Коллега - мой враг или друг?

Конфликты в деловой сфере случаются, и нередко. Бок о бок с посторонними людьми по 8 часов в день – это испытание... Но я хочу поговорить не о причинах противоречий мнений, а про то, как не завести рабочие отношения в тупик, когда выход один – заявление об уходе.

В том случае, когда между участниками беседы отсутствует хотя бы элементарное стремление сделать шаг навстречу друг другу, конфликт может возникнуть совершенно неожиданно и практически на пустом месте. Поэтому помните о том, что критиковать оппонента намного приятнее и легче, чем выслушивать его мнение. Прикусите себе язык, почувствовав желание немедленно приступить к резонерству и объяснить «неразумным», как все должно быть на самом деле. Такт, терпение и щепетильность в вопросах делового этикета – вот главные добродетели, которые надо культивировать в себе на службе.

Попробуйте понять интересы оппонента. Очень часто собственные негативные эмоции застилают нам глаза, и речь партнера слышится через призму озлобленности и заведомого нежелания с ним соглашаться. В таком случае старайтесь сохранять хладнокровие и попытайтесь поставить себя на место другого человека.

Как это ни покажется удивительным, но мы и сами подчас раздражаем людей, с которыми общаемся. Последите за собой: может быть, вы любите во время разговора стоять слишком близко к собеседнику или разваливаться в кресле, закинув ноги на стол? Может быть, вам привычно пользоваться зубочисткой, пристально глядя коллеге в глаза или грызть шариковую ручку? Барабанная дробь пальцами по столу, как и щелканье ими, манерничание – к примеру, когда многозначительно произносятся фразы на иностранном языке, тоже может настроить собеседника против вас. К конфликтам приводит и привычка перебивать коллегу (потому что, на ваш взгляд, уже и так все понятно), похлопывать его по плечу, а также фамильярничать, поучать, критиковать и переходить на покровительственный тон.

Если вас затянуло в конфликт, главное в подобной ситуации – выбрать правильный стиль поведения. Психологи выделяют пять типовых стратегий – выбирайте по душе, главное – определиться, что в итоге требуется получить.

Приспосабливание. В этом случае человек меняет свою позицию и стремится сгладить противоречия в ущерб своим личным интересам. Используется, когда человеку гораздо важнее сохранить теплые отношения с партнером, чем доказывать с пеной у рта свою правоту.

Компромисс. На чаши весов с обеих сторон поставлены одинаковые по значимости аргументы. Когда временное решение всех устраивает, а сторонам выгодно приобрести хоть что-то, чем потерять все.

Сотрудничество. Эта стратегия используется, когда стороны активно стремятся выработать единое решение, удовлетворяющее и тех, и других. Обычно в этом бывает потребность, когда компромисс невозможен, но к общему согласию прийти необходимо. Это сделать легче, если у вас с оппонентом тесные и длительные отношения.

Игнорирование. Подобным приемом разумно пользоваться тогда, когда требуется сохранить спокойствие, не «потерять лицо», трезво оценить все «за» и «против». Руководитель вполне может игнорировать конфликт, если считает, что подчиненные могут справиться с ним самостоятельно. Полезно не обращать на проблему внимания, если ее обсуждение лишь подольет масла в огонь, а делу не поможет.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1