Эффективная работа с кадровым агентством: взгляд изнутри

Казалось бы, что может быть проще работы с кадровым агентством? Выбрать, заключить договор и ждать, когда рекрутер пришлет идеального для компании кандидата.

К сожалению, это распространенная ошибка большинства клиентов - не воспринимать буквально слово "работа". А ведь это единственный путь к успеху - действовать совместно с агентством, а не сидеть в ожидании чуда.

Отвечая на вопрос, как добиться наибольшего эффекта от сотрудничества с кадровым агентством, мы постарались объединить опыт работы HR-специалистов и рекрутеров. Итак, что же нужно делать (или не делать) клиенту агентства, чтобы добиться успешного закрытия вакансии в минимально возможное время?

Определитесь с потребностями

Прежде чем обратиться в агентство, четко определитесь с мотивами. Это поможет как в выборе партнера, так и в последующей работе по закрытию вакансии. По нашему мнению, прибегать к помощи рекрутеров необходимо, если:

  • в компании открылась срочная вакансия, закрыть которую в короткое время собственными силами вы объективно не сможете;
  • вы проводите массовый набор, сопровождаемый обработкой большого количества информации;
  • вы ищете кандидата на позицию топ-менеджера (внутренний HR-менеджер не специализируется на executive search, поэтому риск здесь не приемлем);
  • вы ищете специалиста из новой для вашей компании сферы бизнеса;
  • у вас нет HR-специалиста, и вы понимаете, что подбор на сложные позиции должен осуществлять профессионал.

Не стоит обращаться в агентство, если:

  1. вы осуществляете набор персонала нерегулярно и у вас есть время подготовиться к закрытию вакансии самостоятельно;
  2. вы работаете в узкоспециализированной сфере, так что ни один, даже самый опытный, рекрутер не сможет вникнуть в тонкости вашей профессии и качественно оценить кандидата;
  3. вы планируете подбор специалиста на вакансию, кандидатов на которую в избытке на современном рынке труда.

На этом этапе важно понимать, что рекрутеры не волшебники, то есть найти топ-менеджера или сотню кандидатов на типовую позицию в немыслимый срок они физически не способны. Оценивайте свои ожидания здраво, чтобы не быть впоследствии разочарованными.

Выберите надежного партнера

На вопрос рекрутерам: «А как бы вы выбирали кадровое агентство?» мы получили ответ: «Так же, как отбираем кандидатов!». Действительно, технология поиска специалиста идеально проецируется на процесс подбора агентства и прекрасно работает. Начните с условного «описания вакансии», просмотрите подходящие резюме (читайте – сайты агентств), проведите собеседования (поговорите с представителями кадровых агентств и выясните интересующие вас нюансы), а на финальном этапе проверьте рекомендации подходящих кандидатов (послушайте отзывы компаний, с которыми агентство уже работало).

Основными ориентирами при «описании вакансии» нам видятся в первую очередь отраслевая специализация, срок работы кадрового агентства на рынке, опыт поиска аналогичных кандидатов и рекомендации клиентов, внушающих доверие.

Будьте последовательны

Фраза «доверьтесь специалисту» за годы использования не только потеряла «товарный вид», но и приобрела откровенно обратный смысл. Но все-таки: доверяйте агентству, которое выбрали! Не стоит безосновательно подозревать рекрутеров в «подгонке» резюме кандидатов, в отлынивании от работы, в завышении цен на услуги (это вечная тема для пикировок) и прочих уловках. Поверьте, партнеру не выгодно тянуть время и подбирать «не тех» кандидатов, ведь деньги он получает лишь после выхода специалиста на работу. А вот запал и «огонек» в работе из-за вашего негативного отношения рекрутер вполне может потерять.

Не играйте в глухой телефон (и вообще не играйте)

Представьте, что вы на приеме у врача, и расскажите рекрутеру все: кого ищет ваша компания, что должен знать и уметь кандидат, какими личностными характеристиками он должен обладать, какие навыки принципиальны, а какими можно поступиться. Честность и открытость – залог успеха в сотрудничестве. Большинство рекрутеров в один голос заявляет, что самое важное в их работе – качественная обратная связь от заказчика. Именно из-за ее отсутствия возникает недопонимание, «зависают» кандидаты, срываются договоренности об интервью. Когда представитель компании не может внятно ответить, почему ему не подходит соискатель, или долгое время не отвечает на письма и звонки, – рекрутер бессилен. Поэтому четко сформулируйте задачи, будьте на связи и получите именно то, что искали.

Взять нельзя отказать (правильно расставляйте запятые)

Если первый же кандидат, присланный рекрутером на собеседование, вам понравился, но полной уверенности все же нет, велик соблазн продолжить поиски. Да, человеку свойственно выбирать лучшее, но не забывайте об обстоятельствах: если претендент действительно хорош, велика вероятность, что у него есть другие достойные предложения. Если это редкий специалист и рекрутер с трудом нашел единственное резюме на всех доступных площадках поиска – малейшее промедление с оффером грозит вам незакрытой вакансией на долгие месяцы. Всегда трезво оценивайте ситуацию и прислушивайтесь к рекомендациям рекрутера. Помните, ему выгодно то, что выгодно вам!

Ставки сделаны. Что дальше?

При благоприятном раскладе на поиск одного кандидата у агентства в среднем уходит 30 часов. Если тот нашелся быстрее, значит, и агентство, и внутренний HR-специалист компании сработали профессионально. Можно поздравить обе стороны и надеяться на дальнейшее сотрудничество.

Но, как известно, от ошибок не застрахован никто, и случается, что человек покидает компанию, не пройдя испытательный срок. В этом случае не спешите спускать собак на агентство и обвинять рекрутера в некомпетентности. Очевидно, что ответственность за неправильную оценку кандидата лежит на партнерах в равной степени, ведь он успешно прошел все интервью и собеседования.

Уважающие себя кадровые агентства всегда осуществляют гарантийную замену не подошедшего соискателя. Задача заказчика здесь – снова поговорить с рекрутером и попытаться выяснить причину ошибки.

И еще пара слов о…

  • письмах. Внимательно относитесь к переписке с рекрутером. Присылая вам резюме, сотрудник агентства, как правило, сопровождает его своим мнением о кандидате. Не пренебрегайте этими сведениями – умозаключения рекрутера не взяты «с потолка», это результат анализа, выводы, основанные на немалом опыте общения с соискателями.
  • резюме. Не многие люди способны хорошо рассказать о себе. Еще меньшее количество может описать в формализованном бланке значительную часть своей жизни. Рекрутер агентства умеет читать между строк и знает, как выудить из резюме самое ценное. Наверняка то, что кандидат не написал, рекрутер уточнил по телефону и сделал вывод, что данный специалист может быть вам интересен. Поэтому озвучу мольбу огромного количества рекрутеров – не отвергайте кандидатов только по резюме! Собеседуйте!
  • гибкости. Запрашивая поиск кандидата, вы интересуетесь состоянием рынка труда? Уверены в конкурентоспособности своего предложения? Озвучивая требования к кандидату, вы исходите из реальных потребностей или ищете идеальный вариант модели «и швец, и жнец»? Описывая вакансию, не переборщите с подробностями: музыкальные пристрастия кандидата, знак зодиака или приверженность вегетарианству значительно сузят круг поиска и увеличат его время. А если выбирать фактически не из кого? Проявляйте гибкость в этих вопросах, прислушайтесь к советам рекрутера. Откорректировав требования по полу, возрасту или образованию кандидата, вы, скорее всего, не потеряете, а приобретете. Ведь рекрутер будет исходить из вашей выгоды, так как производить замену претендента при неблагоприятном раскладе придется тоже ему.
  • экономии. Оплата услуг по подбору персонала зависит от множества факторов, и агентство всегда открыто для диалога. Логично, что в переговорах компания-заказчик стремится получить максимальный результат при минимальных затратах. Но не перегибайте палку – работать за откровенно маленькие деньги никому не интересно. Это элементарно вопрос мотивации.
  • судьбах кандидатов. При найме специалиста не стоит забывать, что он нужен компании не меньше, чем компания – ему. Вы не вершители судеб, вы не выбираете из очереди, а ищете партнера, который поможет прийти к поставленной цели. Такой подход к поиску с гораздо большей вероятностью поможет вам отыскать своего идеального соискателя.

Вместо итога

Эффективная работа с кадровым агентством – это именно работа. Она требует усилий, внимания и открытости от обеих сторон. Подойдите к взаимодействию с агентством как к процессу: систематизируйте, управляйте, получайте и предоставляйте информацию. Четкая постановка задачи, своевременная обратная связь и компетентный подход – вот неотъемлемые слагаемые успеха, кратчайший путь к достижению вашей цели.

planetahr.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1