Недавно на тренинге обсуждали с участниками области применения коучинга в организации. Решили пойти от проблем, которые возникают в разных ситуациях, потом переформулировать проблемы в задачи, потом посмотреть – как работает в этих ситуациях коучинг. Вот, что примерно получилось.
Возьмем, к примеру, работу в команде, проект, когда надо за определенное время добиться и сплоченности сотрудников, и поддержания текущей деятельности, и роста эффективности - той самой командной положительной синергии.
Спрашиваю участников:
- Как с ростом эффективности?
- Бывает трудно.
- В связи с чем?
Сразу возникает список ключевых проблем. Среди них, скажем, – «в команду попали «не те люди».
- И что теперь? – говорю я
- Ну, тяжело теперь с ними работать, они не понимают цели команды, не мотивированы.
- Что делать будем? Напишем служебную записку в отдел кадров, пусть набирают нам новых, помотивированнее?
В группе веселье, сразу несколько человек вспоминают, что да, вообще-то это задача руководителя – заранее сформулировать (скажем, вместе с инициативной рабочей группой проекта), какие люди – не только по навыкам, но и по мотивации – будут максимально полезны в будущем проекте. И тот, кто формирует команду (даже если это не непосредственный руководитель проекта) уже на эти пожелания-требования опирается.
- А еще что полезно заранее сделать? - спрашиваю.
- Поучаствовать в беседах, причем – именно в позиции коуча – больше спрашивать человека о его ценностях, стремлениях, видении своей роли. Тогда сразу понятнее – нужен этот человек команде или нет».
- Делаете так?
- Не всегда…
- А что мешает?
- Ну, так времени не хватает…
- И?…
В группе снова взрыв веселья
- Да, конечно, сами потом то же время потратим на решение проблем, возникших с немотивированными, незаинтересованными…
Отлично, вот уже в таком формате «микрокоучинга» и пробились все вместе к одному из очевидных, но, увы, - не всегда реализуемому выводу. Понемногу двигаемся дальше, в результате, формируем целый список вопросов для беседы с будущими и настоящими участниками проекта. Получается примерно такой список:
В чем смысл нашей общей работы?
В чем польза (ценность) нашей работы для других людей? (клиентов, коллег, партнеров, Ваших близких)
Почему наши клиенты пользуются нашими услугами?
Как Вы поддерживаете Ваших коллег в создании этой ценности? Каков Ваш вклад?
Что Вы делаете особенно хорошо? Что Вы можете делать лучше, чтобы эта польза была больше?
Что Вы хотите делать лучше (по-другому)? Чему Вы хотите (могли бы) научиться для этого?
Как может Ваше развитие помочь коллегам?
Что Вы можете начать делать прямо сейчас?
На всякий случай напоминаю группе, что в коучинге не бывает «контрольного списка вопросов», готового рецепта на все случаи жизни. Ну и уже для завершения темы коротко обсуждаем – чего еще можно добиться с помощью коучинга в команде. Приходим к выводу, что коучинг поможет выработать нормы и правила взаимодействия, повысить мотивацию каждого, будет способствовать психологическому комфорту в команде в целом. По-моему, уже хороший тренинговый результат - осталось только применить на практике.
С уважением, Мария Шардакова, бизнес-консультант компании «CTS: Корпоративные стратегии обучения
Поделиться