В мерчандайзинговом агентстве, как и в любом бизнесе, при найме сотрудников стоит вопрос оформления трудовых отношений – по Трудовому (ТК) или Гражданскому кодексу (ГК). С введением специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» появился третий вариант – привлечение к сотрудничеству самозанятых. О преимуществах и недостатках каждого из трех вариантов оформления рассказывают эксперты трейд-маркетингового агентства Планограмма.
Заключение трудового договора с мерчандайзером
Служебные обязанности мерчандайзера при такой форме найма регулируются должностными инструкциями. Работник, оформленный по Трудовому кодексу, имеет различные социальные и финансовые гарантии: больничные, отпуска, оплата проезда, питание и т.д. Все это обеспечивается внесением работодателем взносов в Фонд социального страхования РФ. Это дает работнику уверенность, что завтра он не окажется на улице, а будет иметь стабильную работу, страховой пенсионный стаж и сможет копить пенсионные баллы. Для работодателя трудовой договор – это гарантия того, что мерчандайзер будет более лоялен к компании и однажды просто не исчезнет. Именно исполнение взаимных обязательств по трудовому договору двух сторон становится для компании залогом окупаемости затрат на мерчандайзера.
Заключая с менчандайзером договор по ТК, работодатель обязан обеспечить ему условия труда, соответствующие трудовому законодательству. Полевой работник должен быть ознакомлен с правилами внутреннего распорядка компании. Для оформления трудового договора от мерчандайзера потребуется паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, трудовая книжка, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), ИНН, документ об образовании или о наличии специальных знаний. В трудовом договоре оговариваются и условия его расторжения: по инициативе работодателя, самого мерчандайзера, по истечению срока и др. Исходя из описанного, оформление полевого сотрудника по трудовому договору – это расчет работодателя на долгосрочное сотрудничество с взаимными обязательствами.
Оформление по гражданско-правовому договору мерчандайзера
Для заключения ГПД мерчандайзеру необходимо предоставить только паспорт, ИНН и СНИЛС. Оформление по гражданско-правовым договорам – процесс предельно упрощенный, позволяющий в удобные сроки привлечь к работе нужных сотрудников без лишнего документооборота. Процедура «расставания» с мерчандайзером, работающим по ГРД также не требует от работодателя особых усилий – конкретный срок стороны фиксируют в договоре, при этом его предел законодательством не ограничивается, и может составлять как несколько дней, так и десятки лет.
Агентство мерчандайзинга при оформлении полевого персонала по гражданско-правовым договорам освобождено от предоставления им социальных гарантий. Мерчандайзеры не имеют права на оплачиваемые отпуск и больничные, льготный проезд, питание и прочие приятные бонусы. То есть, работодатель не платит на все это взносы в ФСС, как при сотрудничестве по трудовому договору. При этом он выступает налоговым агентом и ежемесячно удерживает и уплачивает в налоговую 13% НДФЛ с зарплаты полевых сотрудников, работающих по ГПД.
Сотрудничество с самозанятыми
Самозанятость на рынке труда последних лет стала абсолютным трендом. На январь 2023 года число плательщиков налога на профессиональный доход составило 6,8 млн человек. До конца нынешнего года предполагается, что это будет уже «армия» работников, достигающая 10 млн. В своем большинстве – это люди с достаточно высокой компетентностью в выбранных направлениях. Кроме того, они очень мобильны и готовы работать на временных проектах, что очень востребовано в ритейле. Поэтому этих специалистов можно нанимать на выполнение определенных задач, экономя время и финансовые ресурсы.
Розничная торговля отличается сезонностью, когда возрастает запрос на дополнительный полевой персонал. Нанимать таких сотрудников приходится и на время болезни и отпусков постоянных работников. Иногда дополнительная рабочая сила требуется в вечернее время, праздничные и выходные дни. В таких ситуациях самым простым выходом становится привлечение к сотрудничеству самозанятых. Процедура найма предельно проста. С самозанятым мерчандайзером подписывается договор гражданско-правового характера, после чего он приступает к исполнению задачи. Все отношения между агентством и временным сотрудником оговорены в договоре, в котором указаны задача, сроки и оплата. После выполнения задания сотрудничество с мерчандайзером прекращается.
У агентства или ритейлера перед самозанятым мерчандайзером нет обязательств по уплате НДФЛ и взносов в ФСС, что позволяет существенно сэкономить на Фонде оплаты труда (ФОТ). Плюс, расходы на самозанятых признаются в налоговом учете работодателя. Таким образом, самозанятые обходятся компаниям на 30-40% дешевле, чем штатные работники. Не менее важно и то, что вполне легально сотрудничая с самозанятыми, компании розничной торговли и мерчандайзинговые агентства в форс-мажорных ситуациях имеют возможность быстро решить кадровые вопросы.
Пакет документов для самозанятых так же минимален: паспортные данные, ИНН, дата постановки на учет в налоговом органе. Работодателю важно знать остаток годового лимита на начало сотрудничества. Причина такого внимания в том, что его превышение лишает самозанятого статуса, и работодатель обязан в этом случае заплатить за работника НДФЛ.
Розничным компаниям и агентствам мерчандайзинга, работающим с самозанятыми, нужно следить за правильностью договоров – они не должны иметь даже намека на трудовые отношения. От мерчандайзера со статусом самозанятого требуется своевременно выставлять работодателю чеки.
Работу с самозанятыми, особенно, если их много, удобней делегировать специальным платформам, через которые можно дистанционно заключать договоры, получать закрывающие документы и расплачиваться с временными работниками.
Каждый из трех вариантов оформления отношений с мерчандайзерами имеет свои плюсы и минусы. Выбор, в любом случае, остается за работодателем
Поделиться