Чем многозадачнее и разнообразнее становится этот мир, тем важнее для предпринимателя научиться правильно делегировать. Однако для многих бизнесменов передача хотя бы части своих задач оказывается настоящим вызовом. О том, как спокойно для себя и без вреда для бизнеса начать делегировать, рассказал Дмитрий Кузнецов — предприниматель, владелец двух бизнесов: компании, специализирующейся на аренде автомобилей бизнес- и премиум класса «Gatsby Rent a Car», и компании, специализирующейся на логистике товаров из Китая и Европы, предприниматель с 10-летним стажем.
«Когда речь идёт о твоём бизнесе, крайне сложно перестать контролировать абсолютно всё — это я знаю по собственному опыту. Причина проста: есть страх, что никто не сделает лучше или хотя бы не хуже. Тем не менее аргументов в пользу делегирования гораздо больше, вот некоторые из них:
Делегировать дешевле, чем делать всё самому
У всех ресурсы ограничены, и быстрее всего заканчивается время, которое тоже стоит денег. Если собственник, вместо того чтобы развивать бизнес, выполняет функции, к примеру, менеджера по продажам, он занижает свою стоимость. Несложно посчитать, сколько вы зарабатываете в месяц, разделив общую сумму на количество рабочих часов. Предположим, время руководителя компании стоит 5 тысяч рублей в час. При этом стоимость часа работы менеджера — 1000 рублей. Получается, что, работая вместо него, он переплачивает в 5 раз!
Да, может показаться, что при этом можно сэкономить 4 тысячи (ведь вы заплатили только себе), но на самом деле менеджер может взять на себя и другие функции: обработка новых заказов или поиск клиентов. Он не только освободит время руководителя, но и принесёт бизнесу дополнительную выгоду. Поэтому очень важно понимать, что найм менеджеров — это не дополнительные траты, а инвестиция в развитие бизнеса. Вспомните правило Парето — 20% усилий дают 80% результата.
Делегирование освобождает от рутины
Для начала я рекомендую нанять бизнес-ассистента, который сможет взять на себя выполнение рутинных или просто менее значимых задач. Например, он может заниматься бухгалтерией, отвечать на звонки, вести учётные графики и таблицы или даже покупать цветы для вашей любимой или мамы — словом, всё в пределах разумного. Выбирать ассистента лучше исходя из симпатий и антипатий, потому что с этим человеком придётся много общаться, он должен располагать к себе и вызывать доверие.
По личному 10-летнему опыту скажу, что первый месяц работы даётся тяжело, потому что приходится объяснять элементарные вещи и кажется, что ассистент всё делает «не так». Но спустя время приходит ощущение, что наконец-то можно творить и масштабировать, не зацикливаясь на будничных делах. Без делегирования нет свободы действий, а без неё бизнес не сможет выйти на новый уровень. Кстати, это относится не только к собственникам, но и к линейным сотрудникам, менеджерам по продажам и другим. Нам всем нужно иметь хоть какое-то количество времени для воплощения амбициозных замыслов.
Делегирование позволяет увидеть перспективы
К примеру, задача руководителя отдела продаж — это не личные продажи, а эффективное управление отделом и выстраивание системы внутри. Обзванивать клиентов, делать таблицы — с этим справятся и другие. Кроме того, руководитель отдела должен в критической ситуации встать у руля и иметь более широкий обзор, чем рядовой сотрудник. Потому что сколько бы раз мы ни произносили слово «команда», каждый сотрудник смотрит в первую очередь на своих клиентов, на свои действия и больше ему ничего не нужно.
Как сказал мне на одном из своих тренингов Джо Диспенза, известный американский учёный-нейрофизиолог и бизнес-консультант: «Создавайте своё непредсказуемое будущее своими непредсказуемыми действиями». Стоит только один раз решиться и вы увидите, насколько больше времени и сил у вас появится. Вначале я тоже боялся, но делегирование избавило меня от вечного стресса, помогло, когда я перестал получать удовольствие от своего проекта. Первый шаг всегда самый сложный, но его необходимо сделать, чтобы пойти по новому пути».
Поделиться