Маркировка СИЗ: ожидания и реальность

Аватар пользователя Наталья Севастьянова

 

Почти год мы живем с Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 792-р, которое утверждает перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке. В этом году список пополнят обувь, включая специальную, одежда из натуральной и композиционной кожи, в том числе рабочая, духи, постельное белье, фотоаппараты, шины и др. Законодатели утверждают, что маркировка товаров позволит отслеживать и контролировать весь путь каждой единицы товара и исключит попадание в оборот подделок. При любом нарушении система сразу получит полные сведения о нем, и о нарушителе, и передаст их в надзорные органы.

Поговорим о специальной одежде и специальной обуви, которые выдаются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан бесплатно выдавать работникам прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия СИЗ, а также смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, установленными Правительством РФ. ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация», Технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТС ТР 019/2011, утвержденный решением № 878 от 09.12.2011 г.  (далее – Техрегламент) определяют перечень средств индивидуальной защиты, санитарная одежда не входит в перечень СИЗ, однако она является санитарно-гигиенической одеждой для работников отдельных отраслей (медицинская, пищевая и.т.п), то есть рабочей одеждой.

Если работа сотрудников связана с загрязнениями или воздействием на кожу вредных веществ, им нужно выдавать смывающие и обезвреживающие средства. Их выбирают в зависимости от вредного фактора, который воздействует на сотрудника, и выдают на основании типовых норм.

Итак, все виды СИЗ согласно Техрегламенту всегда подлежали маркировке, и сегодня речь идет о другой маркировке. В рассматриваемом нами случае «маркировка товара» – это прикрепление к каждому продаваемому в рознице изделию специального кода, который позволит проследить:

  • то, кем был произведен товар (или откуда импортирован);

· то, каким образом он перемещался на пути от производителя (таможни) до потребителя, который его продает.

Сроки проведения

Маркировка всех товаров будет поэтапно введена в период до 2024 года, и только рабочая обувь, одежда, вошедшие в перечень распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р, будет маркироваться соответственно с 1 июля и 1 декабря. Маркировка одежды и обуви началась в тестовом режиме, как это было с предыдущими товарами: шубами, сигаретами, обувью.

Маркировка вводится с целью борьбы с контрафактом. Напомним, подделка средств индивидуальной защиты несет угрозу жизни и здоровью граждан. Правительство РФ возлагает большие надежды, что обязательная маркировка товаров посредством электронных средств станет гарантией подлинности, а значит качества товаров.

Как должно быть

Алгоритм маркировки представляется следующим образом:

Производитель или импортер товаров обязаны подключиться к специальной информационной системе, которая выдает ему для каждого выпускаемого изделия маркировку – специальный цифровой код, в котором будет зашифрована максимально полная информация о продукции: ее производителе, стране и материалах изготовления, бренде, импортере, обо всех логистических этапах. Например, для обуви – в формате DataMatrix, для других товаров будет возможно иной тип кодов. Затем производитель в установленном порядке прикрепляет (наклеивает) маркировку на свой товар. Оптовая организация, контрагент производителя, сканирует маркировку по каждому товару и передает отсканированные данные в электронную информационную систему, откуда получает подтверждение о подлинности товара. Розничный продавец, контрагент оптовика, также проверяет, что товар подлинный, а затем выкладывает товар, прошедший проверку, в открытую продажу. После оплаты товара покупателем его маркировка в установленном порядке переносится на кассовый чек.

Система также может задействовать потребительский контроль: работодатель (покупатель) через мобильное приложение сможет отсканировать код, получить всю информацию о товаре, самостоятельно проверить его легальность и качество и сообщить о нарушениях. Нарушителей будут проверять надзорные органы.

На каждом этапе логистики метка сканируется и проверяется в системе и подделка не сможет попасть на рынок продаж. Коды не сойдутся, и система заблокирует дальнейшее движение товара. В этих целях предполагается защитить маркировку с помощью криптографии от ввода товара в оборот до его вывода из оборота.  Таким образом, маркировка одежды, обуви с декабря 2019 года позволит отслеживать весь путь каждой единицы товара и исключит попадание в оборот подделок. Основной принцип, на котором базируется новая схема — идентификация по принципу «одно изделие — одна марка».

Маркировка товаров в России осуществляется в формате государственно-частного партнерства. Работу этой системы в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 №791-р координирует Центр развития перспективных технологий (далее – ЦРПТ) – частный оператор, единый для всех групп товаров. Его учредили «USM Holdings» А.Усманова (50%), «Элвис-Плюс групп» А. Галицкого (25%), госкорпорация «Ростех» (концерн «Автоматика» 25%). ЦРПТ создан для реализации глобальных проектов в цифровой экономике, форматирования необходимой экспертной и технологической инфраструктуры. С 2018 года ЦРПТ ведет пилоты под контролем всех заинтересованных ведомств: Минпромторга, Минфина, Минсельхоза, Минкомсвязи, Федеральных таможенной и налоговой служб, Федеральной службы безопасности и Роспотребнадзора.

Как попасть в игру

Чтобы подключиться к системе маркировки, необходимо подать заявление в ЦРПТ. Порядок регистрации участников определен Методическими рекомендациями для участников эксперимента по маркировке средствами идентификации и мониторингу оборота обувных товаров, соответствующих кодам ТН ВЭД ЕАЭС 6401-6405, в Российской Федерации», утвержденными 03.09.2018 Министром промышленности и торговли Д.В. Мантуровым. Аналогичный метод применяется и для участников, указанных в распоряжении от 28.04.2018 г. № 792-р., в соответствии с которым они оформляют в электронной форме заявку на участие и подписывают ее квалифицированной подписью. На компьютере при этом должны быть установлены сертификаты ключей проверки электронной подписи и программный модуль, обеспечивающий работу с электронной подписью.

В случае соответствия заявки установленным в соответствии с требованиями Методических рекомендаций требованиям, ЦРПТ открывает для участника личный кабинет и в срок не более 2 часов с момента получения заявки уведомляет участника об этом. В уведомлении указываются регистрационные номера, присвоенные сведениям об участнике в реестре участников. Основанием для автоматического отказа в регистрации участника является отсутствие сведений, как о действующем юридическом лице в Едином государственном реестре юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. При отказе в регистрации участника ЦРПТ направляет соответствующее сообщение с указанием причины отказа. 

ЦРПТ с компаний SICPA и Российским фондом прямых инвестиций создали совместное предприятие «ТрекМарк», которое поставляет комплексные решения для системы маркировки и прослеживания. Оборудование «ТрекМарк» поддерживает работу с регистратором, нанося цифровые коды с криптозащитой для любых типов производственных линий.

На время эксперимента маркировка товаров, ввозимых или производимых на территории РФ, будет бесплатной. Но далее по предварительным подсчетам ЦРПТ, себестоимость заказа, изготовления и нанесения одной «электронной метки» составит от 1,5 до 2 рублей, при этом расчеты этой стоимости не представлены.

Проблемы

Помимо того, производителям товаров необходимо купить оборудование для печати кодов (по оценке специалистов примерная стоимость оборудования около 30 тыс. руб), оплачивать генерацию кодов – отдельно для каждой единицы товаров, существенно усложняется бизнес-процессы на предприятиях и документооборот. Предприятиям розничной торговли понадобится приобретение оборудования для считывания кодов, необходимость внедрения онлайн-кассы и систем электронного документооборота.

Процесс маркировки – это дополнительные расходы для производителя продукции и ритейлеров, которые будут вынуждены включить расходы в цену продукта. Тем не менее, крупные производители СИЗ говорят о том, что не будет заметного увеличения цены на их продукцию.

Кому выгодна маркировка? Если опираться на опыт маркировки меховых изделий, то однозначно выиграют ЦРПТ, производители соответствующего оборудования и государство, которое получит существенные поступления в бюджет в результате легализизации налогов, как это произошло при маркировании меховых изделий.  Вот только непонятно, как электронная маркировка избавит рынок от некачественных продуктов. Например, как внедрение маркировки может подтвердить, что СИЗ соответствует требованиям технического регламента.

«Серьезной проблемой для предприятий нашей отрасли в рамках ввода системы маркировки стало то, что для разных групп товаров предполагаются различные системы маркировки. – рассказал Сергей Ширяев, генеральный директор компании «Восток-Сервис» (лидер рынка по производству СИЗ). -  Для обуви – одна система маркировки, для одежды – вторая, для других СИЗ – третья. Эти системы могут отличаться как по принципам работы, так и по технике (разные адреса ввода информации и т.д. и т.п.). Такое разнообразие требует от нас дополнительных затрат и усилий: с каждой системой нужна отдельная интеграция наших информационных систем. Да, это приведёт к увеличению количества ошибок и, как следствие, увеличению времени ввода системы маркировки».

Как это может быть

25 января президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты Владимир Котов принял участие в совещании у директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда РФ Валерия Коржа, на котором обсуждались промежуточные результаты пилотного проекта маркировки обуви и одежды, проводимого ЦРПТ при участии Ассоциации СИЗ.

«Для меня пока непонятно, как будет работать эта система, - прокомментировал Владимир Котов. – В короткий срок рынку средств индивидуальной защиты придется перестроиться. И речь идет не только о затратах и неудобстве производителей, это все мелочи по сравнению с самой системой! Давайте возьмем компании, которые покупают СИЗ. Если с крупными потребителями более-менее все понятно, то мелким компаниям крайне сложно будет перестроиться: посмотрите, в каждой ли небольшой российской компании есть специалист по охране труда, который разбирается в передовых трендах СИЗ и проводит грамотные инструктажи по их использованию? Элементарные нарушения правил пользования СИЗ мы видим даже в Москве! У меня нет иллюзии, что за несколько месяцев все резко перестроятся».

Предсказуемо, что производители, поставщики и продавцы за несоблюдение требований об обязательной маркировке товаров несут как административную, так и уголовную ответственность: за неисполнение их ждут штрафы, конфискация всей немаркированной продукции и даже уголовная ответственность. То есть наказание предусмотрели, а вот саму реализацию нового закона – пока не очень.

Татьяна Герасимова

Рубрика: 
Ключевые слова: