Сейчас ни для кого не секрет, что ситуация на рынке труда складывается максимально в пользу соискателей. Это подтвердил очередной мониторинг Банка России: опрос 14 тыс. компаний из нефинансовых секторов в I квартале 2023 года выявил крупнейшую «кадровую яму» со времен 1998 года.
Планомерный рост производства способствовал увеличению объема отечественных продуктов питания на 10% по отношению к импорту за последнее десятилетие: с 66% в 2010 году до 76% в 2021-ом. В результате импортозамещения и обновления ассортимента появилось очень много замещающих и принципиально новых продуктов. Нащупав интерес потребителя, новые каналы продаж — отечественный производитель начал массово усиливать свою представленность на опустевших после санкций полках. С ростом торговли возросла и необходимость в квалифицированных сотрудниках.
На конец июня 2023 года в направлении розничной торговли, согласно открытым данным hh.ru, открыто порядка 201 тыс. вакансий по всей России. В топе самых оплачиваемых профессий находятся менеджеры продаж, водители-курьеры, торговые представители и руководители отделов. Низ рынка включает такие профессии как сборщик заказов, продавец-кассир, консультант и помощник. Больше всего предложений в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае.
Однако занимать эти позиции никто не торопится. Невысокий престиж отрасли, стереотип об отсутствии карьерной лестницы — распространенное в российском обществе мнение. Это отталкивает квалифицированных специалистов и снижает интерес со стороны соискателей. Кроме того, ритейлеры, особенно те, которые работают на низкомаржинальных товарах, могут предлагать невысокие зарплаты сотрудникам, что связано с жесткой конкуренцией на рынке.
Поэтому процесс замены импортируемых товаров отечественными аналогами оказывает двоякое влияние на рынок труда в ритейле: с одной стороны, рост производства двигает экономику страны вперед, с другой — создает дополнительную нагрузку, выраженную в дефиците рабочей силы. Поэтому формирование команды — ключевой вызов сегодняшнего дня.
Чтобы привлечь соискателей и удержать лояльного и нужного сотрудника, ритейлеры, наряду с традиционными схемами (ДМС, скидка на продукцию собственной сети и др.), внедряют новые инструменты мотивации, прежде всего расширяют свои компенсационные пакеты.
Некоторые участники рынка целенаправленно занимаются формированием кадрового резерва и развитием сотрудников, обладающих потенциалом. До сотрудников стараются донести следующую мысль: многие руководители начинают свой карьерный путь в компании именно с рядовой должности. Подобные «истории успеха», например, публикует на официальном сайте сеть «Магнит».
В «М.Видео», развивая HR-бренд, разработали специальную программу «От продавца до директора магазина за три года». Внутренние кандидаты закрывают позиции директоров, менеджеров секций в магазинах, старших кассиров, заведующих складом и «кустовых» управляющих (руководители нескольких магазинов в регионах).
Помимо внутренних программ, активно развиваются инструменты привлечения и на внешнем уровне. Чтобы сделать наем сотрудника эффективнее, HR-инструменты совершенствуются и расширяются, в том числе в торговле. Несколько неспецифических рекомендаций для работодателей:
— Засекречивание зарплаты воспринимается подозрительно.
— Подчеркивание выгоды и четкая структура важной для соискателя информации. Качественный визуальный блок, например, брендированная страница, поможет завоевать доверие.
— Установление контакта и отклик: важно оперативно выйти с заинтересованным кандидатом на связь. К счастью, в эпоху интернета и мессенджеров, это не составит труда.
— Необходимо регулярно мониторить, какой имидж компании как работодателя сформирован в публичном пространстве (на основе отзывов бывших сотрудников).
— Не пренебрегать правилами онбординга — помогать в адаптации новому сотруднику к коллективу, культуре и политике компании, а также к месту и процессам.
Значение рынка труда колоссально, поскольку он приводит в движение остальные рынки. Как видим, в условиях растущего спроса на кадры, работодателям в розничном ритейле необходимо приложить немало сил для завоевания лояльности сотрудников.
Поделиться