Бизнес-план — это документ, который вы составляете для того, чтобы по нему создавать новый проект или развивать существующие проекты. Именно от качества составленного бизнес-плана зависит возможность привлечения инвестиций.
Преподаватель Русской Школы Управления Александр Чигров рассказывает, как правильно составить бизнес план и из каких частей он состоит.
Для чего нужен бизнес-план
1. Внутренние пользователи. Бизнес-план нужен самим руководителям бизнеса или для внутреннего инвестора (собственники, совет директоров и т.д.)
2. Внешние пользователи. Это банки, инвестиционные компании, фонды и внешние инвесторы.
Содержание бизнес-плана
Бизнес-план должен состоять примерно из 100-120 страниц. Но к нему всегда идет большое приложение с более подробными данными, которое иногда может достигать 1000 страниц.
Резюме проекта
Это короткая выдержка с описанием сути проекта на 2-3 страницы. По содержанию стоит на первом месте, но пишется в последнюю очередь.
В нем описывается:
- Суть проекта.
- Основные участники проекта.
- Наличие партнеров.
- Потенциал проекта.
- Стратегия реализации.
- Ключевые прогнозные финансовые показатели (прибыль, инвестиции, расходы).
- Параметры проекта (что вам для этого нужно).
- Целесообразность и условия участия банка или инвестора в проекте (сколько они получат).
- Ключевые факторы успеха и основные риски.
1. Описание проекта
Здесь нужно описать суть проекта, целесообразность его реализации и целесообразность для инвестора. То есть необходимо показать, что инвестору будет выгодно участвовать в этом проекте, поэтому он является привлекательным с коммерческой точки зрения.
2. Обзор компании
При написании этого пункта важно, для какой компании составляется бизнес план: новой или уже действующей. Здесь указывается:
- Миссия (она должна попасть в интересы и ценности инвестора).
- Цели и задачи (куда мы движемся).
- Способы достижения целей.
- Корпоративные ценности.
- Корпоративное видение (то, куда мы должны прийти).
- Основные продукты и структура ассортимента.
- Экономические показатели на текущий момент (если это новая компания, то нужно дать информацию о том, какие показатели вы хотите получить в ближайшие 5 лет).
3. Бизнес-среда
В этой главе нужно описать:
- Рыночные тенденции.
- Темпы роста или падения рынка.
- Сегмент рынка, который вы хотите занять.
- Потенциал этого сегмента.
- Анализ конкурентов.
- Основное потребительское поведение (в каком объеме и каким образом люди покупают такие продукты, для чего они это делают и как можно их стимулировать покупать больше).
4. Описание продукта
Это общее описание продукции, способ ее применения, сравнение с другими товарами на рынке и достоинства продукта. Здесь полезно показать и жизненный цикл продукта — сколько занимает весь процесс от производства до потребления.
5. Общая информация о рынке и характеристика потенциальных направлений сбыта
В этой главе нужно дать общую стоимость рынка и подробное описание каналов сбыта, которые вы планируете использовать (онлайн-продажи, физические магазины и т.д.)
6. Организационный план
Здесь необходимо прописать всю информацию о том, кто будет реализовывать ваш проект:
- Описание и состав команды проекта (ключевые должности).
- Структура управления.
Подробное описание вакансий и требований к должностям в этом пункте указывать не стоит. Это нужно вынести в приложение.
7. План производства
Это глава должны быть в любом бизнес-плане, даже если вы не производите товары, а предоставляете услуги.
- Общая информация о продукте.
- Производственная программа (количество предоставляемых товаров и услуг в месяц, например).
- Обоснование выбора технологии производства и оборудования.
- Ключевые шаги производственного процесса.
Все подробности также нужно вынести в приложение. Здесь указываются только ключевые моменты производства.
8. План продаж и стратегия маркетинга
В этом пункте описывается, каким образом и через какие каналы вы будете представлять ваш продукт клиентам.
9. Анализ ресурсов
Этот раздел часто опускается, если компания занимается предоставлением услуг. Здесь указываются общие данные о строительной или производственной площадке и основных ресурсах, которые вы планируете использовать.
10. Анализ проектных рисков
В этой главе должна быть максимально полная информация о возможных рисках. Ключевыми рисками будут маркетинговые риски, риски участников проекта и юридические риски.
11. План финансирования
Здесь нужно предоставить PNL — отчет о прибылях и убытках. По нему инвестор должен увидеть, каким образом будут распределяться ваши денежные средства с нулевой точки. Сумма финансирования считается так: все ваши минусовые месяцы, которые получатся в PNL, и есть та сумма инвестиций, которую вы будете запрашивать.
В этом же пункте даются ключевые макроэкономические показатели (если они важны): куда двигается курс валют, курс экономики и т.д.
Кроме того, важно прописать прогнозы финансовых показателей. Для этого нужно указать все возможные расходы, планируемую сумму дохода, налоги, ставку дисконтирования и показатели эффективности проекта (IRR, прогнозная стоимость бизнеса, чистая прибыль, выход на точку безубыточности и окупаемости).
Поделиться