Транспрофессионалы пришли, как водится, с Запада и очень быстро внедрились на рынок труда как кадры принципиально новой формации. Образовалась своего рода модная тенденция, схожая с поветрием начала 90-х, когда в придачу к собственно профессии соискателей красило непременное знание английского и уверенное владение ПК. Сегодня серьёзные компании выставляют запросы на поиск транспрофессионалов, но все ли их руководители отчётливо понимают, с кем придётся иметь дело?
Кот в мешке
Опросив с десяток HR-специалистов, приходится признать: трактовка образа настоящего мультипрофессионала размыта и неконкретна. Каждый специалист по кадровому менеджменту по-своему понимает, кто это такой — и «управленец и функционал в одном лице», и «мастер комплексных решений», и «тот, кто может воплотить в одиночку целый проект», и даже «человек, который знает и умеет всё в своей отрасли».
Истина, как всегда, посередине: транспрофессионал — это специалист, обладающий настолько широкими навыками в своей профессии, что они захватывает и все смежные области. Рекламный менеджер-транспрофессионал умеет не только продавать идеи и привлекать заказчика, но и писать талантливые тексты, заодно он хорошо ориентируется в рыночной нише того продукта, который должен рекламировать, умеет анализировать данные и прогнозировать рекламные кампании с финансовой стороны. Список можно продолжить до бесконечности.
На первый взгляд, универсальные работники — бесценная находка для компании. Однако HR-консультанты советуют учитывать не только плюсы, но и минусы, чтобы не разочароваться, угодив в ловушку завышенных ожиданий.
Пять преимуществ
Замах на максимум
ККА «ФромТайм-Персонал»:
— Выгода сотрудничества с транспрофессионалом, которая сразу же выходит на первый план, — это возможность быстро вывести свою компанию на принципиально новый уровень. Транспрофессионалы ценятся, прежде всего, за умение совмещать стратегию с тактикой, видеть цель и пути к ней одновременно, решать поставленные задачи в комплексе, а не только в узких рамках специализированного опыта. Так можно замахиваться на программы-максимум, не опасаясь, что на каком-то уровне сотрудникам не хватит знаний, чтобы довести начатое до конца. Все возникающие при воплощении проекта «дыры» будут своевременно залатаны всесторонне подкованным работником.
Смена этикетки
КА MainStaff:
— В компании, где работает транспрофессионал, непрерывно происходит переоценка ценностей — и это служит отличным стимулом и толчком к дальнейшему поиску оптимальных решений. Ошибки быстро постигаются на практике, и им тут же находится альтернатива. Программа пошагового анализа рынка занимает слишком много времени — прекрасно: значит, пора использовать геомаркетинг.
Экономная экономика
КА «25-й кадр»:
— Очевидный для многих руководителей плюс — возможность сократить количество узкоспециализированных сотрудников, заменив их транспрофессионалами. Таким образом, значительно снижаются затраты на работников и их рабочие места. Главное, правильно рассчитать, сколько людей оставить, и наладить их максимально эффективное взаимодействие.
Вперёдсмотрящие
ККК «Топкадр»:
— «Трансов» отличает отличная профессиональная интуиция, к тому же, вникнув во все сферы бизнеса, связанные с проектом компании, они хорошо представляют картину в целом. Это, а также наработанные опыт и знания, позволяют успешно заниматься прогнозированием, даже в тех сферах, где компания пока не проявила себя, и расширяться, таким образом.
Непрерывность процесса
КА «Кадровый Центр Эксперт»:
— Конечно, грамотное «использование» транспрофессионалов обеспечивает бизнес-процессам непрерывность. Это связано, во-первых, с тем, что на проекте занято гораздо меньше людей, во-вторых, отдельными участками организационной структуры управляет один и тот же человек. И то, и другое — хорошая защита от накладок и ошибок. Контроль и самоконтроль — несопоставимые по эффективности вещи. Собственноручно изготовленный бизнес-план учитывает манеру ведения дел, ведь автор точно знает свои возможности.
Пять недостатков
Замкнутый круг успеха
ККА «ФромТайм-Персонал»:
— Эффективность использования транспрофессионалов работает до определённого уровня успешности компании. Как только она выйдет на принципиально новую — высокую — позицию и превратится в крупную организацию, начнутся проблемы. Транспрофессионал хорош только в средних фирмах, потому что там он на своём месте — необходимо осваивать новые горизонты, а это и есть его предназначение. Как только горизонты достигнуты, требуются качественные функционалы — люди, которые не обладают широким кругом профессиональных знаний, но зато хорошо разбираются именно в специфике управления очень крупной компанией. Здесь уже нет нужды в поиске новых инструментов взаимодействия с рынком, не надо нарабатывать связи, подтягивать недостающие секторы в общую структуру организации. Наоборот, поднимается в цене углубление в конкретный материал.
Смена этикетки-2
КА MainStaff:
— Постоянная переоценка деятельности в поиске оптимальных ходов может сыграть и злую шутку. Слишком велика опасность принять желаемое за действительное. Особенно если речь идёт о множестве рисков — освоении новых ресурсов, завоевании доли рынка, смене деятельности. Временный провал в расчётах или неудачная комбинация легко трактуется как признак неправильной стратегии — и она объявляется несостоятельной. Так можно навеки заплутать в сомнениях, без конца делая ложные шаги. А вот если вместо одного универсала работает группа узких специалистов, скорее всего, голос разума преобладает — просто по закону больших чисел.
Незаменимые есть!
КА «25-й кадр»:
— Увлечение транспрофессионалами таит в себе опасность однажды остаться, фигурально выражаясь, без рук и без головы. Такой сотрудник действительно может быть на вес золота и стоить пяти, а то и десяти обычных. Но что будет с компанией, когда он внезапно решит уволиться или его переманят на более выгодные условия? Чтобы подстраховаться от потери, многие начинают суетиться, платить и переплачивать. Здесь уже мало того, что затраты растут в геометрической прогрессии, но и возникает дополнительный риск: ваш «транс» чувствует слабину и начинает торговаться. Тут уже не до работы.
Мы тебе не компания
ККК «Топкадр»:
— Универсальные работники плохо вписываются в компании с традиционной корпоративной культурой (академической) — им просто нет там места. В строгой сложившейся иерархии транспрофессионал способен лишь нарушить всю структуру работы компании, что приведёт к непредсказуемым результатам. В любом случае, кадровикам необходимо продумывать позицию такого работника более тщательно, чем в компаниях с раскрепощённой корпоративной культурой.
«Спецы» без границ
КА «Кадровый Центр Эксперт»:
— Иногда возникает проблема на самом начальном уровне, когда работодатель оказывается не в состоянии определить границы знаний и опыта соискателя-транспрофессионала. Ошибки, однако, чреваты катастрофой — потерянным временем, провальными проектами. Но даже приблизительных гарантий, что этот человек — именно тот, кто нужен компании, нет и быть не может. Как проверишь состоятельность специалиста, которому придётся заниматься тем, чего в компании пока нет? Справиться с его оценкой сможет только, пожалуй, транспрофессионал из сферы HR.
Поделиться