Закон об охране здоровья граждан. Что нужно знать кадровику

21 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Многие его положения применяются с 1 января 2012 г. и, конечно, касаются частной жизни каждого из нас. Но положения этого документа представляют профессиональный интерес и для работников кадровых служб: по роду своей деятельности кадровику приходится сталкиваться с медицинскими аспектами взаимоотношений с работниками. О некоторых из них мы сегодня и поговорим.

НА № 5‘2012 В первую очередь отметим, что Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан» (далее - Закон об охране здоровья) содержит развернутый понятийный аппарат (ст. 2). Такие понятия, как «здоровье», «медицинская помощь», «медицинская услуга», «лечение», «пациент», «заболевание», «качество медицинской помощи», наконец получили свое определение.

Кстати сказать

Выбираете между коммерческой клиникой и государственной (муниципальной)? Тогда изучите порядок оказания платных услуг, изложенный в ст. 84 Закона об охране здоровья.

Следует знать, что платные услуги бывают двух видов:

  • платные медицинские услуги, предоставляемые гражданам по их желанию при оказании медицинской помощи,
  • платные немедицинские услуги (бытовые, сервисные, транспортные и иные), предоставляемые дополнительно при оказании медицинской помощи.

Платные медицинские услуги оказываются за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги.

Закон об охране здоровья объясняет понятия «медицинский работник», «фармацевтический работник» и др., что немаловажно для кадровиков, работающих в сфере здравоохранения.

Если в ваши обязанности входит заключение договоров добровольного медицинского страхования, внимательно изучите положения закона о качестве медицинской помощи. Под качеством медицинской помощи Закон об охране здоровья понимает совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Один из наших сотрудников длительное время находится на больничном. Приносит «закрытый» листок нетрудоспособности и тут же заявляет, что на работу не выходит, так как продолжает болеть. Нас такая ситуация настораживает. Можем ли мы поинтересоваться в поликлинике, чем так долго болеет работник?

Что ж, давайте оценим перспективы обращения с подобным запросом в медицинскую организацию. Проблема сохранения врачебной тайны с каждым годом становится все более актуальной. Врачебную тайну согласно Закону об охране здоровья составляет информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении (ч. 1 ст. 13). Теперь по сравнению с ранее действовавшим законодательством запрет на ее разглашение установлен даже после смерти человека. Согласие на разглашение конфиденциальных сведений при жизни необходимо получать в письменной форме.

Часть 4 ст. 13 Закона об охране здоровья перечисляет, когда возможна передача сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя. Такое право, помимо органов дознания, следствия и суда, получили органы уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и контроля поведения условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, допускается также:

  • в целях учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
  • в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства РФ о персональных данных и т. д.

Запомните: вы вправе получить полное представление о состоянии пациента в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Как видим, здесь также возможно разглашение врачебной тайны.

Ваша ситуация не единственная. На практике часто возникают подобные вопросы. Например, можно ли заглянуть в медицинскую карту долго болеющего сотрудника? И здесь ответ отрицательный. Медицинская карточка не является секретной только для самого пациента: согласно ч. 4 ст. 22 Закона об охране здоровья пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

Раз уж мы заговорили о медицинской документации, то отметим, что Закон об охране здоровья (ст. 22) предоставляет пациенту либо его законному представителю право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.

Один наш «вечно больной» работник приносит больничные, каждый раз подписанные другим врачом-терапевтом. Закрадывается сомнение - то ли документы поддельные, то ли работник специально ходит по разным поликлиникам (где его еще не знают) и притворяется больным... Честное слово, не знаю, что и подумать в такой ситуации. Имеются ли законные основания для такого «хождения по врачам»?

Не спешите обвинять работника в мошенничестве. Вполне возможно, что ваш коллега просто пользуется своим правом на выбор врача и выбор медицинской организации (ст. 19 Закона об охране здоровья). Посмотрите на ситуацию с другой стороны: если такое происходит, то тот механизм выбора, который заявлен в ч. 2 ст. 21 Закона об охране здоровья, наконец-то заработал.

Так, для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин выбирает не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача- педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ И ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ

Вопросами охраны труда обязан заниматься каждый работодатель. Но наибольшее внимание к здоровью работников должны проявить те работодатели, у которых на рабочих местах выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы. Если ваши сотрудники трудятся в подобных условиях, то внимательно ознакомьтесь со ст. 24 Закона об охране здоровья.

В целях охраны здоровья и сохранения способности к труду, предупреждения и своевременного выявления профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ, проходят обязательные медицинские осмотры.

Статья 46 нового Закона дает определение понятия «медицинский осмотр» - это комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Новый порядок проведения медосмотров начал действовать с 1 января 2012 г. в связи с принятием Минздравсоцразвития России приказа от 12.04.2011 № 302н, которым утверждены три приложения:

Приложение № 1: перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);

Приложение № 2: перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);

Обратите внимание! В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации

Приложение № 3: порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В случае выявления при проведении обязательных медицинских осмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.

Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения. И еще: все медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ч. 7 ст. 213 ТК РФ).

Зачем проводятся медосмотры при приеме на работу и какие бывают виды медосмотров?

Ответ на этот вопрос содержится в ст. 46 Закона об охране здоровья. Важно, что законодатель «вспомнил» про существование как предсменных и предрейсовых, так и послесменных и послерейсовых медицинских осмотров. Выделим следующие виды медицинских осмотров:

1) профилактический медицинский осмотр, проводимый для раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов;

2) предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу или учебу для определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению;

3) периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью для динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы;

4) предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) для выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

5) послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Чем отличается медицинский осмотр от диспансеризации?

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ.

Диспансерное наблюдение - это динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование состояния здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и медицинской реабилитации указанных лиц.

Согласно ст. 27 Закона об охране здоровья граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

Об этом нелишне будет напомнить инвалиду, отказывающемуся от реализации выданной ему «Индивидуальной программы реабилитации инвалида». Также вполне законным представляется отправить домой сотрудника, имеющего на руках открытый больничный лист, но явившегося на работу. Напомните им, что граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Кстати сказать

Работодатель еще не озаботился формированием здорового образа жизни персонала? Напрасно! Ведь это – одно из динамично развивающихся направлений социальной политики в работе с коллективом, что подтверждается ст. 30 Закона об охране здоровья. Некоторые работодатели отправляют работников делать профилактические прививки, другие – раздают абонементы в физкультурно-спортивные организации, третьи – выплачивают надбавку некурящим сотрудникам.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Обратите внимание! Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н утв. перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи

Кадровикам и специалистам по охране труда, на наш взгляд, следует разбираться в видах медицинской помощи. Ведь целый ряд нормативных документов обязывают обучать персонал приемам оказания первой помощи.

Если вы решили обеспечить коллектив аптечкой и некоторыми медицинским изделиями (тонометром, градусником и др.), прочитайте требования к медицинским изделиям, которые выдвигает ст. 38 Закона об охране здоровья.

НА № 8‘2012Медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. На территории РФ разрешается обращение только медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке. А потому будет вестись государственный реестр медицинских изделий и организаций, производящих и изготавливающих медицинские изделия.

МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

Глава 7 Закона об охране здоровья посвящена вопросам медицинской экспертизы и медицинскому освидетельствованию.

Обратите внимание! О видах и условиях оказания медицинской помощи читайте на www.hr-portal.ru

Прежде всего, хочется отметить, что этот раздел нового закона упорядочил теоретические вопросы в данной области медицины. Во-первых, ч. 1 с. 58 дает определение медицинской экспертизы. Во-вторых, ч. 2 ст. 58 вводит классификацию медицинских экспертиз.

В нашей стране проводятся следующие виды медицинских экспертиз:

1) экспертиза временной нетрудоспособности;

2) медико-социальная экспертиза;

3) военно-врачебная экспертиза;

4) судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;

5) экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;

6) экспертиза качества медицинской помощи.

Кадровику имеет смысл познакомиться более основательно со ст. 59 Закона об охране здоровья, где рассказывается о целях и порядке проведения экспертизы временной нетрудоспособности. За этим сложным термином кроется процедура выдачи больничных листов.

Такая экспертиза проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно. А в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней включительно.?

Важно отметить, что продление листка нетрудоспособности на больший срок (но не более чем на 15 календарных дней единовременно) осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.

Работник длительное время приносит больничные, и конца этому не видно. Как долго он может находиться на больничном?

При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы для оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от прохождения медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности закрывается. При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на медико-социальную экспертизу.

Таким образом, если работник болеет более четырех месяцев подряд, то целесообразно поинтересоваться у него: поднимался ли вопрос медиками о направлении его в учреждение МСЭ для установления инвалидности. Медико-социальная экспертиза проводится для определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Кадровику важно знать еще и о таких видах экспертизы, как экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией (ст. 63 Закона об охране здоровья).

Экспертиза профессиональной пригодности проводится для определения соответствия состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ. Этот вид экспертизы проводится врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей-специалистов по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров. По результатам экспертизы профессиональной пригодности врачебная комиссия выносит медицинское заключение о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ.

А вот экспертиза связи заболевания с профессией проводится для установления причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью. Она проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской организации в области профессиональной патологии при выявлении профессионального заболевания. По результатам экспертизы связи заболевания с профессией выносится медицинское заключение о наличии или об отсутствии профессионального заболевания.

Чем отличается медицинское освидетельствование от медицинского осмотра?

Сравним понятия, установленные в статьях 46 и 65 Закона об охране здоровья.

Как видим, у этих мероприятий разные цели.

Видами медицинского освидетельствования являются (ч. 2 ст. 65):

1) освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

2) психиатрическое освидетельствование;

3) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;

4) освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;

5) иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством РФ.

МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ

Если в настоящее время медики и фармацевты для осуществления профессиональной деятельности имеют сертификат специалиста, как того требовала ст. 54 Основ законодательства, то после вступления в силу соответствующих частей ст. 69 Закона об охране здоровья (с 1 января 2016 г.) эти работники должны будут иметь свидетельство об аккредитации специалиста.

Аккредитацию специалист проходит по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 г., действуют до истечения указанного в них срока (ч. 2 ст. 100 Закона об охране здоровья).

По-прежнему действует правило о том, что эти категории работников обязаны иметь профильное образование необходимого уровня.

Так, право на осуществление фармацевтической деятельности в РФ имеют:

1) лица, получившие фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством РФ, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста;

2) лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части?

розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на ведение фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, где отсутствуют аптечные организации.

Лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации.

Лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала.

Важно: лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после установления в РФ эквивалентности документов иностранных государств об образовании, сдачи экзамена по специальности в установленном законодательством порядке (если иное не предусмотрено международными договорами РФ).

ОБРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Обратите внимание! Порядок ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования утв. приказом Минздрав- соцразвития России от 25.01.2011 № 29н

По работе вы наверняка сталкивались с персонифицированным учетом, который ведет Пенсионный фонд РФ. Вот и медицинские организации будут принимать участие в ведении персонифицированного учета (ст. 91 Закона об охране здоровья). Персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности - обработка персональных данных о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услуг, и о лицах, которым оказываются медицинские услуги.

Сведения о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услуг, и о лицах, которым оказываются медицинские услуги, относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством РФ.

НА № 5‘2011В целом можно отметить, что Закон об охране здоровья отвечает реалиям сегодняшнего времени, тем отношениям, которые сложились в сфере здравоохранения в последние годы, пытается урегулировать те вопросы, которые остались ранее за рамками законодательства. Хочется верить, что на практике нормы столь необходимого закона не останутся пустыми декларациями. Ведь все мы периодически обращаемся в медицинские организации. К тому же сталкиваемся в той или иной степени с «медициной» по работе. Так что следите за изменениями в законодательстве: новый закон требует принятия большого количества подзаконных актов, более подробно регулирующих многие его положения.

Подписаться на журнал "Справочник кадровика"

Журнал: Справочник кадровика, По состоянию на: 08.08.0012, Год: 2012, Номер: №9
Автор: Французова Людмила Владимировна

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться