Как теперь жить, или Не жертвуйте всем ради работы

Из наблюдений последнего времени: люди, для которых работа по жизни стоит на первом месте, и они всем готовы пожертвовать ради неё, обязательно однажды сталкиваются с ситуацией глобального разочарования в ней, а точнее - в компании или своём руководителе.

Как это обычно выглядит:

  • Человек всего себя отдаёт работе – недоедает, недосыпает, даже в выходные отвечает за звонки и на больничные не уходит. Стахановец, в общем. Никто его не заставляет, он сам настолько ответственный (скорее, даже с приставкой «гипер»), что ослабить свой контроль не может. Но в какой-то момент его просят на выход с вещами - что-то там наверху произошло, и он стал неугоден... Как так? Почему я?! Почему меня?!! - у человека шок.
  • Другой похожий случай - когда на освободившееся место руководителя ставят не этого гипер-ответственного товарища, всей душой болеющего за дело и частенько выполняющего обязанности своего босса, а человека со стороны или вообще его ничем не примечательного коллегу... Тут впору разочароваться не только в компании и руководстве, но и в себе и своей работе.

Здесь мне вспоминается крылатое выражение современности (народный фольклор):

Лучше всех в колхозе работала лошадь, но председателем она так и не стала.

  • Также нередкий сейчас вариант, когда кто-то 15-20 лет отдал этой организации, вложился в развитие её или какого-то направления бизнеса едва ли не больше самих собственников, а ему вдруг сообщают о сокращении, потому что дела у компании не очень (а между строк ещё звучит, что он стал слишком дорогим для неё в плане денег). Человек думал, что за его заслуги и многолетнюю лояльность уж ему-то это не грозит, ан нет! Больно, обидно и впереди тупик, так как рынок труда и HR-технологии давно изменились, да и лет ему уже немало - куда он пойдёт?…
  • Руководитель очень верил своему высокому боссу – гендиректору или учредителю, фактически стал партнёром (но не юридически!), а то и приятелем, выводил компанию из кризиса или создавал в ней что-то с нуля, но в результате с ним обошлись как-то некрасиво – обманули в деньгах, не выделили обещанную долю в бизнесе или ещё как-то подставили. Объяснение было банальным: «это бизнес, детка!». И хотя на увольнении не настаивают, самому оставаться рядом с людьми, которым больше не доверяешь, не представляется возможным...

Этот список случаев, когда человек ради работы – всё, и она сначала отвечала ему взаимностью, а затем что-то случалось по не зависящим от него причинам, и карьера шла под откос, можно продолжать бесконечно.

Некоторые «потерпевшие» вынуждены пройти через серию подобных ситуаций, чтобы до них наконец-то дошло, что пора менять мировоззрение (да-да, не место работы, а себя изнутри). Это уроки, которыми жизнь лечит таких людей от излишней доверчивости и зависимости от работодателя. Тут как и в личных отношениях: если ты слишком, слишком привязан, буквально растворяешься в партнёре и сливаешься ним, забывая о себе, - это начало конца: ты потеряешь сначала себя, а потом и его - тем или иным образом.

И чем больше была сделана ставка на эти отношения, тем острее будет переживаться кризис крушения надежд.

Никто и ничто не должны быть для человека важнее его самого. Но для этого нужно растить свой внутренний стержень, опору, которая даст устойчивость и самостоятельность. Когда же мы придаём чрезмерное значение чему-то внешнему в своей жизни, мы перемещаем свою опору туда, делая себя уязвимыми. По аналогии с видеокассетами VHS – помните, были такие?;) Если поставить 2 кассеты рядышком, на ребро, то они будут спокойно стоять. И даже если одну убрать, вторая не упадёт. А вот если их скрестить так, что одна будет опираться на другую (или обе они станут опорой друг другу), то, лишившись подруги, первая уже не выстоит.

Так вот, когда мы возводим настолько в приоритет свою работу, что не мыслим себя без неё, мы теряем опору и падаем, как та VHS-ка, когда нас вынуждают уволиться. Но это полбеды – потерять место. Гораздо острее люди переживают психологический момент крушения всего и вся, их буквально накрывает от обиды на несправедливость по отношению к ним. А если такое повторяется ещё и ещё (что в наши дни частенько случается с ТОПами), то у человека подрывается базовое доверие к миру, рушится самооценка, и выбираться ему из этого состояния не один месяц, а то и год.

Чтобы этого не случалось, рекомендую:

  1. Снижать сверх-значимость работы, особенно, если бизнес – не ваш. Это не значит начать трудиться кое-как. Это значит – делать всё качественно и в срок, но не рвать жилы, добавить где-то философского отношения (особенно, если видите, что вашему руководству это нужно меньше, чем вам самим). Тут важно помнить вот что: чем больше мы делаем ставку на что-то, тем выше наши ожидания получить что-то в ответ, и, соответственно, сильнее разочарование, если этого не происходит. Снижая значимость, мы избавляем себя от этих страданий.
  2. Помнить о балансе личного и рабочего. Не нужно жертв – вы у себя один (одна)! Да и на работе вас ценят и держат лишь до тех пор, пока это выгодно, пока с вас есть, что взять. Если вы выгорите – расстанутся тут же. Звучит цинично, но это так. Не зря персонал компаний в современном мире носит название " human resources" - т.е. "ресурсы", пусть и человеческие. А к ресурсам у всех сугубо утилитарный подход.
  3. Не забывать, что каждый человек всегда преследует свои личные интересы, особенно – в бизнесе. Поэтому всецело полагаться можно только на себя, какие бы райские кущи вам не обещали. И даже если вам кажется, что уж вы-то – точно не такой, всё делаете ради других, вынуждена вас огорчить: если копнуть глубже в вашу психологию, окажется, что вы тоже стараетесь прежде всего ради себя – чтобы чувствовать себя нужным, важным, ценным, уважаемым, "принятым в стаю". И лучшее средство профилактики здесь – не выгибаться дугой, стараясь показать, какой вы супер-работник (и тем самым получить толику признания), а дать самому себе это внутреннее уважение и ощущение ценности. Тогда всё встанет на место. Но дело это не быстрое, по щелчку пальцев себя в другой режим не переключишь, поэтому надо задать направление и постепенно развиваться в нём. Чего вам и желаю!

И в заключение. Если поздно заниматься профилактикой, то есть с вами это уже произошло, помните о том, что хоть работу вы и потеряли, навыки остались с вами. И они ценны. Ничего не бывает зря, особенно затраченные усилия. Если вы много лет развивали чужой бизнес, то, может быть, пришло время развивать свой или продавать свои умения навынос тем, кому они интересны?

Галина Бобкова, консультант по карьере и самореализации, www.ccgb.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1