Как выявлять ложь в резюме кандидатов? Опыт США

Неприятно, но факт – в России 75% кандидатов (согласно отдельным исследованиям) представляют своим потенциальным работодателям ложную информацию о себе в своих резюме. Приятно одно: в этом плане мы все же не лидеры. Так, например, в 2017 году в США согласно отчету о проверке занятости - HireRight 85% работодателей поймали кандидатов на лжи в резюме.

Почему так происходит? Логика здесь простая – резюме, как у нас, так и в США – это не юридический документ, а потому фальсификация информации в нем не является преступлением. Если кандидат желает сообщить в своем резюме правду, только правду и ничего кроме правды, флаг ему в руки. А если нет? На нет и суда нет.

Как же быть специалисту по найму персонала/потенциальному работодателю? Как им убедиться в том, что за резюме стоит именно тот кандидат, который реально подходит для конкретной должностной позиции, а не очередная «умело загримированная» пустышка? Американские специалисты по найму персонала решают данную проблему с помощью стратегии 5-ти шагов (рис.1).

Стратегия 5-ти шагов, рис. 1

  

Рассмотрим каждый из этих шагов в отдельности.

Шаг 1: Знать общие виды лжи

Общеизвестный факт: чтобы что-то найти, надо, прежде всего, понять: что конкретно мы ищем и где, вероятнее всего мы можем это найти. Поэтому, чтобы выявить ложные сведения в резюме, надо, прежде всего, знать какие виды информации чаще всего фабрикуют кандидаты и как они это делают. Ниже на рис.2, а также в приложении к статье в таблице 1 представлены наиболее распространенные виды фабрикуемой информации (розовый прямоугольник), способы ее фабрикации (голубой прямоугольник) и возможные причины фабрикации (желтый прямоугольник).

Виды, способы и причины фабрикации информации в резюме, рис.2

     

По сути, шаг 1 - это основополагающий шаг стратегии. Именно на этом этапе в результате анализа резюме выявляются все «проблемные места» (потенциальные факторы риска) каждого конкретного кандидата. В ходе последующих четырех шагов осуществляется проверка этих «проблемных мест».

Шаг 2: Использовать тесты для оценки компетенций

Бывают ситуации, когда должностная позиция предполагает наличие у кандидата некоторых базовых навыков, например, программирования или анализа данных. Большинство кандидатов, претендующих на такую вакансию, уверенно укажут в своих резюме, что они обладают этими навыками на базовом уровне, полагая, что базовый уровень – это просто общее представление о том или ином процессе. Чтобы не попасть в такую ловушку, перед началом собеседования/в ходе собеседования/по его окончании предлагайте кандидату пройти тест для оценки реального уровня его знаний.

Вообще в последнее время многие работодатели, как у нас, так и в США предлагают кандидатам заблаговременно, т.е. еще на стадии подачи резюме (в режиме онлайн) пройти соответствующий профессиональный тест. Таким образом, удается сузить поток неподходящих кандидатов. Однако такой подход срабатывает не всегда. Нередко находится такой кандидат (и не один!), который успешно проходит тест с помощью более квалифицированного приятеля или используя безграничные возможности глобальной сети Интернет.

В связи с этим отдельные работодатели практикуют дополнительное тестирование по результатам собеседования.

Шаг 3: Проверять подлинность дипломов и сертификатов

Если в резюме список сертификатов, подтверждающих квалификацию кандидата, весьма впечатляющ, не поленитесь – свяжитесь с учреждениями, которые их предоставили, чтобы убедиться, что информация о прохождении тех или иных курсов соответствует действительности.

Шаг 4: Анализировать социальные медиа

Проверяйте профили потенциальных кандидатов не только в сети LinkedIn, но и других социальных медиа: Facebook, Vkontakte, Twitter, Instagram и др. Часто кандидаты указывают сведения об образовании, местах работы на своих страницах в социальных сетях. Не поленитесь – сверьте эти данные с соответствующими данными, представленными в резюме. Иногда такие сверки преподносят весьма неприятные сюрпризы.

Если кандидат заявил о своей значительной профессиональной востребованности в сети Интернет, проверьте все возможные платформы, чтобы убедиться, что он не «раздувает» свой авторитет на пустом месте.

Если кандидат позиционирует себя, как социально ответственного человека, активно участвующего в волонтерской/общественной деятельности, то имеет смысл проанализировать его высказывания и комментарии в социальных медиа. Возможно, получится выявить несоответствие образа, созданного им в резюме и/или на собеседовании и образа, которого он придерживается в «он-лайн» жизни. Социальные сети тем и хороши, что позволяют копать глубже.

Шаг 5: Задавать конкретные вопросы

В процессе собеседования задавайте кандидату конкретные вопросы касательно «проблемных мест», выявленных по результатам шага 1. Например, относительно периодов и мест работы, относительно достигнутых успехов и освоенных навыков. Наблюдайте за невербальным поведением кандидата. Ведь, как известно это поведение среднестатистическому человеку контролировать труднее всего.

Заключение

Вот так, по мнению американских специалистов по найму персонала, пять простых шагов, рассмотренных нами в данной статье, позволят вскрыть большую и/или маленькую ложь, которую кандидаты у нас и за океаном с завидной регулярностью включают в свои резюме.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий