Законы дресс-кода

Юлия Бринева

Хотим мы или нет, в России вопросу корпоративного облика работников со временем должно уделяться все больше внимания. Связано это с переходом на более «цивилизованный» уровень оказания услуг и с повышением клиентоориентированности компаний. На данном этапе задача руководителя — убедить подчиненных, что дресс-код — не ущемление личной свободы и не «самодурство». Тогда новшество не будет воспринято коллективом в штыки.

«Пожалуйста, избегайте надевать на работу следующие вещи: слишком откровенные и слишком соблазнительные платья и юбки, мини, топы с открытым животом, низко сидящие брюки, обтягивающие фигуру юбки, блузки и брюки; одежду, которая слишком высоко поднимается, когда вы сидите; все прозрачное. Всегда носите лифчик». Такую инструкцию получила 36-летняя женщина Максин Келли, американский адвокат. Посчитав подобное отношение к своему гардеробу дискриминацией, она попробовала возражать и… была уволена!

В различных уголках мира время от времени вспыхивают протесты сотрудников против предписаний работодателей относительно внешнего вида, и каждый раз столкновения заканчиваются в пользу последних. Российским руководителям пока повезло: у нас массовых беспорядков на почве соблюдения дресс-кода замечено не было. Но если на отечественных фирмах начнут повсеместно вводить требования к форме одежды, конфликты неизбежны. Чтобы свести инциденты к минимуму, важно знать правила игры: особенности, методы введения и поддержания требований к корпоративному стилю.

 

Правила жанра

 

Термин «дресс-код» возник в Великобритании и за последние сто с лишним лет успел распространиться по всему миру. Его используют для обозначения регламента в одежде, который информирует о принадлежности человека к той или иной профессиональной или социальной группе, кругу общения, или даже к определенному общественному месту. Считается, что дресс-код компании является прямым продолжением корпоративной культуры фирмы и важной частью ее бренда. Как театр начинается с вешалки, так и доверие клиента к компании начинается с доверия к ее сотрудникам, внешний вид которых играет немаловажную роль. В первую очередь, дресс-код придуман для потребителей, а не для служащих. Он демонстрирует уважение к деловым партнерам и клиентам и положительно сказывается на репутации компании.

Российские организации основное внимание уделяют форме одежды для представительских встреч — деловых переговоров, корпоративных вечеринок «общественного значения». Речь идет о тех событиях, в ходе которых могут приниматься деловые решения и успех которых в том числе зависит от внешнего вида сотрудников. Кроме того, регламентируется стиль одежды для сотрудников, работающих в офисе, и перечень неприемлемой одежды (шорты, топики, декольтированные платья, шлепанцы, кроссовки).

 

Семь раз отмерь, один — отрежь

 

При введении любых организационных нововведений руководитель компании должен просчитывать их целесообразность и эффективность. Дресс-код — не исключение.

Основной причиной введения дресс-кода для сотрудников может стать возможность более эффективного выполнения рабочих функций и достижения лучших результатов при использовании определенной формы одежды. Руководителю, который решил унифицировать внешний вид своих сотрудников, необходимо учитывать род занятий человека и окружающую его среду. Например, для работников творческих и интеллектуальных профессий, которых клиенты практически не видят (дизайнеров, копирайтеров, аналитиков, разработчиков стратегий) какие-либо жесткие требования к форме одежды вводить нецелесообразно. Ведь это никоим образом не повысит эффективность их работы. Скорее, наоборот. Представьте, что будет, если их светлые головы будут заняты мыслями, какой костюм надеть завтра в офис, чтобы «попасть в код», вместо придумывания очередной рекламной «фишки» или гениального хода по захвату рынка? Нет, нормы дресс-кода не про эту категорию работников.

Вводить требования к одежде целесообразно для тех категорий персонала, которые по ходу работы встречаются с клиентами: например, участвуют в переговорах или информируют потенциальных покупателей об услугах.

Другим мотивом к введению дресс-кода может послужить создание единого фирменного стиля, атрибутом принадлежности к группе, символом солидности организации, в которой работают. Это, в конечном счете, также связано с желанием запомниться клиенту образом и продемонстрировать определенное качество своей компании: на заправке — комбинезонами с фирменной символикой, в ювелирном магазине — обязательным маникюром на ухоженных руках, а в банке или аудиторской компании — солидным офисным костюмом, в ресторане или кафе — яркими кепками и рубашками. Фирменный стиль в учреждении общественного питания к тому же поможет посетителям быстро сориентироваться, к кому обратиться с заказом. Зачастую когда обслуживающий персонал одет примерно так же, как и сами клиенты, с этим возникает путаница.

Никакой революции среди персонала не будет, если вы каждому своему работнику, который занимается физическим трудом, приобретете за счет компании спецодежду, предназначенную для выполнения конкретной работы. Не забудьте поинтересоваться мнением самих «трудяг» на этот счет, обсудите, в какой униформе им было бы удобней трудиться. Таким образом, вы поймаете сразу двух зайцев: и сэкономите средства, сделав заказ на «правильную» спецодежду, и завоюете лояльность и симпатии трудящихся, проявив интерес и внимание к ним.

 

Своя рубашка ближе к телу

 

Для того чтобы нововведенные правила дресс-кода были адекватно встречены сотрудниками, необходимы четкие и последовательные действия со стороны руководства. Инструкции с указанием всех обязательств и прав, а также санкции за их нарушение должны доводиться до сведения каждого сотрудника. Причем стиль доведения информации должен соответствовать методам работы компании.

В правилах по дресс-коду прописываются обязательные и желательные требования к одежде. В обязательном порядке должен быть оглашен «черный список», в котором следует сформулировать то, что является недопустимым.

Разработкой требований к форме одежды в офисе можно заниматься самостоятельно или прибегнуть к помощи сторонних консультантов. В основном российские руководители обходятся собственными силами, руководствуясь здравым смыслом и учитывая культуру организации. Для успеха предприятия руководителю следует также максимально вовлечь рядовых сотрудников и руководителей различного уровня в подготовку и обсуждение требований. Не менее важно информировать и разъяснять, для чего необходимо нововведение. И, безусловно, руководство само должно демонстрировать заданные стандарты.

Еще один важный вопрос: за чей счет сотрудники должны будут поддерживать корпоративный стиль? Если речь идет об униформе для работников физического труда, то затраты обычно ложатся на плечи компании. В крупных корпорациях компенсация за это уже учтена в высоких зарплатах. Компании среднего и малого бизнеса решают вопрос по-разному. Создают единый «офисный гардероб», которым могут воспользоваться сотрудники, готовясь к переговорам или выставке. Предоставляют своеобразный кредит: покупают или шьют необходимую одежду за счет фирмы, а потом частями вычитают из зарплаты. Однако, как правило, чаще всего «праздник корпоративного единения» проходит именно за счет сотрудников, и чтобы он прошел мирно и спокойно, будет лучше каким-либо образом компенсировать затраты персонала: например, повысить служащим зарплату или сделать целевую выплату на приобретение одежды.

 

Офисный face-control

 

Итак, дресс-код введен, но это полдела: необходимо добиться, чтобы он соблюдался сотрудниками. Нужно создать такую атмосферу в компании, в которой работник, не соответствующий правилам, сам почувствует себя максимально некомфортно.

Корпоративным «революционерам», которые не хотят соблюдать требования дресс-кода, руководители должны делать замечания, а также проводить с ними беседы. В исключительных ситуациях возможно применение наказания — от выговора, объявленного в приказе, до штрафных санкций. Классический вариант материального наказания — «неправильно» одетый сотрудник едет домой переодеваться, поскольку «непригоден к работе», и этот день ему не оплачивается.

Следует отличать сопротивление нововведению касательно формы одежды от сопротивления системе в целом. Возможно, после беседы с «нарушителем» и анализа его поведения выяснится, что в организации присутствуют более существенные проблемы. Например, межличностные конфликты, неудовлетворенность данного сотрудника содержательной частью своей работы, поверхностное отношение руководства к вопросам его профессионального роста, плохие условия труда. В любом случае относитесь внимательно к тому, что происходит с вашими сотрудниками, и если видите демонстрацию протеста, сначала разберитесь, в чем дело.

В заключение отметим, что и при проведении собеседований нужно обращать внимание кандидатов на необходимость соблюдения обязательных требований в одежде, чтобы впоследствии это не оказалось для них неприятным сюрпризом. buhnews.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1