В сложных экономических условиях бизнесу приходится пересматривать многие внутренние процессы, в том числе и планирование. Несмотря на то, что иногда бывает сложно предсказать дальнейшее развитие событий, все-таки можно выстроить дальнейшие планы таким образом, чтобы не просто остаться на плаву, а даже усилить свои позиции на рынке.
Преподаватель Русской Школы Управления Александр Чигров рассказывает, что стоит изменить в бизнес-планировании в сложных, турбулентных условиях.
Планирование — это важнейших инструмент прогнозирования и постановки целей. Оно позволяет нам четко определить, к чему мы хотим прийти, в какие сроки, с помощью каких инструментов и каких результатов ожидаем в итоге.
Что изменить в системе планирования
1. Сократить горизонта планирования
Существует три уровня планирования, каждый из которых требует пересмотра по срокам:
- Стратегическое планирование. Обычно мы планируем деятельность на долгий период, например на 5 лет. Однако при глобальных изменениях сталкиваемся с большей долей непредсказуемости и высокой вероятностью попадания в риски. Поэтому горизонт планирования стоит сократить до 2-3 лет.
- Среднесрочное планирование. В обычных условиях мы строим планы на 2-3 года. Но в условиях турбулентности стоит сократить сроки среднесрочного планирования до года.
- Краткосрочное (тактическое, операционное) планирование. Здесь сроки разбиваются на более короткие промежутки. Ставим планы на квартал или полугода, затем на каждый месяц, а далее двигаемся короткими спринтами (как при проектном управлении).
2. Включить управление рисками
В турбулентное время обязательно нужно включить управление рисками при планировании(если вы не делали этого раньше). Например, спланировать изменение цены: что будем делать в зависимости от изменения цены в ту или иную сторону.
3. Быть готовым к внедрению изменений
Необходимо менять подход к планированию и ведению бизнеса в зависимости от ситуации. Топ-менеджмент должен быть готов к внедрению изменений и принятию сложных решений.
4. Анализировать конкурентов
Обязателен анализ конкурентов: что с ними будет происходить и как мы можем занять ту или иную долю рынка в зависимости от этого. Где мы сейчас, чем обладаем, какие ресурсы есть, какую часть рынка занимаем, какую часть можем отдать, а какую-забрать — все это важно продумать заранее.
5. Пересмотреть подход к финансовому планированию
Важно искать новые возможности, а не только защищаться от рисков. И на это могут понадобиться дополнительные инвестиции в бизнес. Каким образом мы будем получать инвестиции, чтобы развиваться? Как будем распределять бюджет? Какие формы привлечения капитала мы можем использовать, а какие нет, какие есть новые каналы финансирования? Ответы на эти вопросы помогут вам грамотно встроить дальнейшую работу.
6. Усилить тактическое планирование
Нужна четкая система бизнес-процессов, они должны быть регламентированы. Любая система управления процессами поможет выстроить работу, создать регламенты (что человек делает и к чему он должен прийти). На основании этих регламентов нужно установить конкретные KPI. Благодаря этому сотрудники будут четко встроены в стратегический план. Будет понятно, какие требования мы выставляем к людям применительно к кризисной ситуации.
7. Пересмотреть планирование потоков клиентов и маркетинговое планирование в целом
Что происходит с нашими клиентами, как меняются приоритеты аудитории? Куда и почему может начать уходить наш клиент? Как в связи с этим нужно поменять каналы и стратегию продвижения? Подстраивайтесь под изменения рынка и следите за поведением аудитории, чтобы использовать только действительно эффективные инструменты.
Поделиться