Как менеджеры могут помочь сотрудникам справиться со стрессом

Как показало совместное исследование компании HeadHunter и телемедицинского сервиса “Доктор рядом”, постоянное напряжение на рабочем месте испытывает 50% россиян, а 25% чувствуют себя “загнанными в тупик”. В такой ситуации сотрудникам сложно концентрироваться на задачах, они чаще допускают ошибки, срываются на коллегах и клиентах. Стресс блокирует мозг и не дает ему выполнять простейшие задачи. В итоге это снижает производительность работы команды в целом. Согласно исследованию компании Gallup, стресс сотрудников на рабочем месте во всех странах в целом снижает производительность на 10% ВВП и обходится мировой экономике в $8,1 триллиона в год. 

Как менеджеры и руководитель могут помочь сотрудникам справиться со стрессом рассказывает инвестор, визионер, исследователь, Сардар С. Сардаров

Почему сотрудники испытывают стресс?

В целом, стресс — нормальная физиологическая реакция на нестандартную ситуацию (которую организм нередко может воспринимать как опасную). В небольших дозах он даже полезен, так как заставляет физические и интеллектуальные силы мобилизоваться для решения сложных задач. Но, проблема заключается в том, что для организма все источники стресса одинаковые и не имеет значение, встретили мы медведя в лесу или не справляемся с большим количеством работы, — в обеих ситуациях запускается один и тот же механизм: вырабатывается адреналин, который должен помочь человеку справиться с ситуацией.  Разница заключается в том, что опасность в лесу мы встречаем редко, а с проблемами на работе человек может сталкиваться каждый день. В итоге стресса становится слишком много и организм истощается.

5 причин стресса на рабочем месте

  • Напряженный график работы. Согласно результатам исследования сегодня работа интенсивнее, чем несколько десятилетий назад. Развитие digital технологий привело к тому, что мы находимся на связи и включены в рабочий процесс в любое время, а “удаленка” стерла границу между офисом и домом. Трудно расслабиться и отдохнуть, когда сообщение от начальника может прийти в любой момент. Постоянное напряжение приводит к моральному истощению, снижению продуктивности и потери интереса к работе.
  • Конфликты внутри отдела и между подразделениями из-за недостаточной регламентации рабочих процессов. Согласно отчету Wrike несмотря на большое количество каналов связи в компаниях, проблемы с коммуникациями между подразделениями являются одним из основных факторов, вызывающим стресс у сотрудников. 
  • Турбулентная ситуация. В состоянии неопределенности, тревожность сотрудников неизбежно повышается, а вместе с ней снижается вовлеченность в рабочий процесс. Так, во время пандемии в 2020 году, она снизилась на 20%, так как страх перед неизвестной болезнью и ее последствиями, опасения за свое здоровье и здоровье близких, отодвинули мысли о работе на второй план. 
  • Перфекционизм и гиперответственность. Перфекционисты, как правило, предъявляют высокие требования к себе и окружающим и любое несовпадение ожидания и реальности приводит к стрессу. 
  • Неудовлетворение финансовыми условиями также можем порождать переживания, которые сказываются на эффективности рабочего процесса. 

Стресс-менеджмент

Как говорил известный ученый-эндокринолог Ганс Селье: “Не следует бояться стресса. Стрессом надо управлять.” Сделать это можно с помощью стресс-менеджмента, который помогает своевременно распознать проблему и найти ее причины. После этого в зависимости от ситуации можно применить одну из трех стратегий стресс-менеджмента:

  • Уйти от стресса здесь и сейчас. Такой вариант не решает проблему, но быстро снимает напряжение. Например, пара дней со сменой обстановки иногда помогает разгрузить голову и взглянуть на ситуацию с другой стороны. 
  • Повлиять на стрессовые факторы. Например, можно попробовать обсудить с руководством смену графика работы, автоматизацию части процессов или передачи отдельных обязанностей другим членам команды. 
  • Изменить отношение к стрессовой ситуации. Это оптимальный способ преодоления напряжения, но требует больших психологических усилий, в том числе, работу со специалистом. 

На работе сотрудники ограничены в своих действиях: они не могут приходить на работу и уходить, когда пожелают, отказываться от сложных проектов и общения с непростыми клиентами. Поэтому задача менеджеров и руководителей — создать максимально благоприятные условия труда и минимизировать риски возникновения выгорания. 

Самый эффективный и простой способ узнать об уровне стресса сотрудников - напрямую спросить у них об этом, например, провести анонимный опрос. 

Способы профилактики и борьбы со стрессом на рабочем месте

  • Внедрение программ well –being (в переводе с англ. “здоровье и благополучие”). В последние годы крупные компании в России и за рубежом внедряют программы, которые охватывают все сферы жизни сотрудников: физическое, финансовое, социальное и эмоциональное благополучие. Например, в “Росатоме” сотрудникам доступна телемедицина, расширенная диспансеризация за счет компании, профессиональная психологическая помощь, индивидуальное карьерное консультирование, марафоны правильного питания и спортивные мероприятия; правовая помощь по налоговым, семейным и наследственным вопросам, вебинары по финансовой грамотности и многое другое. Таким образом, работодатель комплексно подходит к решению проблем сотрудников.
  • Правильная мотивация. Моральная мотивация не менее важна, чем материальная. Людям важно чувствовать значимость собственного вклада в общее дело, поэтому задача менеджеров и руководства отмечать достижения сотрудников, а не воспринимать их, как должное. 
  • Своевременная и конструктивная обратная связь. В условиях удаленной работы значимость отзыва со стороны коллег и руководителей возросла в несколько раз. Чтобы сотрудник не чувствовал себя одиноким, оторванным от компании, следует регулярно общаться с ним: еженедельно обсуждать текущие и будущие задачи, делиться данными о делах компании и проектах, хвалить на успешное выполнение заданий, а также подробно разбирать ошибки. 
  • Применение принципа Agile при решении задач и продвижении к цели. Его смысл заключается в максимальном упрощении задач, улучшении коммуникации внутри команды и разделении большой работы над проектом на временные интервалы, “спринты”, с промежуточными целями. Задача руководителя в этом случае грамотно распределить ресурсы и расставить приоритеты. 
  • Work-life balance или «грамотное совмещение работы и жизни». Чаще всего баланс между работой и личной жизнью нарушен у трудоголиков, которые с радостью выходят на работу в выходные дни и годами не берут отпуск. Такой трудоголизм поощрять опасно, потому что при регулярной перегрузке ресурсы организма быстро истощаются, поэтому компании, наоборот, должно быть выгодно, чтобы работники соблюдали баланс между работой и личной жизнью. Для этого руководители могут уменьшать количество переработок, организовывать короткие перерывы в работе, а также своевременно предоставлять отпуска и напоминать о них сотрудникам. 

Полностью исключить стресс на работе и в жизни, конечно, нельзя, но менеджмент и руководство может создать такую комфортную рабочую среду, которая минимизирует количество стрессовых ситуаций и поможет сотрудникам достичь того самого work-life balance. 

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1