Как начать свою карьеру?

Учиться и подрабатывать или работать и подучиваться?

Здравствуйте всем! Итак, наступила замечательная летняя пора, а это значит, что сотни тысяч выпускников школ в нашей стране думают о том, как  построить свой процесс профессионального образования. Неважно, будет ли это среднее  или высшее профессиональное образование, цель одна - получение профессии по той или иной специализации, и скорее всего, даже дальнейшая работа в рамках этой специальности, но как и всё в этом мире - это не точно. И так уж получилось, что сейчас ещё и происходит смена поколений, а если точнее, то поколение Z (2001 г.р. и далее) сменяет поколение Y (1988 г.р.- 2000 г.р.) в учебных заведениях нашей страны, но об этом я расскажу в следующий раз.

Этот пост он больше не о каком-то рейтинге ВУЗов или профессий, он о проблемах, возникающих при первых шагах в построении своей трудовой карьеры, и о том, как эти проблемы можно решить с минимальными потерями.

Куда поступать?

Наверное, это один из самых сложных вопросов в нашей жизни. И как же несправедлиово, что возникает он в возрасте 17-18 лет, а не в более осознанные периоды нашей жизни. Когда-то, группа "Каста" выпустила песню под названием "Сочиняй мечты" и как раз, одна из тех строчек была посвящена проблеме осознания того, что  "поступил не на тот факультет". Не буду скрывать, эта проблема коснулась и меня, а закончилось всё отчислением с третьего курса Исторического факультета, но, честно говоря, я абсолютно не жалею о том что это произошло, и сейчас, с большим удовольствием получаю образование, которое я осознанно выбрал во взрослом возрасте, пребывая в ясном уме, трезвой памяти, обладая неким жизненным опытом и распологая представлением о современном рынке труда. И что достаточно забавно, и даже немного символично, что недоучившись на преподавательскую специальность, я стал....барабанная дробь....специалистом по обучению персонала.... Ну что же, давайте более подробно рассотрим проблемы нашего профессионального образования и начала построения карьеры, а там глядишь, и придём к какому-то конструктиву.

Проблема первая. Я бы в лётчики пошёл...или в юристы?

К сожалению, в Российских школах очень низкий уровень профессионального ориентирования, если не сказать что оно вообще существует. На деле, оно в большинстве случаев представляет из себя разделение по общим профилям подготовки в старших классах, ну и собственно на этом всё. Даже так называемые "элитные" школы не могут похвастаться достижениями в сфере предоставления ученику информации о рынке труда и профессиях на нём представленным. И эта проблема проблема, которая в дальнейшем приводит к тому что будучи абитуриентом ты поступаешь на факультет авиастроения,а на третьем курсе уже ненавидишь это направление,и вообще видишь себя в дальнейшем этнологом или специалистом по уголовному праву. В конечном итоге, это всё потерянные годы, а если это ещё и платное образование, то серьезные финансовые потери.

Как решать?

 - Реформа образования. По поводу ЕГЭ уже давно надо успокиться - это на самом деле очень неплохая вещь, а вот отсутствие проф. ориентирования, не есть хорошо.

 - Своими силами уже в возрасте 16-17 лет смотреть карьерные сайты и делать первые шаги в трудовой деятельности. Конечно, больших денег там не будет, и вполне возможно что их не будет вообще, но уже будет минимальный опыт и хоть какое-то осознание своей будущей карьеры.

Проблема вторая. Гумманитарный груз.

Мемы и шутки про тесную связь филолога с ресторанами бытрого питания, стали такой же классикой, как песня Игоря Николаева - "Выпьем за любовь". Но это не так и далеко от правды, к великому сожалению. Дело в том, что уже поступив на факультет по гумманитарной специальности, студент понимает дальнейшие и не совсем радостные перспективы своего трудоустройства. Основная причина, конечно же, это низкая оплата за труд такого работника и очень туманные перспективы дальнейшего роста что в карьерной, что в финансовой составляющей. И что же делать, если работа культурологом тебя не устраивает, а политологи в городе с населением в 100 тыс. человек пока не требуются?

 - Relax,take it easy. Простой стоит признаться себе что дальнейшая специализация будет другой и спокойно получать образование. Да, как раз слово спокойно, пожалуй, будет являться решающим, учитывая относительную лёгкость, по сравнению с техническими или медицинскими специальностями, процесса обучения. Если использовать это время с умом, и дать старт своей трудовой деятельности с первого или второго курса,то к выпускным экзаменам можно стать руководителем начального звена, как один из моих близких товарищей.

 - Всегда будет время на дополнительное образование. На данный момент, недостатка в различных проф. академиях и курсах точно нет. И я очень рекомендую, уже в студентческое время обеспокоиться получение дополнительных сертификатов по той специальности, где вы хотите в дальнейшем работать и развиваться.

- Не игнорируйте студентческие мероприятия. Участие в таких мероприятиях как КВН, Студ. весная и тому подобные им, развивают не только ваше чувство собственной важности, но и все 4 направления софт скиллов  - интеллектуальные, волевые, речевые и лидерские компетенции. Между прочим, продвижение вашей дальнейшей карьеры на 80% процентов зависит от этих умений.И вот это точно.

Проблема третья. Забудьте то, чему вы учились в институте.

О, да! эта фраза ждёт многих только-только поступивших на работу выпускников. И дело даже не в том, что работодатель считает себя чрезмерно умным и таки горит желанием перевернуть представление об этом мире. Просто стоит признать, за исключением десяти - двадцати вузов в нашей стране, ситуация с уровнем высшего образования все не так хорошо. И причина здесь в том, что сама суть образования, особенно если мы возьмём направление экономики, некоторых технических специальностей, бизнес образования не соответствует современной картине мира, и это тот фак, который вряд ли кто-то будет оспаривать. К примеру, недавно общался с выпускницей одного из экономических вузов, и она рассказала как они проходили предмет под названием "1С". К сожалению, не могу описать всё в красках, но это всё равно что изучать программирование на меловой доске.

Что делать с этим?

 - Поступать в наиболее престижный ВУЗ. Решение очевидное, но есть много минусов: дорого, мало шансов для подработки, не факт что вы реально сможете потянуть уровень учебного заведения.

 - Смириться с тем, что учиться вы будете всю жизнь. Поверьте мне, получение диплома - это только начало вашего обучения, просто дальше будет больше практики, ну и стипендия больше чем у студентов.

Проблема четвёртая. "Из грязи в князи." V. 2.0

Возвращаясь к профессиональному ориентированию, не могу не затронуть тему изменчивости востребованности профессий на рынке труда. Действительно, та специальность которая на момент поступления считалась престижной, хорошо оплачиваемой, и востребованной - через пять лет перестанет быть таковой, ну или возможен обратный сценарий. И это никогда не угадаешь, особенно в России, где одним росчерком пера в силовых ведомствах были подняты заработные платы на достаточно большой процент. Просто стоит признать, что такова реальность, хотя, лично я считаю, что это дико неправильно.

Как с этим жить?

 - К сожалению, эти тенденции очень сложно угадать обычному человеку, а тем более в юном возрасте. Но я очень не советую постоянно менять свою сферу деятельности, только лишь ради работы в трендовой области. Если работник профессонал своего дела, то такие вещи как престиж, деньги и плюшевые условия труда придут в качестве бонуса.

Проблема пятая. Частный университет с очень претенциозным названием.

Нет. Просто нет. Вот вообще нет.

Проблема финальная. А стоит ли овчинка выделки?

Безусловно стоит. Высшее образование, даже если это самая невостребованная специальность на рынке труда, это базис знаний, который будет подкрепляться навыками в дальнейшем, а в случае получения высшего образования заочно, как у меня, это отличная систематизация и заполнение пробелов знаний. Ну и никто не отменял того факта, что с помощью студентческий активности и задора, та самая "работа мечты" придёт к вам сама, а не вы будете искать её долгими годами.

Ну и что мы имеем в итоге:

 - Интересуйтесь работой уже в юности, смотрите уровни зарплат и требований

 - Гумманитарий - это не приговор

 - Учиться - это на всю жизнь. Но дальше, этот процесс будет более конкретным, понятным и увлекательным и такого количества лекций уже не будет

 - Надо держать нос по ветру тенеденций на рынке труда, но не пытаться ухватить хвост любой вакансии

 - И самое главное. Студентческий возраст, в современном мире, не означает что вы должны всё врёмя посвятить зубрёжке и подготовке к сессии и защите диплома. В этом возрасте вам проситительны ошибки в выборе сферы деятельности, специальностях, вы еще учитесь ставить себя в коллективе и ориентироваться уже во взрослой жизни, но здесь, как и в вождении автомобиля, очень много решает практика.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий