Как сказать "нет" боссу, не выглядя ленивым или некомпетентным

Аватар пользователя Журнал HR-Portal
  • Работники бросают своим работодателям так много вызовов, как никогда раньше, но, будучи сотрудником, вы по-прежнему находитесь под риском показаться ленивым или незаинтересованным в своей работе, если будете говорить «нет» слишком часто.
  • Если вы должны сказать своему начальнику «нет», когда он поручает вам новый проект, найдите способы поработать с ним над завершением этой задачи, не перегружая себя.

Когда вам приглашают на какое-то корпоративное мероприятие, которое звучит, как сущая чепуха, то в большинстве случаев вы можете просто ответить: «Спасибо, мне это не интересно» и чувствовать себя вполне нормально.

Однако попробуйте воспользоваться той же тактикой с вашим начальником, и вы увидите, как его брови поднимаются в недоумении.

И хотя работники по всей стороне бросают своим работодателям так много вызовов касаемо политических вопросов, говоря «нет, спасибо» своему начальнику, когда он поручает вам новый проект, может сигнализировать ему о том, что вы ленивы или вам не интересна ваша работа.

Даже если вы перегружены другими проектами, или, если вы не уверены, что вы – лучший выбор на роль того, кто справится с этой задачей, вам никогда не стоит говорить «нет» с ходу или без раздумий.

Вместо этого вам следует подумать над тем, как вы можете сказать «да».

По словам Майкла Керра, международного бизнес-спикера и автора книги «The Humor Advantage», ваш вопрос должен всегда звучать так: «Как мы», - то есть вы и ваш начальник, - «можем сказать «да» вместе?».

Чтобы выяснить, как лучше всего реагировать на подобные ситуации, мы проконсультировалось с Керром и Линн Тейлор, национальным рабочим экспертом и автором книги «Tame Your Terrible Office Tyrant: How to Manage Childish Boss Behavior and Thrive in Your Job» о том, как говорить «нет» в различных сценариях. Читайте дальше, чтобы узнать их лучшие советы.

Если вы уже перегружены другими поручениями:

«Я был бы рад заняться этим проектом, но значит ли это, что [любой другой проект, над которым вы сейчас работаете] должен быть отложен до завтра, потому что я планировал потратить следующие три часа на его завершение. Вы действительно хотите, чтобы я отложил его?».

Именно так предлагает отвечать Тейлор, которая утверждает, что «большинство менеджеров просто будут скармливать вам всё больше и больше работы, пока вы сами не скажете «стоп» или «если вы поручите мне X, то от этого пострадает Y».

Иными словами, вам необходимо брать ответственность за список своих задач в собственные руки, потому что ваш начальник этого делать не будет.

Тейлор рассказала, что также важно помнить о том, что вам следует формулировать свой ответ в терминах желания сделать свою работу как можно лучше.

Поэтому, даже если причина, по которой вы не хотите браться за ещё один проект, заключается в том, что из-за него вам придётся остаться на работе до 10 часов вечера, вам следует сообщить своему начальнику, что вы беспокоитесь по поводу того, что это негативно скажется на вашей производительности при работе над другими задачами.

Тейлор заявила, что для вашего начальника «весь вопрос заключается в конечном результате».

Вы можете предложить своему начальнику встретиться и продемонстрировать ему, над чем конкретно вы сейчас работаете. Расскажите ему: «Я действительно хочу быть с вами на одной волне и убедиться в том, что я занимаюсь именно тем, что вы от меня хотите».

Керр также порекомендовал поблагодарить вашего начальника в такой ситуации (серьёзно!) – если вас нагружают проектами, то это означает, что в ваших способностях уверенны.

Если у вас несколько начальников, которые не консультируются друг с другом, когда раздают поручения:

«Вот задачи, которыми я сейчас занимаюсь. Возможно, вы не знали об этом, но меня также попросили заняться [другое поручение], причём поставили этой задаче высокий приоритет. Поэтому было бы неплохо внести ясность, что же действительно обладает высочайшим приоритетом».

В этом случае, рассказал Керр, важно провести «открытый и честный разговор» с хотя бы одним из ваших менеджеров в кратчайшие сроки.

Тейлор рассказала, что можно также написать электронное письмо вашему главному начальнику и отправить его копию другим.

Вы можете сказать что-нибудь в стиле: «Я понимаю, что [любой проект, который поручил вам главный начальник] – это приоритет номер один для нас сегодня, поэтому первую часть своей недели я потрачу на него. Чтобы прояснить, насколько я понимаю, оставшуюся часть недели я буду работать над проектом XYZ вместе с Джоном и Джимом. Если осталось ещё что-то, над чем мне нужно поработать на этой неделе, пожалуйста, проинформируйте меня об этом».

Если вы не считаете, что у вас достаточно навыков для выполнения данного поручения:

«Я был бы рад добавить это в список своих задач в будущем, но прямо сейчас я не чувствую, что мне хватает навыков для [этого поручения]. Я не обучен заниматься таким. Может быть, мы могли бы найти варианты для моего обучения в этом году? Пока я обучаюсь, может быть [один из ваших коллег] займётся этой работой в этот раз? Я знаю, что он прекрасно осведомлён об [этой области]».

Керр подчёркивает, что ваше мышление должно быть направлено на поиск решения проблемы. Вместо простого отказа от поручения, предложите способ справиться с возникшей проблемой – например, пройдя обучение.

Вы даже можете предложить вариант, что в этот раз вы выступите стажёром коллеги, который лучше разбирается в этой области, чтобы вы узнали у него, что вам нужно будет делать в следующий раз.

«Выражайте следующую идею: ‘Я хочу сделать это, но я хочу сделать это правильно’», - рассказал Керр.

Если вы недостаточно уверенны в том, что вы можете сделать хорошую работу, занимаясь этим поручением – а такие ситуации не редкость на рабочем месте, как утверждает сам Керр – он рекомендует сказать вашему начальнику всё, как есть.

Спросите у своего начальника, может ли он предложить вам какую-либо помощь. «Большинство начальников будут уважать вас за подобную открытость», - рассказал он.

В конце концов, рассказала Тейлор, «люди, которые могут устанавливать разумные границы в общении со своим начальством, могут получать большее уважение со стороны своих начальников»,

Человек, который каждый день остаётся на работе допоздна, чтобы закончить работу над 16 разными проектами, потому что он не способен эффективно расставить свои приоритеты – это неэффективный сотрудник.

С другой стороны, человек, который уходит с работы в разумное время, потому что он организован и знает, что ему нужно сделать, вероятно является таковым.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
Автор перевода: 
  • Артемий Кайдаш