KPI для Криштиану Роналдо

В последнее время я все чаще задаюсь вопросами: а нужны ли в бизнесе системы премирования, насколько они эффективны? Способствуют ли они повышению производительности труда? Стимулируют ли они самое главное, что недостает сегодня в России: рационализацию бизнес-процессов и внедрение инновационных технологий?
Для начала представим себе ситуацию. Криштиану Роналдо ведет переговоры о переходе с российским топ-клубом и президент клуба ему говорит, что у них разработана система KPI. "Есть оклад 5 млн. евро, а есть еще и премия до 2-х окладов. Если забьешь 25 голов, получишь 5 млн. евро, 20 голов - 4 млн. евро... Если будем чемпионами, то еще 3 млн. евро. Плюс 2 млн. евро за победу над "ЦСКА".
Дальнейший сценарий?
Криштиану, не долго думая, развернется и уйдет в "Реал" (в "Манчестер"... еще 10 клубов), там 15 дают за то, что ОН - ЛУЧШИЙ ФУТБОЛИСТ МИРА.
Нет, системы премирования у европейских топ-клубов, несомненно, есть, но идут бонусом, прибавкой к окладу, который самый высокий в среде профессиональных футболистов.
Другой пример. Альберт Криволапкин, сын влиятельного руководителя нефтегазхолдинга, закончил футбольную академию и пришел подписывать контракт с тем же топ-клубом. Ему рассказывают про KPI, и он с радостью соглашается...
Что дальше? Кто забьет 25 голов и завоюет титул: Криштиану или Альберт? Повлияет ли увеличение окладной или премиальной части на результативность Альберта? Увеличит ли появление Альберта в команде популярность клуба, посещаемость матчей, выручку? Ответы очевидны.
Криштиану в итоге купил "Реал" за несколько десятков млн. евро, но бренд его стоит миллиарды. Кто не хочет быть похожим на белозубо-улыбающегося красавца-мулата, ловко жонглирующим шампунем? Кто из юных футболистов не пытался повторять финты Криштиану, его статную походку, манеру общаться с публикой? А ведь Криштиану еще и голы забивает и очки приносит... "Реал" идет (и придет) вторым в Чемпионате Испании, но в чемпионате по зарабатыванию денег он будет чемпионом мира! Ведь армия его фанатов числом в миллионы и географией в 6 континентов.
В футболе все просто и прозрачно. Покупай лучших футболистов и у тебя будет лучшая команда. А почему в нашем производственном (торговом, сервисном) бизнесе не так? Где эти шустрые рекруты-агенты, которые рыщут по всему миру в поисках новых "Роналду", "Месси" или "Тиньковых", "Дымовых"? Почему мы приглашаем "Альбертов" и пытаемся их стимулировать системой KPI?
Что такое KPI по сути? Это результат стандартизации определенной должности с точки зрения четкого описания функций и определения важных показателей выполнения функционала. Это закономерность развития любой системы: от хаоса к порядку, от понятий к законам и стандартам. Чем крупнее корпорация, тем более стандартизованы функции. Однако новые идеи всегда рождаются в хаосе. Голы в чемпионских матчах рождаются из нестандартных ходов. Стандартизируй игровые действия Криштиану и получишь Альберта, одного из миллионов среднестатистических футболистов.
Как развить способность мыслить и ДЕЙСТВОВАТЬ нестандартно (а еще и ярко, с куражом)? Здесь нужно смотреть не на Запад, а на Восток. В Японии платят деньги за любое рацпредложение, за идею положенную на бумагу, пусть она и не сработает. Формируется культура рацпредложений. Лучшие рационализаторы на доске почета! Экономия получается масштабной не из-за того, что кто-то придумал суперпроект и внедрил его, а как сумма мелких эффектов «на своем рабочем месте».
Почему «Тойота» стала авто-корпорацией №1 в мире? Не потому ли, что петь гимн «Славься Тойота» вошло в привычку (в кровь, в гены) работников, с момента, когда она была еще маленькой автомастерской.
И последнее. Не деньги и не слава заставляют Криштиану выходить на поле и показывать лучший футбол! Им движет жажда новых побед.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1
Аватар пользователя Valeratal

1. Сравнение вероятно лучшего футболиста и обычного сотрудника некорректно. Вы б еще Гагарина вспомнили.

2. Кто сказал, что KPI влияет на фикс?

KPI используют обычно для  вариации переменной части.

 

ну и вообще, KPI (это если Вы не знаете перевода) это никакая не "стандартизация".