Последние несколько десятилетий стали «золотым веком» для IT-индустрии, а государственный курс на цифровизацию экономики, современные технологические вызовы, в том числе продиктованные пандемией COVID-19, сделали его «бриллиантовым». Заполучить и удержать грамотного специалиста сегодня является для компаний чем-то вроде состязания на скорость, щедрость и гибкость. Но обучение этой аудитории – дело еще более сложное, сродни квесту.
Прежде чем начинать говорить об особенностях обучения IT-специалистов, предлагаем кратко дать им общую характеристику. Ведь любое предложение товара или услуги следует формировать, отталкиваясь от знания потребностей целевой аудитории.
o В работодателе такие сотрудники, помимо традиционных ценностей (достойной оплаты, социального пакета, дружного коллектива, умного и справедливого начальника и хороших условий труда) ищут «удаленку», возможность выбора текущих задач и свободу от контроля и директив, чтобы делать то, что нравится, и так, как хочется.
o Для по-настоящему компетентного и инициативного специалиста важно работать в компании с корпоративной культурой, одной из ценностей которой является демократия - равенство всех сотрудников вне зависимости от должности, обязанностей, опыта и размера оплаты. Если у него есть идея, которую он считает классной и ценной для компании, а его непосредственный начальник не смог оценить ее потенциал для организации, то такой специалист хочет иметь возможность пойти выше, вплоть до ТОП-менеджмента.
o Также IT-специалистам важно гордиться тем, где они работают. Признание компании на рынке и в профессиональном сообществе очень важно для них.
Продвижение в этой профессии не линейное, поэтому и обучение сложно строить по классической схеме. Если на уровне junior еще достаточна база основных знаний, то дальше начинается сплошное творчество и кастомизация. В IT-сфере нет каких-то четких и единых стандартов, что нужно знать и уметь на том или ином уровне, для тех или иных обязанностей. В разных компаниях все по-разному: технологии, требования, распределение функционала. При этом специалисты уровня middle или senior хотят самостоятельно определять, какие знания им требуются.
Поделимся опытом, ошибками и выводами, которые мы сделали, запустив в сентябре этого года большую образовательную программу IT Education.
1. Перед запуском программы мы решили, что будет правильно протестировать наших IT-специалистов, чтобы оценить их уровень знаний и выявить общие наиболее важные пробелы в знаниях и навыках. Такой подход оказался первой серьезной ошибкой. В силу всего вышесказанного, большинство сотрудников отказалось от прохождения тестирования, так как им это было не интересно и не нужно.
2. Стало ясно, что традиционная схема образования «тестирование – теория – практика» не подходит. Так мы пришли к варианту с реальными небольшими кейсами, которые предлагалось решить сотрудникам под руководством более опытных коллег. Реальные задачи, единое информационное поле и обмен опытом начали давать результаты.
3. Еще один заслуживающий внимания подход – создание условий для обмена опытом как внутри компании, так и за ее пределами – конференции, форумы, встречи. В ходе таких мероприятий IT-специалисты делятся источниками знаний – курсами, тренингами, книгами. Создается среда для самообучения. Наша задача как Управления обучения и развития дать им такую возможность – подобрать внешних подрядчиков и экспертов. И тут возникает следующая задача.
4. В последнее время появилось огромное количество курсов и тренингов по рассматриваемой тематике. Как выбрать те, где программа составлена грамотно, используемые технологии идут в ногу со временем, а преподаватели – настоящие эксперты? Определить действительно полезный тренинг или мероприятие в IT-сфере могут только внутренние IT-эксперты. Таким образом, для организации по-настоящему эффективного обучения, привлекайте к процессу коллег из Департамента информационных технологий.
Мы только в начале пути, но уже можем сделать следующие выводы:
• Долой тесты;
• Никакой теории – только практика;
• Дружите и привлекайте IT-руководство;
• Стимулируйте интерес к самообразованию;
• Создавайте обогащенную среду для развития сотрудников;
• Повышайте свою экспертизу в IT-сфере.
Всем терпения и успешной цифровизации!
Татьяна Меньшова,
начальник управления обучения и развития персонала ПСБ