Как вырастить из доктора эффективного управленца

О специфике работы руководителя в здравоохранении России рассказывает Наталья Комарова- директор Центра развития здравоохранения Московской школы управления СКОЛКОВО

Учреждения системы здравоохранения сегодня для эффективной работы нуждаются не только в высокопрофессиональных специалистах медицинского профиля, но и в грамотных управленцах, которые понимают специфику работы в данной сфере. 

В медицинских структурах в России на данный момент ключевые позиции занимают профессиональные доктора. Однако замечено, что в большинстве случаев им не хватает знаний в сферах экономики и менеджмента, управления персоналом, маркетинга, что в свою очередь ведет к ошибкам в принятии решений и в целом снижает эффективность работы всего коллектива.   

Основной проблемой в данной ситуации является то, что зачастую прекрасные специалисты в сфере медицины не становятся хорошими руководителями, так как при обучении не дается полный цикл образовательных программ и необходимых тем для управления персоналом и ведения финансовой деятельности. При хорошей врачебно-экспертной базе знаний у них отмечается сильный недостаток информации в части коммуникаций и экономики. И здесь важно, чтобы руководители не только проходили курсы повышения квалификации по основной специальности, но и на этапе профессиональной переподготовки и дальнейшего повышения квалификации обязательно обучались менеджменту и управлению.  

Кроме высоких профессиональных компетенций, важнейшим качеством грамотного руководителя является стремление к овладению новыми технологиями и знаниями, тяга к новаторству, творческая инициатива и предприимчивость. Руководитель клиники должен уметь принимать стратегические решения, понимать основные ценности и цели медицины в России, тенденции развития медицинских учреждений.

В работе любого управленца важны знания и навыки управления качеством, построение системы медицинского маркетинга, операционная эффективность медицинского бизнеса, влияние диджитализации на рынок медицинских услуг, корпоративная культура. К сожалению, этому не учат ни в одном медицинском вузе. Программы, сертификационные курсы, по которым сейчас проводится обучение руководителей клиник, не имеют в своей структуре таких лекционных тем. Медицинская клиника – это социальное учреждение и бизнес одновременно. И неважно, государственная это клиника или частная – руководитель должен уметь разбираться и в финансовой деятельности, и в работе с персоналом, и в маркетинге. 

Где брать руководящий персонал – воспитывать внутри или брать со стороны?

Немаловажный вопрос – где найти профессиональных руководителей для учреждений отрасли? И здесь существуют два подхода: «вырастить» их в коллективе или взять со стороны. И в том, и в другом случае есть свои сильные стороны и «подводные камни». 

Как показывает мировая практика, ряд крупных компаний и организаций идет по первому пути. И здесь многое зависит от работы кадровой службы, которая выявляет талантливых сотрудников, направляет на дальнейшее обучение и продвигает по карьерной лестнице. Но это, к сожалению, не частое явление в России, где отсутствие выявления лидеров и, как следствие, создание внутреннего кадрового резерва – одна из главных проблем в управлении. Плюсов в данном подходе немало: человек видит все тонкости работы данного учреждения, знает структуру, процессы, хорошо знаком коллективу. Минусы – необходимость стать авторитетом для коллег, что чаще всего сделать сложно, но при качественной работе сотрудников кадровой службы, при формировании системы внутреннего кадрового резерва это возможно. 

Второй вариант – пригласить на руководящую должность человека из другой организации и даже сферы. Здесь одной из сильных сторон является то, что не придется вкладывать ресурсы и время в его обучение, так как он уже опытный руководитель. К тому же, человек «со стороны» обладает независимым взглядом на общую ситуацию и может выявить скрытые ошибки в организации процесса. Однако и тут есть свои минусы. Часть из них кроется во влиянии человеческого фактора: неизвестно, как сложатся отношения с коллективом, насколько быстро он сможет понять специфику работы данного учреждения и познакомиться с «подводными камнями». В любом случае решение о том, какой из вариантов более приемлем, должно приниматься в каждом случае индивидуально и зависеть от стратегических планов. 

Руководителем рождаются или становятся?

Как показывает практика, хорошего руководителя видно сразу – по его харизме и умению организовать работу всего коллектива четко и слаженно. Такого человека уважают и любят подчиненные и коллеги. Однако не стоит думать, что настоящими лидерами могут стать только те, кто обладает харизмой «с рождения». Ведь каждый из таких менеджеров прошел немалый путь проб и ошибок, перед тем как стать профессиональным руководителем.

Какими качествами должен обладать настоящий управленец в сфере здравоохранения?

В первую очередь он должен быть экспертом в медицине, должен быть хорошим организатором, который знает каждого члена своей команды, его сильные и слабые стороны и в соответствии с этим умеет грамотно распределять обязанности, ставя задачи, распределяя приоритеты, отделяя главное от второстепенного. 

Руководитель должен задавать общий тон работе, быть строгим, но справедливым, уметь использовать материальную и нематериальную мотивацию, при этом формируя коллектив, настроенный на результат и положительный исход в любой ситуации. 

Подводя итоги, можно выделить несколько основных правил, которые позволят вырастить из врача настоящего управленца.

  1. Давайте возможность сотрудникам принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия. Выделите из общей массы лидера, новатора.

  2. Мотивируйте и направляйте. Станьте источником знаний, наставником для будущего руководителя.  

  3. Сформируйте профессиональный HR-отдел, который поможет вам в работе.

  4. Обеспечьте развитие сотрудника (эффективные тренинги и курсы).

  5. Делитесь с командой стратегическими планами и целями компании. Вовлеченность сотрудника должна проявляться не только в зоне ответственности, но и в жизни учреждения в целом.

  6. Проводите мозговые штурмы, на которых сотрудник может показать свои лидерские качества.

  7. Проявляйте демократичность и будьте справедливы. Предельная внимательность (а где-то и строгость) не помешает. 

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1