, определенная и строго выполняемая процедура проведения с одной стороны, и критерии оценки результативности того, что было измерено – с другой. Настоящий психологический тест должен обладать  основными психометрическими свойствами: надежностью, валидностью, достоверностью, репрезентативностью и адаптированностью. Рассмотрим каждое из свойств в отдельности.

Надежность – свойство, отражающее внутреннюю согласованность частей психологического теста, а также воспроизводимость результатов тестирования у одного и того же испытуемого при повторном прохождении. Это означает, что вопросы теста не должны противоречить друг другу, а результаты одного человека оставаться идентичными в течение определенного времени.

Конечно, человеку свойственно меняться, но если вчера ваш IQ составлял 120, а через неделю – 80, скорее всего, дело не в ваших интеллектуальных способностях, а в надежности измерения используемой методикой.

Следующее свойство любого психологического теста – валидность.

Валидность теста говорит нам о том, насколько верно данная методика измеряет именно то свойство, для диагностики  которого она предназначена. Валидность является одним из важнейших критериев оценки эффективности любого психологического теста, поскольку измерение «не того» совершенно бессмысленно.

Различают несколько разновидностей валидности. Содержательная валидность теста определяет, насколько его вопросы соответствуют поставленной цели и степени измерения изучаемого свойства. Она определяется группой экспертов в исследуемой области.

Эмпирическая валидность является индикатором того, насколько выбранный тест определяет конкретную психическую особенность или форму поведения человека. Для измерения эмпирической валидности теста вычисляется коэффициент корреляции тестового результата с внешним критерием. То есть подбирается еще одна методика, измеряющая исследуемое свойство личности, но уже доказавшая свою эффективность. Испытуемый тестируется по обеим методикам и полученные результаты проверяются на корреляцию между собой по исследуемому признаку.

Если на момент исследования такого критерия не найдено, эмпирическая валидность определяется в соответствие с реальным поведением человека. Например, при исследовании уровня стресса при приеме на работу, показателем эмпирической валидности теста может выступать степень адаптации на рабочем месте в первые дни.

Прогностическая валидность отражает то, насколько верный прогноз на будущее можно составить на основе результатов тестирования. Это особенно важно для тестовых методик, использующихся в качестве инструмента психодиагностики личности при профессиональной ориентации, а также при отборе и оценке персонала. Прогностическая валидность определяется временем, и, по сути, является основным показателем успешности тестовой методики в своем сегменте.

Концептуальная (конструктивная) валидность – отражает, насколько сильны методологические основания тестовой методики. Она устанавливается путем доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу теста.

Достоверность теста – говорит нам о том, насколько он защищен от сознательной фальсификации результатов тестирования испытуемым.

Вопрос о достоверности теста является, пожалуй, одним из самых распространенных, особенно в тех случаях, когда оценка свойств личности инициирована не самим испытуемым, а сторонним заинтересованным лицом, например, работодателем.

К факторам достоверности теста относятся:

- Фактор знания - что испытуемый знает о личностных качествах, скрываемых за суждением, присутствует ли такое поведение в его жизни, и как это поведение оценивается в обществе. Именно поэтому при выборе методики для оценки качеств личности, например, при приеме на работу, работодателю следует выбирать методики, содержание которых сохраняется в тайне и не доступно широкой общественности.

- Фактор социальной желательности – тенденция давать о себе социально одобряемую информацию. Для получения достоверной информации хороший психологический тест должен содержать шкалу лжи, а также варианты ответов одинаковой эмоциональной направленности.

- Фактор индивидуальной тактики – речь идет о том, с какой мотивацией испытуемый проходит тестирование. В случае если при исследовании от человека требуется показать определенные поведенческие реакции, он может отражать в ответах не реальное, а желаемое поведение, что существенно искажает результаты. В таких случаях защитой тестовой методики от недостоверности является мотивирование испытуемого на получение пользы в первую очередь для него, а не исследователя или сторонних лиц.

Репрезентативность теста или величина выборки стандартизации теста. Данное свойство определяет возможность использования психологического теста применительно к данной популяции испытуемых (определенной категории обследуемых лиц). Например, тест, предназначенный для оценки личностных свойств руководителя не подойдет для оценки личностных свойств студентов или другой категории лиц.

Наконец, адаптированность – свойство теста, отражающее, насколько его содержание и выдаваемые результаты соответствуют популяции, для которой они используются. Иначе говоря, учитываются ли в тестовой методике национальные, культурные, ментальные особенности людей, среди которых проводится исследование. Данное свойство нередко упускается из виду. Особенно это было актуально в 90-е гг. в России, когда на постсоветское пространство хлынул поток психологических тестов из США и Европы. Несмотря на то, что адаптация любого иностранного теста – необходимое условие для его применения в условиях другой страны, этим нередко пренебрегают, что создает существенные искажения при получении и интерпретации результатов.

Итак, становится ясно, что выбрать надежный психологический тест – не так просто, как может показаться на первый взгляд. Если вам нужны правдивые достоверные результаты, придется приложить усилия в поиске подходящей методики. Обращайте внимание на то, кем, когда, при каких условиях и с какими целями создавался тест, как он проверялся и где показал свою эффективность. Тогда полученные результаты смогут принести вам пользу, на которую вы рассчитываете

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1