Как бизнесу строить планы в период турбулентности

В сложных экономических условиях бизнесу приходится пересматривать многие внутренние процессы, в том числе и планирование. Несмотря на то, что иногда бывает сложно предсказать дальнейшее развитие событий, все-таки можно выстроить дальнейшие планы таким образом, чтобы не просто остаться на плаву, а даже усилить свои позиции на рынке.

Преподаватель Русской Школы Управления Александр Чигров рассказывает, что стоит изменить в бизнес-планировании в сложных, турбулентных условиях.

Планирование — это важнейших инструмент прогнозирования и постановки целей. Оно позволяет нам четко определить, к чему мы хотим прийти, в какие сроки, с помощью каких инструментов и каких результатов ожидаем в итоге.

Что изменить в системе планирования

1. Сократить горизонта планирования

Существует три уровня планирования, каждый из которых требует пересмотра по срокам:

  1. Стратегическое планирование. Обычно мы планируем деятельность на долгий период, например на 5 лет. Однако при глобальных изменениях сталкиваемся с большей долей непредсказуемости и высокой вероятностью попадания в риски. Поэтому горизонт планирования стоит сократить до 2-3 лет.
  2. Среднесрочное планирование. В обычных условиях мы строим планы на 2-3 года. Но в условиях турбулентности стоит сократить сроки среднесрочного планирования до года.
  3. Краткосрочное (тактическое, операционное) планирование. Здесь сроки разбиваются на более короткие промежутки. Ставим планы на квартал или полугода, затем на каждый месяц, а далее двигаемся короткими спринтами (как при проектном управлении).

2. Включить управление рисками

В турбулентное время обязательно нужно включить управление рисками при планировании(если вы не делали этого раньше). Например, спланировать изменение цены: что будем делать в зависимости от изменения цены в ту или иную сторону.

3. Быть готовым к внедрению изменений

Необходимо менять подход к планированию и ведению бизнеса в зависимости от ситуации. Топ-менеджмент должен быть готов к внедрению изменений и принятию сложных решений.

4. Анализировать конкурентов

Обязателен анализ конкурентов: что с ними будет происходить и как мы можем занять ту или иную долю рынка в зависимости от этого. Где мы сейчас, чем обладаем, какие ресурсы есть, какую часть рынка занимаем, какую часть можем отдать, а какую-забрать — все это важно продумать заранее.

5. Пересмотреть подход к финансовому планированию

Важно искать новые возможности, а не только защищаться от рисков. И на это могут понадобиться дополнительные инвестиции в бизнес. Каким образом мы будем получать инвестиции, чтобы развиваться? Как будем распределять бюджет? Какие формы привлечения капитала мы можем использовать, а какие нет, какие есть новые каналы финансирования? Ответы на эти вопросы помогут вам грамотно встроить дальнейшую работу.

6. Усилить тактическое планирование

Нужна четкая система бизнес-процессов, они должны быть регламентированы. Любая система управления процессами поможет выстроить работу, создать регламенты (что человек делает и к чему он должен прийти). На основании этих регламентов нужно установить конкретные KPI. Благодаря этому сотрудники будут четко встроены в стратегический план. Будет понятно, какие требования мы выставляем к людям применительно к кризисной ситуации.

7. Пересмотреть планирование потоков клиентов и маркетинговое планирование в целом

Что происходит с нашими клиентами, как меняются приоритеты аудитории? Куда и почему может начать уходить наш клиент? Как в связи с этим нужно поменять каналы и стратегию продвижения? Подстраивайтесь под изменения рынка и следите за поведением аудитории, чтобы использовать только действительно эффективные инструменты.

Рубрика: 

Поделиться