6 способов, как умные сотрудники справляются с токсичными коллегами

  • Токсичные сотрудники могут вылиться вашей компании в копеечку.
  • Помимо этого, они могут оттолкнуть хороших сотрудников и снизить общую продуктивность.
  • Наличие токсичного работника – это не приговор, но с ними нужно проводить работу, прежде чем они нанесут реальный вред.

В вашей компании есть сотрудник, который тянет всех на дно? Невероятно важно, чтобы вы знали, как замечать и как справляться с токсичными сотрудниками. Один плохой сотрудник способен разрушить работу всем остальным, создавая проблемы, прогуливая работу, уничтожая на корню полезные инициативы, повышая текучку кадров и в общем делая ваш офис враждебной средой.

Часто цитируемое исследование издания Harvard Business Review замечает, что токсичный сотрудник может обойтись вашему бизнесу в более чем 800 тысяч рублей. И это не включая затраты на токсичные ситуации, вроде судебных процессов, штрафов и даже снижения общего морального духа, которое может спровоцировать токсичный работник.

В одном из отчётов Cornerstone On Demand обнаружилось, что хороший сотрудник на 54% чаще был склонен уходить со своей работы, когда сталкивался с токсичным коллегой. И, если говорить ещё короче, такие люди способны нанести глубокий урон всей вашей компании.

Токсичные сотрудники не всегда ведут себя так умышленно, но именно они являются теми людьми, которые делают ваше рабочее окружение хуже, что оборачивается затратами и потерей людей, находящихся вокруг них. Если вы наняли не того человека и токсичный работник уже попал к вам в штат, лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации – немедленно предпринять действия, прежде чем ситуация начала ухудшаться.

1. Сперва соберите информацию

Когда у вас появляется ощущение, что работник может быть токсичным, первый шаг в любой ситуации – это поиск конкретики. За исключением случаев, когда вы ловите человека на горячем (и, будем надеяться, эти случаи редки и единичны), вам придётся поговорить с этим человеком и объяснить ему, что в его поведении может создавать проблемы.

И хотя легко подумать, что токсичные сотрудники – это те самые агрессивные продавцы, которые работают в одиночку и не находят ни с кем общий язык, или те женщины из отдела маркетинга, которые закатывают глаза в ответ на любую идею, придуманную кем-то другим, это далеко не всегда так просто.

Иногда токсичный сотрудник – это человек с эмоциональными проблемами, который относится к своему рабочему месту, как к личной встрече с психотерапевтом. Или им может оказаться дружелюбный и вполне привлекательный бездельник, который постоянно извиняется за недостаток продуктивности. Все эти люди могут даже не отдавать себе отчёта в том, что создают вам проблемы.

Если вы покажете токсичным работникам их проблемы, вам придётся предложить им что-либо взамен. Вам необходимо говорить конкретно и детально, а не вдаваться в общие фразы. Первый инстинктивный позыв, с которым они, вероятнее всего, столкнутся – это отражение и обвинение других людей в сложившейся ситуации, вам необходимо иметь под ругой нечто конкретное, чтобы поставить их перед голыми фактами.

2. Установите границы

Как только в ваших руках появилась информация, вам необходимо провести личный диалог с этим сотрудником. Поговорите об их неприятном поведении и о том, как это поведение влияет на всю команду, используя конкретные данные, собранные вами ранее. Этот человек должен понимать одновременно и последствия своего плохого поведения, и важность хорошего поведения.

Как отмечал в своём блоге Джефф Батлер, спикер и консультант по работе с персоналом: «Без этого шага у токсичного работника не будет никаких причин улучшать своё поведение. Обычно хорошим вариантом будет фраза: ‘Если твои действия, вроде x, y и z, не улучшатся в ближайшие 30 дней, ты получишь негативную оценку при оценке производительности’».

Так или иначе, Батлер также предупреждает о возможном подводном камне такого подхода: «Иногда токсичный сотрудник после подобного разговора может вернуться к своим коллегам и вступить с ними в конфликт… думая, что негативными являются именно они. Убедитесь в том, что вы обсудили такую возможность и установили необходимые границы».

3. Создайте план

Один из методов работы с токсичными сотрудниками, который отстаивает бизнес-теоретик и коуч Маршалл Голдсмит – это «упреждение». Упреждение – это противоположность обратной связи – вместо того, чтобы концентрироваться на произошедшем в прошлом, упреждение – это представление действенных шагов, которые может предпринять сотрудник, чтобы справиться со своим токсичным поведением. Это особенно полезная методика, если ваш токсичный работник – эффективный сотрудник.

«Упреждение особенно подходит успешным людям», - рассказал Голдсмит в своём блоге. «Успешные люди любят идеи, которые помогают им достигать их целей. Они склонны противостоять негативным суждениям».

4. Будьте начеку

Когда токсичному сотруднику были объявлены границы допустимого и предоставлены способы, при помощи которых он может изменить своё негативное поведение, важно быть начеку, чтобы убедиться в том, что этот человек меняет своё поведение.

В компании Prudential Financial принят процесс, который используется в отношении токсичных сотрудников, о котором недавно рассказали представители Society for Human Resource Management. Компания берёт сотрудника, известного своим негативным поведением, и отправляет его на курс, призванный улучшить это поведение – это может быть обучение с консультантом, книга, личный тренинг или любое другое решение. Затем с этим человеком назначаются регулярные встречи, чтобы он был в постоянном контакте с руководством, которое, таким образом, могло бы убедиться в том, что этот человек развивается и учится.

5. Укрепляйте свою команду

Чтобы продолжать делать свою работу, вам необходимо быть уверенными в том, что токсичный работник не тянет на дно всю команду. Очень часто это означает минимизацию времени, которое он или она работает плечом к плечу с другими людьми, на которых может повлиять.

Изоляция инфекции – это вторая натура для людей, которые работают в медицине, то же самое применимо и в этой ситуации. Чем меньше этот человек проводит с командой, тем лучше вам.

6. Прощайтесь, если в этом есть необходимость

В большинстве случаев вы можете помочь токсичному работнику исправить своё поведение. Но что делать, если у вас это не получается? По данным исследования Harvard Business Review, проведённого Кристин Порат, 4 процента сотрудников с межличностными проблемами вели себя негативным образом, потому что это было «весело» и они считали, что могут избежать наказания за это. Если вы имеете дело с одним из таких людей, никакие консультанты и никакие методики вам здесь не помогут.

В таком случае вам необходимо скрупулёзно задокументировать все случаи негативного поведения, а затем разойтись с этим сотрудником как можно раньше. Вы имеете дело с человеком, который не просто не заинтересован в работе с другими людьми, но и активно приносит вред вашей организации. Лучшее решение для обеих сторон в такой ситуации – выставить этого человека за дверь, не доводя проблему до судебных разбирательств и других последствий.

Впрочем, чаще всего до этого доходить дело не будет. Если вы будете работать с токсичным сотрудником, то ловкость рук и приверженность принципам, описанным выше, помогут вам справиться с этой ситуацией и сделать так, чтобы в выигрыше остались все участвующие стороны. Если вы будете готовы слушать, выстраивать границы, отслеживать и убеждаться в том, что эти границы не нарушаются, то вы сможете превратить токсичного работника в многообещающего сотрудника.

 

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Источник: 
  • Entrepreneur.com
Автор перевода: 
  • Артемий Кайдаш
+1
0
-1