Этикет найма: как не испортить свою репутацию после интервью с рекрутером

Валерия Сумина, руководитель HR-отдела центрального офиса сети магазинов низких фиксированных цен Fix Price.

Взаимное уважение и соблюдение приличий — залог продуктивной коммуникации. Общение с рекрутерами и собеседования подчиняются общим правилам деловой этики, но обладают и некоторыми нюансами. Как общаться на собеседовании и отвечать рекрутерам, чтобы составить о себе хорошее впечатление и не показаться “токсичным”.

Как себя вести, когда выбирают вас

Найм — обоюдный процесс: не только кандидаты ищут работу, но и компании постоянно находятся в поисках сотрудников. Особенно это касается высококвалифицированных специалистов, которых не хватает на рынке: таким людям могут поступать предложения с вакансиями, даже если они не в поиске.

Однако даже если кандидат невероятно востребованный специалист в своей области и имеет стабильный поток входящих предложений, коммуникация с рекрутером должна быть корректной и вежливой, ведь ситуация на рынке труда может поменяться и в качестве “ищущего” будете уже вы.

Нечасто, но все же случается, что мы встречаем специалистов, которые на сообщение с предложением о работе могут ответить странными цитатами или неуместными шутками. В этом случае у каждого рекрутера есть возможность во внутренней системе отбора поместить такого кандидата в так называемый “черный список”, чтобы коллеги не тратили время зря и больше ему не писали. В этом случае шансов, что вас когда-либо позовут на собеседование в компанию, уже почти не будет. Если даже на таком этапе человек не может общаться корректно, чего стоит ждать от него компании в случае сотрудничества?

О наличии общей базы между компаниями со странными кандидатами мне неизвестно, но могу сказать, что внутри любой профессиональной среды, в том числе в рекрутинге, люди постоянно общаются между собой и могут делиться такими кейсами. 

Правила красивого отказа

Проигнорировать письмо с предложением о работе вполне допустимо, но уместнее будет ответить коротким отказом: поблагодарить и коротко сообщить о том, что на сегодняшний момент вы не в поиске. 

Однако бывают ситуации, когда человек сомневается, стоит ли отказывать, например, на старом месте все устраивает и потребности менять работу нет, хотя взглянуть на входящие предложения и пройти собеседование все же интересно. В этом случае есть смысл принять предложение на первичное телефонное интервью с рекрутером, на котором станет понятно, захотите ли вы продолжать разговор с компанией дальше.

На созвоне не стоит общаться с рекрутером свысока, ведь вы подтвердили свой интерес и выразили готовность послушать подробности о вакансии, а значит это не игра в одни ворота. Вежливая заинтересованность — ваше универсальное оружие, и вот конкретные приемы по его применению. 

Будьте в контексте. Изучите вакансию, чтобы представлять, о чём на собеседовании пойдет речь. Если рекрутеру придется напоминать и объяснять то, что и так было указано в тексте вакансии, впечатление о кандидате даже с очень ценным опытом будет испорчено.

Познакомьтесь с компанией. Посетите сайт, ознакомьтесь с ее последними проектами, поищите упоминания в медиа. Это не значит, что следует выискивать редкие факты, чтобы удивить рекрутера осведомленностью, но следует хотя бы для себя ответить на вопрос, почему вы рассматриваете работу именно здесь.

Подготовьте вопросы. Даже если в конечном счете вакансия вас не заинтересует, ситуация будет выигрышной для обеих сторон: компания будет иметь представление, какие вопросы у вас возникают, а вы получите понимание того, как процессы в вашей профессиональной сфере выглядят в разных местах.

Предупредите, если передумали. Если вы не сможете присутствовать на собеседовании, то сообщите об этом рекрутеру заранее. К сожалению, ситуация, когда  люди просто перестают отвечать на звонки или сообщения, не редкая и многое говорит о таком человеке.

Цифровой этикет

Хотя онлайн-созвоны, совещания и интервью уже вошли в нашу жизнь и никого не удивляют, некоторые правила цифрового этикета остаются неочевидными. Чтобы коммуникация была комфортной, подготовьтесь к собеседованию онлайн заранее.

Настройка оборудования. Убедитесь, что ваши микрофон и камера в порядке, проверьте интернет-соединение. Нет ничего хуже, чем разговаривать с бесконечными паузами и непрерывными помехами. Также правилом хорошего тона считается подключение к разговору за 5 минут до начала, чтобы никого не заставлять ждать.

Внешний вид. Выберите опрятную одежду в соответствии с занимаемой должностью. Даже если во время интервью вы находитесь дома, стоит одеться так, если бы вы работали или собеседовались в офисе.

Аккуратный фон. Уберите с заднего плана беспорядок или же поставьте в зуме заставку с нейтральным фоном, чтобы участники беседы не рассматривали ваш интерьер во время разговора. Первое впечатление трудно исправить, а его создает множество мелких деталей. 

Отвлекающие факторы. Не стоит разговаривать с рекрутером, находясь за рулем или по пути в магазин. Посторонние шумы будут мешать беседе и создадут впечатление, что вам предложение не интересно и вы не относитесь к работе серьезно. Даже негромко работающий телевизор может сильно отвлекать: убедитесь, что подключаетесь к интервью в тишине.

Простая вежливость и уважительное отношение к собеседнику — не то, о чем обычно пишут в пожеланиях кандидату, однако эти качества всегда и везде ценятся высоко. Будьте корректны и доброжелательны, и это наверняка пойдет на пользу вашей карьере.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
ВложениеРазмер
PDF icon kolonka_dlya_hr-portala_etiket_naima.pdf95.92 КБ

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий