3 способа, которыми повышенная эмпатия делает вас более эффективным лидером

Исследования демонстрируют, что эмпатические лидеры воспитывают более продуктивные, увлечённые и изобретательные команды.

Много лет назад я работала в высокопроизводительной региональной маркетинговой команде международной компании. Мы в три раза превышали планы по продажам. Мы подходили к этому как стратегически, так и тактически. Мы гармонично сотрудничали как с коллегами в офисе, так и с сотрудниками, работавшими удалённо.

Затем в один прекрасный день наш бесстрашный вице-президент ушёл в другую компанию. Но мы смогли удержать наш корабль на плаву, сохранив показатели продаж без помощи руководителя нашего отделения на протяжении почти шести месяцев.

Наконец к нам пришёл новый вице-президент, мы были впечатлены, каким экспертом был этот человек, и нам не терпелось начать перенимать его опыт. Но это возбуждение быстро превратилось в страх того, что вскоре стало токсичной рабочей средой. Этот человек был руководим страхом, его политика заключалась в постоянных встречах с лидерами других отделений, вместо того, чтобы сесть и поговорить со свой собственной командой о том, что работает, что не работает, чтобы обсудить нашу работу. Нас часто обсуждали на совещаниях, нас ругали за каждую оплошность, о наших словах откровенно лгали, всё это было направлено на то, чтобы выставить нас в негативном свете. Мы просто сидели на совещаниях, как школьники, которых собирались отругать за то, что сегодня произошло. Как минимум раз в неделю кто-то уходил с совещания в слезах.

Такое отношение применялось к умным, проактивным сотрудникам, которых заманивали в компанию рекрутеры. В определённый момент эти талантливые маркетологи попросту покинули компанию и нашли успешные должности в других местах. И хотя наша команда получила ценный профессиональный опыт, благодаря экспертным познаниям этого человек, она не могла развиваться в рамках той культуры, которая была создана руководством.

В лидерстве действительно большую роль играет экспертиза и способности, этого нельзя отрицать, но не меньшую роль в этом играет и эмоциональный интеллект, и межличностные взаимоотношения. Эмпатия, то есть способность видеть взгляды других людей, понимать чужую точку зрения и демонстрировать сострадание, играет огромную роль в том, сможет ли лидер сделать свою команду успешной.

Писатель и эксперт в области лидерства Саймон Сайнек утверждает, что эмпатия – критически важный фактор для успешного лидерства. Он определяет это, как «способность определять и разделять чувства других людей», а также утверждает, что он искренне убеждён, что эмпатия является самым важным инструментом в инструментарии любого лидера. Генеральный директор компании Microsoft Сатья Наделла убеждён, что эмпатия – это краеугольный камен успешного лидерского стиля, она является источником изобретательства, в результате чего его компания извлекает выгоду как из корпоративной культуры, так и из рыночных показателей.

Но что делать, если вы не особо «эмпатический человек» или убеждены, что не обладаете теми типами навыков, которые необходимы для подобных лидерских преимуществ? Как оказалось, эмпатия, как и многие другие навыки в нашей жизни, может быть улучшена посредством практики.

Мы от природы способны к эмпатии

Эволюционная биология и нейробиология позволила нам понять, что с рождения все люди в действительности способны к эмпатии. Работая над моей грядущей книгой «The Empathy Edge: Harnessing the Value of Compassion as an Engine for Success», я не раз обращался к работе датского приматолога Франса де Вааля по вопросам научного обоснования эмпатии. По данным, взятым из книги социолога Романа Кржнарича «Empathy: Why it Matters and How to Get It», эксперименты де Вааля, проведённые в 1990-ых годах, «перевернули с ног на голову старую гоббсовскую и дарвинскую концепцию человеческий природы, продемонстрировав, что эмпатия – это естественная способность целого ряда живых существ, включая горилл, шимпанзе, слонов, дельфинов и людей». Идея о том, что эмпатия – врождённая часть нашей человечности породила концепцию Homo Empathicus. Эта концепция заключается в том, что мы, люди, в действительности выживаем и развиваемся благодаря взаимодействию и причастности друг к другу, а не благодаря эгоизму и изоляции.

Эта концепция постепенно переносится и в мир бизнеса, так как всё большее и большее число исследований демонстрируют, что сотрудники лучше всего справляются со своей работой тогда, когда их поддерживает эмпатическая культура и эмпатические лидеры.

По данным материала Всемирного Экономического Форума, 71 процент миллениалов хотят, чтобы их коллеги стали для них подобием «второй семьи», а исследование Deloitte продемонстрировало, что 75 процентов из них убеждены, что их работодатели должны выступать в роли наставников и воспитателей для врождённых талантов. Опрос Deloitte также позволил обнаружить, что 92 процента миллениалов думают, что бизнес должен измеряться не только в терминах прибыльности, а истинный успех компании охватывает и её социальную ответственность. Это поколение ожидает совершенно иной тип рабочего опыта, в рамках которого их вклад обладает ценностью, их общество поддерживают, а их работодатели беспокоятся о создании лучшего мира.

Если не вы поддерживаете подобную рабочую среду, то низкий уровень вовлечения может обойтись вам в копеечку. Исследования, проведённые Бизнес-школой Квинс и Gallup Organization, показали, что невовлеченные сотрудники демонстрируют на 37 процентов более высокие показатели прогулов и колоссальное увеличение количества рабочих ошибок на 60 процентов. (Вам не нравится ваша работа? Так зачем тогда беспокоиться о её качестве?). Мало того, сотрудники компаний с низкими показателями вовлеченности сотрудников демонстрируют на 18 процентов более низкую продуктивность и на 16 процентов более низкую прибыльность.

Так что да, эмпатия играет огромную роль для лидера в создании процветающего рабочего окружения, в котором сотрудники могут делать свою лучшую работу, повышая показатели удержания, продуктивности, привлекательности для талантов и сотрудничества. Все эти позитивные характеристики, в конечном итоге, могут привести к улучшению рыночных показателей и прибыльности. Вот три способа, которыми могут воспользоваться лидеры для улучшения эмпатии:

1. Практикуйте присутствие

Если вы постоянно испытываете беспорядочность мыслей или слишком поглощены ими, то у вас не останется энергии на восприятие других точек зрения или для ясного мышления. Вы будете находиться в защитном и реактивном режиме на постоянной основе, что по своей сути является полной противоположностью понятия эмпатии. Вы слишком сильно застрянете в собственных делах!

Даже пять минут на упорядочивание мыслей каждый день – это уже хорошее начало. Если вы можете уделять этому по пять минут ежедневно, вместо 30 минут еженедельно, то старайтесь выбирать именно первый вариант. Как только вы выработаете последовательность в этом вопросе, практика начнёт порождать практику. И когда вы начнёте видеть результаты в том, как вы справляетесь с конфликтами, как вы видите чужие точки зрения и как вы выражаете сострадание, результаты будут говорить сами за себя.

Вот несколько практик осознанности, которые вы можете опробовать на себе на протяжении пяти-десяти минут каждый день, чтобы понять, что лучше всего работает в вашем личном случае. Выделите это время в своём расписании и свято его оберегайте:

  • Сядьте в тишине и постарайтесь понять, на что направлены ваши мысли
  • Медитируйте (что бы для вас это не значило)
  • Дышите глубоко и медленно, концентрируя внимание на вдохах и выдохах
  • Вяжите
  • Читайте
  • Прогуляйтесь, сделайте зарядку или проведите небольшую пробежку

Развитие осознанности в плане присутствия рядом с другими, начните с избегания отвлекающих факторов. Отложите в сторону свой мобильный телефон, не проверяйте свою электронную почту. Делайте так на каждом совещании и мотивируйте остальных следовать вашему примеру. Не занимайтесь многозадачностью. Выключайте свой монитор во время личного общения. Создавайте среду, которая позволяет лишь единственную концентрацию и уважительное внимание.

2. Слушайте больше, говорите меньше

Первый шаг заключается в том, чтобы практиковать своё присутствие до уровня, когда вы сможете полностью посвятить своё внимание конкретному моменту, но следующий шаг предполагает истинное вовлечение. Присутствие – это нечто пассивное, но эмпатия требует от вас активного слушания, чтобы вы могли услышать, что происходит с другим человеком. Вы не можете добиться этого эффекта, если вы постоянно говорите сами. Вместо этого, попробуйте пользоваться подходом: «Я считаю, что тебе следует сделать вот так», спрашивайте чужое мнение и размышляйте над ответами, которые вы получаете.

Эмпатическое лидерство требует от вас сдержанности для того, чтобы слушать об опыте других людей, об их историях и взглядах, чтобы затем выстраивать шаблоны на основе этой информации, раз за разом.

Когда лидеры говорят без перерывов и запугивают любых других спикеров, они демонстрируют грубость. Когда лидеры говорят меньше и слушают больше, они отправляют окружающим посыл о том, что их мнение тоже имеет значение. Такие скромные лидеры-слуги легки в общении, дружелюбны и вдохновляют своих сотрудников.

Поэтому тренируйте свой навык активного слушания. Позволяйте людям давать выход своим мыслям, говорить и выражать самих себя, прежде чем выплёскивать на них своё мнение. Не ждите, пока настанет ваша очередь говорить; уделяйте внимание информации, которую вам дают. Такое поведение даст вам доступ к богатству внутреннего опыта ваших коллег, а сами они будут только рады делиться с вами своими отчётами.

3. Будьте любознательны

Одна из ключевых характеристик людей с высокоразвитой эмпатией – это то, что они обладают огромным любопытством по отношению к незнакомому. Других людей они считают ещё более интересными, чем самих себя, они жаждут узнать больше об их жизнях и мировоззрениях, которые отличаются от их личных убеждений. Их естественная открытость помогает им понимать мир под разными точками зрения.

Выйдите за пределы пустой болтовни и спросите у членов своей команды об их личных жизнях (в рамках приемлемого), чтобы вы могли понимать, что ими движет или что может влиять на их мышление на текущий момент. Один исполнительный директор, с которым я была знакома, начинал все совещания с персоналом по понедельникам с того, что они обсуждали, что происходит в их личной жизни, прежде чем они переходили к деловым вопросам. Когда кто-то предлагает решение, с которым вы не согласны, вместо того, чтобы немедленно отбрасывать его, проявите любопытство: почему человеку кажется, что это решение сработает? Какие проблемы они видят у этого решения? Какие преимущества они прогнозируют? Пробовали ли это решение другие люди? Почему это решение может не сработать?

Должны ли оставаться моменты, в которых вы обязаны проявлять решимость и стремительность? Безусловно. Ничто не влияет на команду более негативно, чем нерешительный лидер, который постоянно пытается искать консенсус, прежде чем начать действовать. Но если вы благоразумно выберете эмпатию в качестве своего жизненного повеления, прежде чем принимать окончательное решение, команда обязательно это заметит, даже если ваше решение будет расходится с желаниями некоторых сотрудников. И всё это слушание обязательно окупится со временем, потому что вы будете лучше понимать, как доносить до команды свои решения и как лучше всего общаться с командой ради лучшего результата.

entrepreneur.com, перевод: Артемий Кайдаш

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Журнал HR-Portal