ЖЕНЩИНА ПРИ ДОЛЖНОСТИ

ЖЕНЩИНА ПРИ ДОЛЖНОСТИ

Андрей Гликин

Любовь Михайлова

"Семейный доктор ", #3, 2000

Любой конфликт (в том числе и с руководством) столкновение различных точек зрения. Иногда болезненное. Убегать от него невозможно, отмолчаться тоже не лучший способ погасить напряжение. Соберитесь с силами и "войдите " в конфликт:постарайтесь как можно спокойнее и проще объяснить свою позицию другой стороне.Главная проблема не ошибка, а отношение к ней. Попробуйте, не оправдываясь и не уклоняясь от ответственности, не умаляя своей вины, отнестись к случившемуся с долей здорового юмора: "Не ошибается тот, кто ничего не делает ". Шефа не перевоспитаешь, коллег не переделаешь, но можно измениться самому.

Бытует мнение (его, кстати, разделяют и мужчины, и женщины), что работать под началом женщины задача не из легких. Речь не о том, конечно, что женщине недостает ума быть стратегом или политиком. Множество примеров (Екатерина II, Маргарет Тэтчер, Индира Ганди) говорит об обратном. И все же руководителей различают прежде всего по половому признаку, деловые качества в этом раскладе остаются "за кадром ".

Почему так? Функция руководителя объединять людей в коллектив, планировать и координировать их действия и осуществлять контроль над исполнением своих распоряжений, Для этого мало быть профессионалом здесь нужно качество, именуемое "лидерством ". Подчиненные должны признавать бесспорный авторитет начальникалидера, который:

Х способен видеть дальше и быть проницательнее любого из них;

Х умеет брать на себя инициативу;

Х признанный арбитр в межличностных отношениях;

Х не боится риска (принимать решения значит рисковать).

Разве психологический портрет женщины мягкой, пассивной, загадочной не полная противоположность нарисованному выше? Прекрасная иллюстрация к сказанному добрачные отношения полов. Мужчина, завоевывая женщину, предприимчив, напорист, идет напролом, игнорируя перемены в "сердце красавицы, склонном к измене ". Это его качество завоевателя, лидера в отношениях полов распространяется и на служебные отношения.

Лидерство понятие многоплановое (как пирог с трехслойной начинкой). Первый план профессиональные качества: второй степень информированности (и умения добывать информацию) и третий эмоциональная сфера. Что касается профессионализма и информированности, здесь на высоте оба пола. С эмоциями сложнее. Слабый пол опережает в этом отношении мужчин. Женщины более непредсказуемы (пресловутая "женская логика "), чаще подвержены смене настроений, предпочитают оценивать сотрудников по принципу "нравится не нравится ", не могут сосредоточиться на одной проблеме, отрешившись от всего остального, и т.д. и т.п.

Конечно, никто не обвинит Маргарет Тэтчер в неумении сосредоточиться, или в отсутствии деловой хватки. И все же исключения только подтверждают правило: фундаментальная разница между мужской и женской психикой существует.

Женщинруководителей можно классифицировать следующим образом.

"Мужчина в юбке ". У женщин этого типа эмоциональная сфера развита слабо, и они пытаются компенсировать "недостачу " жесткостью, подчеркнутой авторитарностью в отношениях с подчиненными.

Комплекс эмоциональной неполноценности заставляет их брать за образец не слишком щепетильных в выборе средств, самоуверенных, прагматичных коллег представителей сильного пола. Сослуживцам такого руководителя не позавидуешь: "мужчина в юбке " ведет своих подчиненных по производственной жизни железной рукой, да еще в "ежовых рукавицах ". Свободомыслие, обмен мнениями исключаются в корне. В таком коллективе царит нравственная духота, просыпаются худшие стороны человеческой натуры склочничество, подхалимаж. С "мужчиной в юбке " сотрудничают, как правило, малоквалифицированные работники; профессионалам здесь нечего делать. Но если случилось так, что ваша начальница из этой когорты и у вас есть веские основания мириться с таким положением вещей, помните:

Любая служебная ошибка вызывает у "мужчины в юбке " стресс. И ваша задача перевести разговор из плоскости скандала в диалог, по возможности конструктивный. Для этого вам прежде всего понадобится умение молчать (пока не пройдет гроза) и дар убеждения (не забывайте о прагматизме "мужчины в юбке ").

"Добрая мама ". Эта категория женщинруководителей прямая противоположность описанной выше. Здесь все строится на эмоциях. Личное обаяние один из главных рабочих "инструментов " "доброй мамы ". Стиль ее обращения к подчиненным "мальчики ", "девочки ", "давайте жить дружно ".

"Добрая мама " сверхлиберальна, и потому в коллективах, возглавляемых ею, малопомалу воцаряется хаос. Все высказывают свою точку зрения, игнорируя мнение соседа, а согласовать их и выбрать единственно верную некому: дирижер ( "добрая мама ") растворился в оркестрантах (подчиненные), и симфония превращается в какофонию.

Если вы трудитесь под началом "доброй мамы " и тем не менее твердо peшили посвящать свое рабочее время работе, обращайтесь со своими проблемами не к сотоварищу, а напрямую к ней. При этом попытайтесь как можно эмоциональнее живописать свое предложение, опуская детали и технические подробности. Если ей понравится, как вы говорили, она непременно вникнет в то, о чем вы толковали с таким жаром. Естественно, будучи руководителем, "добрая мама " вынуждена предъявлять претензии подчиненным. Выглядит это примерно так: "Я столько делаю для вас! Как вам не совестно " (без конца брать отгулы... задерживать отчет... часами висеть на рабочем телефоне...). Успокоить расстроенное начальство не составляет труда стоит лишь обратиться к его (ее) чувствам: "В метро была такая давка... "

"Ситуативный " тип женщиныруководителя вплотную примыкает к предыдущему типу, только лозунг "Давайте жить дружно " сменяется лозунгом "Все для победы! " Женщинаруководитель этого типа ~ энтузиаст. Она буквально горит на работе:

приходит раньше всех и уходит последней. Рабочий стол ее завален бумагами, где "важные " перемешаны с "неважными ", а "срочные " с "долгоиграющими ". Столь же хаотичны ее отношения с подчиненными: начальница "ситуативного " типа может вдруг запамятовать, кто за что отвечает, к какому сроку должен быть исполнен тот или иной проект и т.д. Для людей, привыкших к размеренному, неспешному ведению дел, это сущее наказание. Но если вы твердо знаете свои служебные обязанности и в состоянии спокойно разъяснить их все не так уж скверно. "Галерею " женщинруководителей можно, разумеется, продолжить. Любой из вас с легкостью сделает это, припомнив свою начальницу. Может быть, помянув ее при этом не слишком добрым словом.

И тем не менее женщинаруководитель не только не уступает своему коллеге мужского пола, но во многом и превосходит его, потому что:

Она тверже отстаивает интересы коллектива, будучи изначально и на работе тоже "хранительницей очага "; легче идет на уступки во время переговоров; более щедро оплачивает труд подчиненных, зная по собственному опыту (хозяйки дома) почем фунт лиха; "выращивает " бизнес терпеливо, как ребенка, без скачков и авантюр, поэтому возглавляемое женщиной дело (предприятие) более стабильно. Кроме того, извечная женская тяга к опрятности и чистоте спасает женщинуначальницу от упреков в мелочности и придирчивости. А душевная грация женщины позволяет ей отдавать приказы в манере, не задевающей ничьего самолюбия.

Как предупредить последствия стресса

Спешка и нехватка времени обычны для нашей повседневной жизни. На вопрос: "Как дела? " большинство из нас отвечает: "Да все бы ничего, если бы не проблемы... Каким же образом можно предотвратить негативные последствия длительных стрессовых ситуаций?

Стресс ослабляет иммунитет

Исследования ученых показали, что частые и продолжительные стрессовые ситуации могут отрицательно сказываться на здоровье человека. Стресс главная причина повышенного кровяного давления и связанных с ним нарушений деятельности сердечнососудистой системы. Доказано также, что во время стресса повышается восприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Кроме того, все больше фактов свидетельствует о том, что в тесной связи с высокими стрессовыми нагрузками находится и возникновение рака. Неудивительно, что длительное нервнопсихическое напряжение, постоянная готовность к большим нагрузкам или страх не справиться со сложной ситуацией требуют столько же сил,сколько требует и сама задача, которую предстоит решить. С точки зрения функционирования биологических механизмов это выглядит так.

В результате большого напряжения в кровь человека выделяются гормоны адреналин и кортизол. Они стимулируют сердечную и мышечную деятельность и тем самым создают условия для повышенной активности. Однако если эта активность не наступает, "гормоны стресса " аккумулируются в организме, нанося ему вред.

Антистрессовая программа

Как помочь себе? Разумеется, самый верный способ избегать стрессовых ситуаций. Поскольку это маловыполнимо, нужно учиться справляться с ними, а именно:

1. Постарайтесь составить распорядок дня так, чтобы прием пищи и отдых дились на одно и то же время.

2. Побольше двигайтесь, хотя бы по десять минут в день (ходьба, физические упражнения).

3. Не "носите " проблемы в себе. Поговорите о них с близкими.

4. Научитесь говорить "нет ", когда в определенной ситуации чувствуете, что не в состоянии выполнить просьбу

5. Не сдерживайте эмоциональные реакции в ответ на внешнее раздражение. Смех и состояние радостного восприятия жизни благотворно действует на организм человека. Слезы зачастую способствуют разрядке накопившегося напряжения, угнетения и печали.

источник неизвестен

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Psyker