Массовое переобучение персонала неизбежно

Способность быстро и без лишних затрат обучать сотни сотрудников напрямую влияет на эффективность бизнеса. После пандемии 2020 года и сейчас, в 2022, ситуация изменилась. Теперь от обучения зависит не только прибыль компании, но и её способность выжить в сложные времена. Как учить и переучивать работников прямо сейчас — рассказывает Алексей Вагин, основатель и генеральный директор компании «Эквио», занимающейся разработкой платформы для обучения, адаптации и мотивации персонала.

Какие навыки сейчас важны для бизнеса

Для руководителей любого уровня сейчас главное — уметь принимать решения в критических ситуациях. Для линейных сотрудников важна способность быстро обучаться и переобучаться. 

Скорее всего сейчас многим придётся менять работу, так как то, что они делали раньше, не будет востребовано. А значит, нужно быстро научиться делать то, что нужно рынку. Что конкретно учить сейчас — станет известно в ближайшее время, когда сформируется спрос. Например, если раньше был высокий спрос на специалистов мобильной разработки iOs и Android, то сейчас российские компании будут искать разработчиков для ОС Аврора. Или таргетологи, работавшие в Facebook и Instagram, разом остались без работы и уже сейчас осваивают социальную сеть ВКонтакте. Таких специалистов пока очень мало на рынке и те, кто первыми смогут переучиться и переобучить своих сотрудников, окажутся в выигрыше. 

Что важнее развивать: hard skills или soft skills?

Hard skills — профессиональные навыки, которым легко обучить сотрудников. Например, можно организовать курсы по работе с новым ПО, оборудованием или сервисом, научить последним техникам продаж и т. д. 

Сейчас рынок полностью перестраивается. К примеру, на российском рынке работали компании Apple, McDonald’s и другие гиганты. У них были собственные стандарты работы, которым они обучали линейный персонал. Теперь эти компании приостановили свою деятельность и вполне возможно на смену им придут другие, которые вместо гамбургеров будут продавать вареники. Нужно будет учить людей, как работать с новым продуктом, как общаться с покупателями. Поэтому массовое переобучение линейного персонала неизбежно. Предположу, что около 50% сотрудников компаний будут получать новые знания.

Что касается soft skills, то эти навыки нельзя выработать быстро, так как они тесно связаны с особенностями личности. Не получится за пару недель научить критически мыслить, работать в команде и принимать решения в условиях стресса.

Поэтому здесь нужно не столько обучить сотрудников, сколько выявить среди них тех, кто умеет отлично справляться с кризисными ситуациями и вдохновлять остальных. Важно передать им больше полномочий, потому что их soft skills в данных обстоятельствах важнее знаний и опыта. Не обязательно это будут люди, которые до этого занимали руководящие позиции. Специалисты, которые хорошо производительны в стандартной ситуации, не всегда способны быть эффективными в стрессовой ситуации и повести за собой коллектив. 

Как помочь сотрудникам справиться со стрессом

В сложных ситуациях больше всего пугает неизвестность. Никто не знает, что будет завтра, перемены происходят постоянно, из-за этого может начаться информационная паника. В таком состоянии многие сотрудники оказываются фрустрированы, неуверенность в завтрашнем дне снижает работоспособность и некоторые из них становятся бесполезны на рабочем месте. 

В таком состоянии руководителю важно регулярно — возможно, ежедневно — давать работникам информацию о положении дел в компании. Она даёт ощущение контроля над ситуацией и помогает людям снизить стресс.

На многих обучающих платформах есть возможность быстро информировать сотрудников о переменах в компании. В Эквио мы создали систему, которая гарантированно позволяет донести новость до каждого сотрудника и убедиться, что он её увидел. Например, у нас есть категория сообщений «обязательно к прочтению» или как мы их называем блокирующих. Когда сотрудник заходит на платформу, первое, что он видит — это сообщение во весь экран, он не может закрыть его и перейти к другим разделам на платформе, пока не прочитает и не нажмёт кнопку «Понятно», «Согласен» и т. д. Руководитель может посмотреть статистику — сколько сотрудников прочли сообщение, кто согласился с информацией в письме, а кто — нет.

Как одновременно переобучить сотни сотрудников

Если сотрудники мотивированы и понимают важность новых знаний, а у компании есть обучающая платформа и готовый контент, то процесс переобучения займёт около недели. После этого начнётся отработка полученных навыков на практике.

Невозможно обойтись без цифровых инструментов, если нужно переобучить свыше 100 сотрудников. Чтобы физически собрать в одном месте несколько тысяч человек, понадобится большой бюджет. Кроме того, придётся выделить время, согласовать расписание, оплатить проезд и проживание сотрудникам из других городов. Поэтому если у компании ещё нет онлайн-платформы, её нужно внедрить. С помощью онлайн-инструментов можно быстро создать обучающий контент, распространить его среди сотрудников и проконтролировать усвоение нового материала. Специализированная платформа автоматизирует большую часть работы и снимет нагрузку с руководителей и HR-специалистов.

Важно, чтобы у каждого сотрудника была техническая возможность посмотреть обучающий курс. Чаще всего запас техники у линейного персонала ограничен мобильными телефонами, причём не всегда последних моделей. В нынешней ситуации мобильные приложения могут работать не на всех устройствах, Google Play и App Store могут отключить в любой момент. Но есть Huawei Store, в котором можно скачивать любые приложения для Android. Также можно использовать веб-версию платформы для компьютеров и ноутбуков, которая одинаково работает на устройствах любых производителей. 

Как рескиллинг влияет на показатели бизнеса

Сейчас многие компании перестраивают свои процессы, чтобы пережить кризис. Для того, чтобы оставаться на рынке, нужна трансформация, в основе которой лежит переобучение (рескиллинг) сотрудников.

Можно уволить весь штат и нанять других специалистов, но это потребует ресурсов, а новым сотрудникам также понадобится обучение. Поэтому выгоднее переобучить действующий персонал, чтобы люди могли эффективно работать в новых условиях и приносить пользу компании.

Важно понимать, насколько хорошо сотрудники справляются со стрессом. Как правило, в любом коллективе люди делятся на три группы:

⦁    Примерно 15% сотрудников в стрессе проявляют себя лучше, чем обычно;
⦁    65-70% стараются адаптироваться, проходя через классические стадии: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие;
⦁    Около 20% людей ведут себя деструктивно, плохо выполняют свои обязанности и снижают мотивацию других сотрудников.

С помощью онлайн-тестирования можно быстро определить, кто к какой группе относится. После этого можно лучших назначить руководителями, даже если до этого они занимали другие должности. Последних стоит отправить в отпуск, чтобы они смогли справиться с паникой и не заразили своим состоянием других. После этого люди из второй группы смогут самостоятельно справиться с ситуацией, пройти переобучение и продолжить эффективно работать.

Назначение стрессоустойчивых специалистов на руководящие должности и переобучение всех, кто способен адаптироваться к ситуации, позволит компании пережить кризис. А онлайн-инструменты помогут провести тестирование и переобучение с минимальными финансовыми и временными затратами.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий