Когда сотрудникам не захочется убегать от работы в виртуальный мир?

Есть весомый довод в пользу разрешения доступа к социальным сетям: они необходимы для достижения профессиональных целей. Это не только средство общения, но и ресурс для деловых коммуникаций, продвижения услуг, привлечения клиентов, поиска партнеров.

Юлия Маляганова, директор департамента управления персоналом SUP Media:

Доступ к социальным сетям на работе – тема неоднозначная. С одной стороны, сотрудники говорят, что им нужна возможность иногда отвлечься, отдохнуть от трудовых задач. С другой – в рабочее время нужно выполнять свои прямые обязанности, а не тратить время на общение в соцсетях. Как же быть работодателю? На наш взгляд, прежде чем принять решение относительно запрета или разрешения доступа к подобным сервисам, нужно взвесить все за и против.

Главный аргумент в пользу запрета уже прозвучал: рабочее время предназначено для выполнения трудовых задач, именно за это сотрудники получают зарплату. Кроме того, просиживание на сторонних ресурсах – это дополнительные расходы на интернет-трафик, и если фирма крупная, то это серьезный удар по бюджету. Отсюда вытекает третий аргумент – риски для безопасности ИТ-систем. Не зная ограничений в использовании web-ресурсов, работник может ненароком установить вредоносные программы или поймать вирусы, которые повредят его компьютеру и передадутся коллегам по сети.

В то же время есть весомый довод в пользу разрешения доступа к социальным сетям: некоторым компаниям или отделам он необходим как раз для достижения профессиональных целей. В настоящее время соцсети не только средство общения между друзьями, но и ресурс для деловых коммуникаций, продвижения услуг, привлечения клиентов, PR, поиска партнеров и т.д.

Таким образом, социальные сети могут служить как средством достижения профессиональных результатов, так и препятствием для них – вопрос в том, как их использовать. Грамотному руководителю следует прежде всего мотивировать подчиненных интересными трудовыми задачами, благодаря которым сотрудникам просто не захочется убегать от работы в виртуальный мир.

Ольга Стрельникова, вице-президент, руководитель отдела персонала ЗАО «АИГ»:

Полагаю, что в этом вопросе необходимо руководствоваться здравым смыслом: многие сотрудники пользуются социальными сетями, работая над достижением целей компании. Так, например, сотрудники отдела продаж используют аккаунты для лучшего понимания потребностей потенциальных клиентов, расширения клиентской базы, чтобы в дальнейшем иметь возможность предлагать клиентам только актуальные бизнес-решения. Сотрудникам отдела маркетинга социальные сети также открывают колоссальные возможности продвижения бренда и ключевых сообщений компании. HR-специалисты могут использовать возможности социальной сети для подбора персонала.

В остальных случаях доступ к социальным сетям, безусловно, отвлекает сотрудников от их повседневных рабочих обязанностей. Более того, нужно помнить, что неограниченный серфинг по просторам Интернета может стать причиной заражения вирусом всей корпоративной сети. Поэтому зачастую необходимость в ограничении доступа вызвана рисками, возникающими при взаимодействии с внешними сетями.

Вместе с тем следует отметить, что многие работодатели признают важность общения сотрудников в социальных сетях: на сегодняшний день в компаниях с инновационным подходом разработаны и внедрены внутренние социальные сети с функциональными возможностями взаимодействия, когда сотрудники могут ежедневно общаться, делиться полезной и необходимой информацией, спрашивать и получать ответы, объединяться в группы по функциям и интересам. В AIG, в частности, существует как интранет, так и внутрикорпоративная социальная сеть – Chatter, позволяющие сотрудникам обмениваться опытом с зарубежными коллегами и являющиеся эффективными инструментами снижения временных затрат на поиск необходимой информации. Простой и интуитивно понятный интерфейс интранета позволяет минимизировать бумажный документооборот и автоматизировать многие бизнес-процессы, а также дает возможность узнавать о самых актуальных новостях из жизни компании по всему миру и применять их в работе. Несмотря на то что интранет в российском офисе AIG был внедрен сравнительно недавно, он уже получил многочисленные положительные отклики сотрудников, а глобальный интранет AIG – Contact – в 2013 году вошел в топ-10 лучших интранет-порталов мира по версии исследовательской компании Nielsen Norman Group.

Ирина Васильева, HR-директор группы компаний MAYKOR:

На решение об ограничении доступа к социальным сетям влияет много аспектов: политика безопасности, тип бизнеса компании, средний возраст команды и т.д.

Компании могут закрыть доступ к некоторым социальным сетям, например к «Одноклассникам», но при этом оставить Facebook, поскольку ресурс нужен не только для общения с друзьями, но и для решения ряда профессиональных задач, например, для поиска того или иного контакта, если мы говорим об HR-персонале, информации о компании, человеке. Соцсети являются сегодня и инструментом PR, что также использует MAYKOR. Чаще всего открыты ресурсы, которые нужны в работе, например «Мой круг», Facebook, Linkedin и др.

Воспитывать сотрудников, закрыв доступ к соцсетям, можно, но сложно, потому что, во-первых, Facebook или его аналоги стали частью повседневной жизни, а во-вторых, запрет этот будет условным, поскольку на 100% ограничить доступ к тем или иным интернет-ресурсам нельзя. Выйти в Интернет сегодня можно практически с любого мобильного устройства, будь то смартфон или планшет. Единственное, чего можно добиться таким способом, – это сокращение времени, которое сотрудники тратят на общение в социальных сетях.

Если говорить о компаниях, где основная часть сотрудников – молодые люди в возрасте 20-25 лет, выросшие на «цифре», то Twitter, Facebook, Foursquare – неотъемлемая часть их жизни. Для них закрытие этих ресурсов является серьезным ограничением свободы, которое даже может натолкнуть на мысль о смене работодателя.

Если бизнес чувствителен к неконтролируемому и несанкционированному распространению информации, например, в финансовом секторе, то работодатель закрывает все внешние почтовые серверы, блоги и др., а не только соцсети. И это решение представляется оправданным.

Закрывать ли доступ к социальным сетям? На этот вопрос нет универсального ответа. Каждая компания решает самостоятельно.

Елена Симкина, старший менеджер по коммуникациям в социальных медиа ОАО «ВымпелКом»:

Однозначного ответа, который бы на 100% подходил всем, пожалуй, нет. Можно сказать с абсолютной уверенностью только то, что, если человек захочет пользоваться социальными сетями, он будет это делать. Ведь развитие технологий, мобильных решений и снижение стоимости девайсов и мобильного Интернета позволяют нам выходить в Сеть со своего смартфона или планшета независимо от ограничений сети работодателя. Поэтому любые попытки повысить трудолюбие нерадивого сотрудника, если, конечно, речь не идет о режимном предприятии, где личные вещи сотрудников являются достоянием работодателя, приводят лишь к большему количеству ухищрений и временных затрат с его стороны.

Это с одной стороны. С другой – прошли времена длинных текстов в «Живом журнале» и массовых оценок фотографий одноклассников. Тот же Facebook сегодня – это удобный, легко настраиваемый источник профессиональной информации, возможность быстро получать последние новости отрасли и способ расширять профессиональные контакты. Социальные сети при правильном применении – источник саморазвития и самообучения, от сложносочиненных дистанционных MBA-программ до быстрого поиска обучающих материалов. Например, если сотруднику нужна подсказка по подготовке отчета в Excel, он скорее будет искать видеоинструкцию на YouTube, чем заставит работодателя приобрести учебник, а уж с точки зрения временных затрат YouTube явно выигрывает.

Ну а если компания, как и «ВымпелКом», сама активно общается с потребителями в социальных сетях, отвечает на вопросы пользователей, использует канал социальных медиа для информирования клиентов о новых продуктах и услугах, то сотрудники – резиденты социальных сетей всегда помогут в создании позитивного имиджа компании и распространении корпоративных новостей. Главное, не делать «лайки» и «шеры» обязательными, иначе этот вклад сотрудников мгновенно обесценивается. Опыт показывает, что интересные новости или красивый рекламный ролик сотрудники с удовольствием распространяют сами без всяких дополнительных просьб со стороны компании.

Софья Кадыкова, директор по персоналу российского представительства компании Pfizer:

Многие компании закрывают сотрудникам доступ к социальным сетям, мотивируя это стремлением предотвратить злоупотребление рабочим временем. Однако, на наш взгляд, эту проблему можно решить гораздо более демократичным и эффективным способом: если сотрудник будет лично заинтересован в достижении поставленных перед ним целей и задач, он не захочет проводить в социальных сетях время, которое стоило бы инвестировать в работу. В конце концов, человек, не замотивированный на достижение результата, всегда найдет способ обойти корпоративные запреты, например, будет заходить в Facebook или «Одноклассники» с собственного смартфона. Напротив, в активности сотрудников в социальных сетях, если она не в ущерб работе, есть немало плюсов. Это и дополнительная площадка для общения коллег, и возможность расширить круг общения и интересов, и отличный способ продвижения бренда компании. Так, в октябре 2012 года в сети Facebook открылась официальная страница российского представительства Pfizer, которая стала основной площадкой компании в социальных сетях. Помимо этого, осенью прошлого года начал работу специализированный канал Pfizer Россия на портале YouTube.

Таким образом, мы видим свою основную задачу не в ограничении доступа к социальным сетям, а в том, чтобы регламентировать правила поведения работников в них. Прежде чем сотрудник компании попадет на страничку социальной сети, он должен подтвердить, что ознакомлен с внутренними политиками и процедурами. Также все сотрудники регулярно получают напоминания в виде рассылок и печатных материалов  об основных правилах поведения в социальных сетях. Например, мы призываем персонал воздерживаться от личных комментариев, касающихся продуктов компании, не раскрывать сведения, являющиеся коммерческой тайной или внутренней информацией компании, всегда помнить о соблюдении авторских прав и обязательно указывать свою причастность к компании, размещая во внешних социальных медиа информацию, затрагивающую интересы Pfizer.

Марина Рудковская, директор по персоналу Amway:

В настоящее время социальные сети – это больше чем поиск друзей и знакомых. Этот канал активно используется для общения с аудиторией. Особенная ценность его в том, что он позволяет быстро получить обратную связь и оценить информационную среду. Если у компании есть страница в социальной сети и она позиционирует себя открытой и заботящейся о сотрудниках, то нет смысла закрывать доступ.

При грамотной мотивации и организации работы сотрудник не станет тратить все рабочее время на общение с друзьями в социальных сетях. А то, на что он потратит кратковременные перерывы: чай попить или в социальную сеть заглянуть, – его выбор.

Алена Блинова, менеджер по корпоративным коммуникациям российского подразделения Mitsubishi Electric Europe B.V.:

Безусловно, социальные сети прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако во многих компаниях, особенно в крупных иностранных, доступ к соцсетям закрыт. Часто это обусловлено требованиями информационной безопасности, однако многие компании видят в моде на соцсети угрозу дисциплине и рабочей атмосфере. Я слышала истории о том, как начальники вылавливали своих сотрудников на сайте «ВКонтакте» в рабочее время. Однако в этом смысле закрытие доступа к социальным аккаунтам с рабочих компьютеров – мера сомнительная и, скорее всего, недейственная. Сейчас есть большое количество мобильных устройств, позволяющих их пользователям быть онлайн 24 часа в сутки. Вряд ли работодатель сможет запретить своим сотрудникам иметь при себе личный мобильный телефон или планшет.

Кроме того, что плохого в том, что сотрудники переключают свое внимание во время работы? По утверждению экспертов, такое переключение внимания повышает работоспособность. Мне кажется, что об эффективности сотрудников нужно судить по результатам их работы, а не по тому, сколько времени он проводит в соцсетях в рабочее время. Это в том числе и элемент доверия между начальником и подчиненным, что всегда крайне положительно влияет на рабочий процесс. Если же сотрудник постоянно активничает в соцсетях и при этом не выполняет поставленных задач, просто задайтесь вопросом, а нужен ли вам такой сотрудник? Запрет доступа к соцсетям вряд ли поможет ему исправиться.

planetahr.ru/

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться