Сегодня утро после одного из самых чудесных событий в истории человечества, поэтому кажется немного не вдохновляющим искать во вчерашних выборах уроки лидерства, конкуренции и перемен. Но что такое президентские выборы, как не общенациональное упражнение в лидерстве, конкуренции и переменах?
С тех пор как почти два десятилетия назад Питер Сенге опубликовал монументальный бестселлер Пятая дисциплина, мы живем в эпоху "обучающейся организации". Руководители поняли, что для того, чтобы их компании опережали конкурентов, их сотрудники на всех уровнях должны учиться больше (и быстрее), чем конкуренты: новые навыки, новые подходы к развивающимся технологиям, новые способы делать старые вещи, от производства до маркетинга и НИОКР.
Мои друзья из Washington Post, где я являюсь членом группы газеты "О лидерстве", задали группе провокационный вопрос, который идеально подходит для времени, в котором мы живем. Вот что спросили редакторы: "Тони Хейворд, которому когда-то приписывали "зеленый" поворот BP, вынужден с позором уйти в отставку. Майкл Делл, революционный предприниматель в сфере высоких технологий, подвергается санкциям за введение инвесторов в заблуждение. Титаны Уолл-стрит, которых когда-то превозносили, теперь подвергаются поношению. Куда делись все герои-генеральные директора?"
Очень часто в бизнесе случается небольшой опыт, который преподносит большие уроки о том, что действительно отделяет победителей от проигравших. Один из таких случаев произошел со мной несколько недель назад, и я думаю, что эту историю стоит рассказать не потому, что она захватывающая или драматичная, а потому, что она очень правдива с точки зрения того, как на самом деле устроен мир, и потому, что она подчеркивает, как те из нас, кто думает о бизнесе, часто делают вещи сложнее, чем они есть на самом деле.
В одном из последних номеров The New Yorker Атул Гаванде, талантливый писатель и опытный врач, опубликовал еще один из своих обязательных к прочтению рассказов о кризисе здравоохранения и новаторах, пытающихся изменить ситуацию к лучшему. Одной из организаций, о которых он рассказал, была врачебная практика в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси, которая "переосмыслила идею клиники первичной медицинской помощи практически во всех отношениях"
Подходит к концу горький, противоречивый, откровенно уродливый год в бизнесе и обществе, и трудно выбрать одну большую историю, определяющую климат времени. На ум приходят и жаркие переговоры по вопросу о потолке долга, и крах бездействующего итальянского правительства, и подъем движения "Оккупируй Уолл-стрит" и его сателлитов по всей стране и миру.
Тони Хсие, бывший генеральный директор Zappos, легендарный интернет-предприниматель и управленческий мыслитель, умер в возрасте 46 лет. Его кончина вызвала бурные эмоции и воспоминания, и вполне понятна спешка в оценке влияния его руководства. Но для того, чтобы сделать это в отношении Тони, необходимо думать о нем как о художнике, а не только как о давно работающем генеральном директоре, как о человеке, движимом большими идеями, экспериментами и великими страстями, а не только бизнес-планами и показателями курса акций.
Успешные компании и лидеры мыслят иначе, чем все остальные. Но они также заботятся больше, чем все остальные - о клиентах, о коллегах, о том, как ведет себя вся организация, когда есть столько возможностей срезать углы и поступиться ценностями. В мире, который полностью перестраивается под влиянием технологий, люди как никогда жаждут более глубокого и подлинного чувства человечности.
Мы, люди, устроены таким образом, что существует "универсальная тенденция к тому, что негативные события и эмоции влияют на нас сильнее, чем позитивные". Нас "опустошает слово критики", но "не трогает похвала". Мы "видим враждебное лицо в толпе", но "пропускаем все дружеские улыбки". Эти цитаты взяты из книги известного психолога-исследователя Роя Ф. Баумейстера и удостоенного наград журналиста Джона Тирни "Сила плохого".
Хорошее поведение может распространяться так же, как и плохое. Ключ к высвобождению доброты в вашей организации - это создание условий, при которых она станет заразительной. Возьмем, к примеру, компанию Mercedes-Benz USA, которая хотела убедиться, что проявляет сострадание к каждому клиенту, взаимодействующему с маркой. Компания призвала своих дилеров и сотрудников присоединиться к низовому "движению доброты", и это сработало.