Как победить панику, чтобы продуктивно работать? 10 советов от руководителя компании

 

Тревога в эпоху COVID-19 заразна не меньше, чем сам пресловутый вирус. Настроение по всему миру можно охарактеризовать как промежуточный этап между дезориентацией и паникой. Как выжить в период глобальной турбулентности? Личным опытом делится Ольга Чижевская, исполнительный директор Лиги содействия развитию подиатрии, директор ООО "Подиатр".

1. Аккуратно погружаться в информационное поле

Без ограничения потребления контента не обойтись. Для начала можно договориться с самими собой, что прочтению мировых новостей мы уделяем время строго с 19.00 до 19.30 и точка. Обговорить с сотрудниками, что обсуждение «теории заговоров» и прочих covid-сценариев в рабочем чате недопустимо. «Цифровая гигиена» в такой период особенно важна. Нагнетание страха, пропитывание тревожностью подрывают нашу способность ясно и творчески мыслить, работать с приоритетами, делать осознанный выбор.

2. Изучить позитивный опыт предыдущих кризисов

Конечно, никто из нас не был готов к так называемой «сочетанной травме», как говорят врачи, когда на валютный скачок наложились проблемы с пандемией. С другой стороны, компания «Подиатр» существует на российском рынке 15 лет, так что это не первая ситуация, требующая глобального переосмысления. В 2008 и 2014 годах, когда рос курс доллара, наши клиенты – врачи и клиники – запасались впрок заготовками, а не телевизорами, как многие. В 2014 году один из этих клиентов,  заплатив аванс, признал: «Ольга Борисовна, у Вас надежнее, чем в банке». И получал потом продукцию в течение трех лет. Сохраняя лояльность клиентов, мы удерживаем уровень продаж.

3. Разработать индивидуальный подход к сотрудникам

Переход на удаленную работу в определенном роде стресс как для руководителя, так и для сотрудников, не привыкших к такому формату. Мы вынуждены сообща искать способы, как не потерять личную и командную эффективность. Мне в этой ситуации помогает пройденный не так давно курс MBTI (типология личности Майерс–Бриггс). «Типирование» команды позволяет предположить, как те или иные сотрудники поведут себя в новой ситуации, кому из них понадобится помощь. Постоянное поддержание коммуникации сейчас особенно важно: нужно понимать, хватает ли ресурсов конкретному члену команды, нет ли у него каких-то сложностей в новых обстоятельствах. В формате удаленной работы особенно важно своевременно это отслеживать. Нужно учитывать и то, что в режиме «выживания» у многих людей осмотрительность сменяется спонтанной реакцией. Стоит контролировать этот момент во избежание «прорывов плотины».

4. Проводить общие собрания в режиме онлайн

Они сейчас важны не только для мозгового штурма, но и для некоего «расслабляющего эффекта». Психологи напоминают, что изоляция усиливает беспокойство. Так что, в том числе для поддержания равновесия, мы проводим регулярные рабочие онлайн-сессии.

5. Разговаривать с командой о будущем

На каждом этапе жизни компании (а в смутные времена это особенно важно!) руководитель должен максимально честно давать свою оценку ситуации. Всей команде важно видеть, что руководство имеет продуманный вектор действий. Хотя бы такая определенность снижает градус тревожности, прерывает бесконечный поток мыслей о будущем в «эпоху пандемии» и повышает эффективность каждого сотрудника.

6. Довести тревогу до абсурда

Главная задача руководителя в любой неопределенности – снизить ее до управляемого уровня. Мы, к сожалению, пока не можем предположить, сколько по времени могут развиваться события. И то самое состояние непредсказуемости и туманности будущего больше всего вызывает дискомфорт и напряженность. В такой ситуации психологи рекомендуют мысленно разыграть наихудший сценарий из возможных, задавая себе вопрос «И что тогда?» до тех пор, пока не вернется ощущение уверенности и контроля над происходящим. В таком состоянии уже возможно делать осознанные шаги вперед.

7. Видеть новые возможности

Период турбулентности – время, когда люди вспоминают о самосовершенствовании. Действовать, вместо того чтобы накручивать себя, – разумная стратегия.  Мой план-минимум на время карантина: совершенствовать английский и изучать тренинги по личностному росту. Кроме того, сам формат удаленной работы позволяет улучшать свои цифровые навыки, изучать новые технологии.  Осваивать практику лидерства и управления рисками в условиях новой реальности – тоже актуальный вызов.

8. Боремся с гиподинамией. Тело – в дело!

Возможно, пока это не всем очевидно. Но уже скоро многие руководители могут столкнуться с побочным эффектом гиподинамии как у себя, так и у сотрудников. Особенно опасно это состояние для тех, кто в «обычной жизни» много и активно занимался спортом. Они уже привыкли к приливам эйфории после тренировок, обусловленным выбросом гормонов. И теперь быстрее прочих скатываются в тревогу. Всем нам необходимо не менее 150 минут физической активности в неделю. Сохранить должный уровень физподготовки мне помогают домашние тренажеры. Среди них стрейч-платформа с регулируемым уровнем наклона, балансировочные подушки и подвесные петли для функционального тренинга, превращающие даже малогабаритную квартиру в тренажерный зал.

9. Откладываем перфекционизм на дальнюю полку

Руководителю в это «беспрецедентное» время проще дистанцироваться от стресса, если немного «отпустить вожжи» по отношению к самому себе. Критика – прекрасное «топливо» для панических состояний. Важно объяснить себе, что абсолютно правильных решений в этот период не существует. Правила действуют, когда ситуация стабильна (шутка про сферического коня в вакууме тут будет весьма кстати). Когда выбор и решения принимаются в зоне незнания, шкала оценок не работает. Решения могут быть обоснованными и взвешенными. Точка. И прочь деструктивные рефлексии!

10. Думаем о том, чем займемся после пандемии

Пока невозможно предсказать ни продолжительность всеобщей изоляции, ни ее последствия для экономики. Но можно спрогнозировать, какие товары и услуги окажутся востребованными в мире после пандемии. Сценарии на долгосрочную перспективу сами по себе создают будущее компании и вдохновляют на движение вперед. Возможно, кто-то сейчас выбирает тактику выжидания или даже остановку деятельности. Но, на мой взгляд, такая стратегия может быть разрушительна для бизнеса. Само бездействие может быть катализатором тревоги и нарастающего кризиса.

И наконец, в ситуации глобальной неопределенности не забываем, что наши самые важные активы — это мы сами, наша семья и наша команда. Как бы высокопарно это не звучало, но так оно и есть. Если помнить про это именно в такой формулировке, то поддаваться панике просто не получится!

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1
Аватар пользователя Martin

Этими  правилами можно и нужно пользоваться всегда, не все хотят или умеют это делать.