Как правильно составить бизнес-план

Бизнес-план — это документ, который вы составляете для того, чтобы по нему создавать новый проект или развивать существующие проекты. Именно от качества составленного бизнес-плана зависит возможность привлечения инвестиций.

Преподаватель Русской Школы Управления Александр Чигров рассказывает, как правильно составить бизнес план и из каких частей он состоит.

Для чего нужен бизнес-план

1. Внутренние пользователи. Бизнес-план нужен самим руководителям бизнеса или для внутреннего инвестора (собственники, совет директоров и т.д.)

2. Внешние пользователи. Это банки, инвестиционные компании, фонды и внешние инвесторы.

Содержание бизнес-плана

Бизнес-план должен состоять примерно из 100-120 страниц. Но к нему всегда идет большое приложение с более подробными данными, которое иногда может достигать 1000 страниц.

Резюме проекта

Это короткая выдержка с описанием сути проекта на 2-3 страницы. По содержанию стоит на первом месте, но пишется в последнюю очередь.

В нем описывается:

  • Суть проекта.
  • Основные участники проекта.
  • Наличие партнеров.
  • Потенциал проекта.
  • Стратегия реализации.
  • Ключевые прогнозные финансовые показатели (прибыль, инвестиции, расходы).
  • Параметры проекта (что вам для этого нужно).
  • Целесообразность и условия участия банка или инвестора в проекте (сколько они получат).
  • Ключевые факторы успеха и основные риски.

1. Описание проекта

Здесь нужно описать суть проекта, целесообразность его реализации и целесообразность для инвестора. То есть необходимо показать, что инвестору будет выгодно участвовать в этом проекте, поэтому он является привлекательным с коммерческой точки зрения.

2. Обзор компании

При написании этого пункта важно, для какой компании составляется бизнес план: новой или уже действующей. Здесь указывается:

  • Миссия (она должна попасть в интересы и ценности инвестора).
  • Цели и задачи (куда мы движемся).
  • Способы достижения целей.
  • Корпоративные ценности.
  • Корпоративное видение (то, куда мы должны прийти).
  • Основные продукты и структура ассортимента.
  • Экономические показатели на текущий момент (если это новая компания, то нужно дать информацию о том, какие показатели вы хотите получить в ближайшие 5 лет).

3. Бизнес-среда

В этой главе нужно описать:

  • Рыночные тенденции.
  • Темпы роста или падения рынка.
  • Сегмент рынка, который вы хотите занять.
  • Потенциал этого сегмента.
  • Анализ конкурентов.
  • Основное потребительское поведение (в каком объеме и каким образом люди покупают такие продукты, для чего они это делают и как можно их стимулировать покупать больше).

4. Описание продукта

Это общее описание продукции, способ ее применения, сравнение с другими товарами на рынке и достоинства продукта. Здесь полезно показать и жизненный цикл продукта — сколько занимает весь процесс от производства до потребления.

5. Общая информация о рынке и характеристика потенциальных направлений сбыта

В этой главе нужно дать общую стоимость рынка и подробное описание каналов сбыта, которые вы планируете использовать (онлайн-продажи, физические магазины и т.д.)

6. Организационный план

Здесь необходимо прописать всю информацию о том, кто будет реализовывать ваш проект:

  • Описание и состав команды проекта (ключевые должности).
  • Структура управления.

Подробное описание вакансий и требований к должностям в этом пункте указывать не стоит. Это нужно вынести в приложение.

7. План производства

Это глава должны быть в любом бизнес-плане, даже если вы не производите товары, а предоставляете услуги.

  • Общая информация о продукте.
  • Производственная программа (количество предоставляемых товаров и услуг в месяц, например).
  • Обоснование выбора технологии производства и оборудования.
  • Ключевые шаги производственного процесса.

Все подробности также нужно вынести в приложение. Здесь указываются только ключевые моменты производства.

8. План продаж и стратегия маркетинга

В этом пункте описывается, каким образом и через какие каналы вы будете представлять ваш продукт клиентам.

9. Анализ ресурсов

Этот раздел часто опускается, если компания занимается предоставлением услуг. Здесь указываются общие данные о строительной или производственной площадке и основных ресурсах, которые вы планируете использовать.

10. Анализ проектных рисков

В этой главе должна быть максимально полная информация о возможных рисках. Ключевыми рисками будут маркетинговые риски, риски участников проекта и юридические риски.

11. План финансирования

Здесь нужно предоставить PNL — отчет о прибылях и убытках. По нему инвестор должен увидеть, каким образом будут распределяться ваши денежные средства с нулевой точки. Сумма финансирования считается так: все ваши минусовые месяцы, которые получатся в PNL, и есть та сумма инвестиций, которую вы будете запрашивать.

В этом же пункте даются ключевые макроэкономические показатели (если они важны): куда двигается курс валют, курс экономики и т.д.

Кроме того, важно прописать прогнозы финансовых показателей. Для этого нужно указать все возможные расходы, планируемую сумму дохода, налоги, ставку дисконтирования и показатели эффективности проекта (IRR, прогнозная стоимость бизнеса, чистая прибыль, выход на точку безубыточности и окупаемости).

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий