Эмоциональный интеллект как двигатель прогресса

В современном российском бизнесе управление компанией с помощью эмоционального интеллекта стало модной тенденцией. Но этот процесс похож на попытку изобретения универсального средства от всех бед – прими лекарство и станешь отличным управленцем. Научные исследователи, которые серьезно работают над теорией ЭИ, постоянно поддают критике отечественные методики развития ЭИ, сравнивая их с шарлатанством.

В центре помещения находится человек с табличкой на груди: «Я =  интеграл по бесконечному изучению себя». Эту «формулу личности» он вывел самостоятельно, но в данной ситуации он должен расшифровывать ее окружающим и отвечать на их вопросы. Когда расшифровка очередной личности завершена, все, кто принимает участие в игре, садятся в круг, при этом, закрывая глаза. Участники, по очереди, не открывая глаз, выбирают любого игрока из команды и, не называя его имени, пытаются описать его чувства в тот момент. Задача остальных членов команды – угадать имя того, кого описывают.

Данная игра не является тренингом по командообразованию, а, как утверждает директор по персоналу в аутсорсинговом подразделении группы BDOв РФ Марат Пукита, является попыткой научится руководить эмоциональным интеллектом. Такие занятия, как правило, без смеха не обходятся, поэтому некоторые участники испытывают некий дискомфорт. Однако такие практические занятия отрабатывают важные рабочие моменты – сотрудники учатся различать собственные чувства и эмоции других, а также руководить ими. Кроме того, утверждает Пукита, такие тренинги имеют конкретные результаты. К примеру, такое занятие помогло HR-директору урегулировать конфликтную ситуацию в одном из отделов компании.

Что это?

Разработка теории эмоционального интеллекта (ЭИ) началась еще в 90-х годах. У ее истоков стоят американские ученые Дэвид Карузо, Питер Сэловей и Джон Майер. Они называли ЭИ четко измеряемой способностью личности к распознаванию и интерпретации эмоций, которые можно эффективно использовать для решения каких-либо проблемных вопросов. Для того чтобы оценивать ЭИ, была создана методика MSCEIT– MayerSaloveyCarusoEmotionalIntelligenceTest. Этой новой разработкой сразу же воспользовались крупные международные организации. Доклад, который опубликовала международная тренинговая компания TalentSmartв 2009 году, рассказывает о конкретном финансовом успехе, которого смогли достичь компании, использовавшие ЭИ руководителей и сотрудников. К примеру, в 2003 году компания L’Orealсобрала в отдельную команду менеджеров, которые посетили тренинг по применению ЭИ. Каждый участник этой команды в течение следующего года смог повысить прибыль организации примерно на 91 тыс. долларов. В 2002 году одна из крупнейших международных консалтинговых компаний MultinationalConsultingFirmcпомощью MSCEITизмерила ЭИ топ-менеджеров. Результаты показали, что каждый сотрудник, который обладает развитым ЭИ, приносит компании ежегодный доход на 1,2 млн. долларов больше, чем топ-менеджер с менее развитым ЭИ. Руководители с отлично развитым ЭИ могут увеличивать годовой доход организации на 139%.

Где же заветные рычаги?

Коуч и независимый психолог Екатерина Лопухина рассказывает, что к ней часто обращаются менеджеры с просьбой научить их сдерживать свои эмоции. Она говорит, что в современном мире очень многие хотят научиться управлять чужими и собственными эмоциями. Это многим необходимо для того, чтобы сделать карьеру. Практически все руководители хотят найти те самые рычаги воздействия, которые помогут получить от их подчиненных наилучшие результаты, а они, при этом, получат повышение по службе. Руководители тренингов часто слышат слова благодарности от своих учеников: «Спасибо за то, чему меня научили. Теперь у меня новая машина и высокая должность».

Елена Хлевная, кандидат экономических наук, которая является управляющим партнером компании «Международный центр «КТК. Коучинг. Тренинг. Консалтинг», сожалеет, что в современном бизнесе «смешанные» модели ЭИ получили широкое распространение. Эксперты центра занимались изучением подлинной конструкции ЭИ, связывались с ее авторами из США. Затем специалистами была разработана программа развития эмоционального интеллекта для российского бизнеса. Проводилось обучение и анализировались результаты, которые научно подтвердили и обосновали, что ЭИ можно развивать!

Елена Хлевная уверена, что существует прямая связь между ЭИ руководителей и достижением ключевых показателей эффективности. Она провела исследование, в котором были задействованы 166 топ-менеджеров, 57 из которых были женщины. Их стаж работы на руководящей должности составлял около восьми лет. Для определения уровня ЭИ применялась русскоязычная версия MSCEIT. Результаты данного теста доказывают, что руководители, которые умеют управлять эмоциями для эффективной организации рабочего процесса, получают финансовую прибыль для своей компании.

Бизнес-тренер компании EQuatorАнтон Главатских говорит о том, что, как правило, в российском бизнесе не подсчитываются прямые финансовые выгоды от применения ЭИ. Если в организации уделяется внимание ЭИ, то бизнес-процесс идет быстрее и, как результат, увеличивается продуктивность и финансовый доход. Но определить прямую связь между этими процессами сложно, утверждает Главатских.

Для кого это нужно?

Марат Пукита говорит о том, что в современном российском бизнесе все еще сохраняются клановые и авторитарные традиции управления. В таких организациях никто не занимается развитием ЭИ сотрудников. Но этим компаниям рано или поздно нужно будет отказаться от такого стиля руководства, так как в современных условиях открытости информации манипулирование быстро себя обнаружит, что, в свою очередь, приведет к тихому саботажу, «внутреннему увольнению» работников, увеличению текучки персонала, снижению лояльности к бизнес-решениям организации.

Крупные российские и западные компании интересуются управлением на основе ЭИ. Главатских говорит, что многие руководители желают получить «волшебное средство», которое научит их управлять подчиненными. Но только минимальный курс длительностью в полгода, как утверждает Главатских, может дать реальные результаты.

Автор тренинга «Эмоциональный интеллект руководителя» и старший научный сотрудник ВШМБ Светлана Алипова-Святозарова говорит о том, что сейчас многие начинают интересоваться темой ЭИ. Если раньше она читала курс лекций только для топ-менеджеров в рамках российских программ МВА, то в последнее время она читает эти лекции даже для государственных чиновников. Алипова-Святозарова рассказывает, что на своих занятиях она просит произносить одно и то же предложение шесть раз с разными интонациями и оттенками эмоций. У многих появляются сложности уже со второй попыткой. Учащиеся понимают, что нужно уметь выражать свои эмоции, так как без этого управлять людьми невозможно, а значит, и преуспевать в своей деятельности.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Журнал HR-Portal