Бизнес-планирование в кризис

В этом году все тщательно подготовленные бизнес-планы рухнули или претерпели значительные изменения. Какие факторы важны при бизнес-планировании в кризис: советы и примеры.

Кризисы – явление очень сложное, трудное, болезненное. Природа кризиса очень двойственна: разрушая одних игроков рынка, он создает возможности для других. Как показывают исследования мировых экономических кризисов, наибольшие шансы выжить у тех кто нестандартно мыслит, быстро принимает решения, и способен к изменениям. Итак, важны три фактора: креативность, скорость и адаптивность. Как применить это в бизнес-планировании?

  1. Упростите бюрократические процедуры. Все, что раньше занимало месяцы, надо уложить в две-три недели. Если бизнес-план будет разрабатываться с соблюдением всех «ритуальных танцев» в департаментах, управлениях, дирекциях, то компания погибнет, не приходя в сознание. Известная компания «Kodak» - мировой лидер на рынке фототехники 80-90 годов, потеряла все, потому что в течение трех лет (!) обсуждала возможности и угрозы цифровой фотографии. За это время новые игроки успели создать продукт, развернуть производство и убедить потребителей в преимуществах новой технологии фотосъемки. И где сейчас «Kodak»?
  1. Вовлеките команду в генерацию новых идей. Бесконечные заседания топ-менеджеров в переговорке – не единственный инструмент генерации идей. Креативность никак не связана с должностью, уровнем образования или дипломом МВА. Чем больше людей будет вовлечено в процесс, тем больше шансов поймать «птицу счастья». В 80-х годах компания «Colgate» переживала затяжное падение продаж, угрожающее стабильности работы. Руководство поставило задачу: «Нужна идея, как поднять продажи на 20%». В обсуждение вовлекли всех сотрудников компании от директоров направлений до водителей. Самой простой и эффективной оказалась идея одного рабочего. Он предложил сделать горлышко тюбика чуть шире. Тогда пасты будет выдавливаться больше, она быстрее кончится, и потребитель купит новую. Реализация этого решения привела к росту продаж более 30%.
  1. Создайте несколько независимых рабочих групп. С точки зрения психологии, лучше организовать несколько рабочих команд по 10-15 человек в каждой. В каждой команде должны быть люди разного возраста и статуса, из разных подразделений, желательно разделить людей так, чтобы ослабить связь «начальник-подчиненный». Это позволит людям чувствовать себя более независимо и уверенно, выражать мысли открыто, высказываться без опасения критики или насмешки. В каждой группе естественным путем определится лидер, сформируется творческая атмосфера и начнется процесс генерации идей и выработки решений. В итоге будет представлено несколько независимых концепций, из которых можно будет выбрать наиболее удачные и быстро реализуемые. Используя эту методологию, европейская сеть семейных ресторанов «Grosseto» в период запрета на работу заведений общепита «сгенерила» сразу три антикризисных идеи: сократить меню и организовать доставку самых популярных блюд на дом, запустить через сайт и интернет магазин продажу продуктовых наборов для самостоятельного приготовления блюд в домашних условиях, договорилась с торговыми сетями о продаже популярных кондитерских изделий ресторана через розничные магазины.
Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1