Заключение трудового договора с главным бухгалтером

По соглашению сторон между работодателем и главным бухгалтером может быть заключен трудовой договор как на неопределенный срок, так и на определенный (срочный трудовой договор), примерные формы которых приведены ниже.

Комментарий

1. Комментируя п. "к" ст. 3.5 трудового договора, позволяющий главному бухгалтеру подготавливать предложения о снижении размеров премий или лишений премий, а также о применении иных мер дисциплинарного воздействия к руководителям цехов, участков, бригад, отделов и других подразделений и служб предприятия, не обеспечивающих выполнения установленных правил оформления первичной документации, ведения первичного учета и других требований по организации учета и контроля, необходимо акцентировать внимание на некоторые особенности.

Во-первых, в соответствии со ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Отсюда следует, что премия - это доплата стимулирующего или поощрительного характера к основному заработку работника. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором (как правило, положение о премировании является его неотъемлемым приложением. В то же время порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации (как правило, для отдельных категорий работников - судебных приставов, военнослужащих, работников МВД и пр.), в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

Во-вторых, следует напомнить, что понятия "лишение" премии действующее трудовое законодательство не содержит. Законодатель исходит из того, что невыплата премии нарушителю трудовой дисциплины не является дисциплинарным взысканием и может применяться наряду с ним (поскольку в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

В каждом конкретном случае такие вопросы решаются в соответствии с положениями действующего в организации Положения о премировании, которое должно содержать более подробную схему назначения и лишения премий. Невыплата премии в случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности противоречит положениям ст. 191 ТК РФ. Для сравнения: ст. 137 КЗоТ РФ предусматривала, что в течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются (выдача премии - это мера поощрения, согласно ст. 131 КЗоТ РФ).

В случае если в соответствии с Положением о премировании у работника не возникает права на получение премии, с моей точки зрения, нет необходимости оформлять невключение его в список на премирование специальным распоряжением (приказом) руководителя организации. Однако, в любом случае, лишение премии должно быть мотивировано и оформлено соответствующим приказом руководителя.

2. Следует обратить внимание также на статью 3.6 рассматриваемого трудового договора, регулирующего прием и сдачу дел при назначении и освобождении главного бухгалтера.

Как и любому другому работнику, главному бухгалтеру иногда приходится менять место работы (к примеру, нашлось более выгодное место работы или не сработался с руководителем).

Однако главный бухгалтер - не обычный рядовой сотрудник, по долгу службы ему приходится работать с важными документами, его подпись стоит на всех финансовых документах. Учитывая его особый служебный статус, он не может просто так уволиться из предприятия, учреждения, организации - необходимо передать дела преемнику.

Впрочем, и новый человек, будучи принятым на эту должность, заинтересован в том, чтобы знать, какая бухгалтерия досталась ему так сказать "в наследство". Одна из положительных черт правопреемства заключается в том, что если новоиспеченный главный бухгалтер вовремя зафиксирует нарушения предшественника, отвечать за чужие оплошности ему не придется.

Поэтому даже если в процессе работы передача дел для главного бухгалтера не является насущной проблемой, то при смене работы придется с этим столкнуться. Причем придется выступить в двух качествах: сначала в роли "бывшего" главного бухгалтера - при сдаче дел, а потом в роли "нового", принимая их на новом рабочем месте.

В этой связи возникает очень много вопросов, как: как оформить прием-передачу дел?; нужно ли при этом осуществить инвентаризацию имущества?; на какие важные моменты необходимо обратить внимание как "бывшему", так и "новому" главному бухгалтеру, чтобы обезопасить себя от возможных штрафных санкций?

Необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время отсутствует специальный нормативный акт, который регулировал бы порядок и процедуру приема и передачи дел от одного главного бухгалтера другому.

Данный пробел законодательства означает, что каждое предприятие вправе самостоятельно разработать и утвердить процедуру, которую надо соблюдать в подобных случаях.

Процедура передачи дел при смене главного бухгалтера начинается с того, что и сдавать, и принимать дела можно только после того, как издан соответствующий приказ. Всем, думается, понятно, что такой приказ, впрочем как и любой другой распорядительный документ, издается руководителем того предприятия, учреждения, организации, в которой происходит смена главного бухгалтера.

Кстати, чаще всего именно главный бухгалтер готовит проект такого приказа. Поэтому, будучи главным бухгалтером, вам необходимо четко представлять, какие моменты следует отразить в этом распорядительном документе. В первую очередь в нем надо указать соответствующих сотрудников, которые будут ответственны за сдачу и прием бухгалтерских документов.

Ясно, что в большинстве случаев бухгалтерские дела передает увольняющийся главный бухгалтер, а его преемник - принимает их, поэтому в приказе указываются сведения именно о них (с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, реквизитов документов, подтверждающих их полномочия).

Кроме того, в конкретной организации может быть создана соответствующая комиссия по приему-передаче дел. Как правило, возглавляет ее руководитель организации (на худой конец, уполномоченные на то исполняющий его обязанности либо заместитель). В данную комиссию могут входить и другие работники бухгалтерии, а также сотрудники других подразделений (отделов, отделений) организации. Зачастую в комиссию приглашают и главного бухгалтера вышестоящей организации, если речь идет о смене бухгалтера в филиале. Помимо этого, в приеме-передаче дел могут принимать участие лица, не состоящие в штате фирмы сотрудники (к примеру, аудиторы).

В случае если подобная комиссия создается, то в приказе о передаче дел следует оговорить данное обстоятельство. Кроме того, необходимо перечислить ее участников, указать должность каждого из них. В приказе обязательно должно быть прописано, какими именно полномочиями комиссия наделена.

В приказе также рекомендуется указать срок, в который необходимо осуществить прием-передачу дел. Поскольку ст. 80 ТК РФ предусмотрено, что любой работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом руководителя за две недели, то если главный бухгалтер меняет место работы по собственному желанию, дела он должен передать, пока не истек двухнедельный срок со дня подачи заявления.

Однако практика складывается таким образом, что главные бухгалтеры, увольняющиеся по собственному желанию, иногда сталкиваются с такой ситуацией, когда руководитель отказывается подписать заявление об увольнении до тех пор, пока не будут переданы все документы. В этой связи отмечу, что такое поведение со стороны руководства является неправомерным. Ведь ст. 80 ТК РФ, регулирующая порядок расторжения трудового договора по инициативе работника, не содержит подобных ограничений для отдельных категорий работников.

Учитывая вышеизложенное, закономерен следующий вывод: если руководитель на прежней работе не обеспечил прием бухгалтерии от вас как главного бухгалтера в течение двух недель, то затягивать с вашим увольнением он не вправе. По истечении двухнедельного срока главный бухгалтер имеет полное право не выходить на прежнее место работы.

Итак, выделим некоторые наиболее важные моменты, которые необходимо учитывать при сдаче бухгалтерии, увольняясь с прежнего места работы.

Во-первых, следует отметить, что основная задача увольняющегося главного бухгалтера - это передать дела в таком состоянии, чтобы к новому главбуху в дальнейшем ни руководство прежнего места работы, ни органы контроля и надзора не смогли предъявить каких-либо претензий. В понятие "дела" вкладываются все бухгалтерские документы, которые находились в ведении бывшего главного бухгалтера и сохранность которых он должен был обеспечить.

Во-вторых, обязательно оформите передачу дел в письменном виде, чтобы каждый сдаваемый документ мог быть отражен в описи, которую потом следует приложить к акту приема-сдачи дел. Только такое оформление способно полностью застраховать "нового" главного бухгалтера от предъявления к нему в дальнейшем претензий по поводу отсутствия либо несоответствия того или иного документа.

Далее рассмотрим ситуацию, когда на момент передачи дел кандидатура "нового" главного бухгалтера еще не утверждена. В таком случае бухгалтерские дела может принять, скажем, временно исполняющий обязанности главного бухгалтера. Если организация имеет большую бухгалтерию, вопрос о приеме дел решается гораздо проще. "Дела" в таком случае может принять и заместитель главного бухгалтера.

Закономерно напрашивается вопрос: а если увольняется бухгалтер, скажем, малого предприятия, где он, как часто бывает, представляет бухгалтерию в единственном лице? В таком случае прием бухгалтерских документов должен осуществить руководитель данной организации, поскольку именно он согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" несет ответственность за организацию и правильность ведения бухгалтерского учета. В результате же, найдя нового главного бухгалтера, руководитель передаст дела ему.

В-третьих, в случае если руководитель организации отказывается принять бухгалтерию от увольняющегося главного бухгалтера, нужно постараться оформить такой отказ документально. А если сделать это не удается, например, из-за того, что руководитель не желает запротоколировать свой отказ?

Как ни печально, действующее российское законодательство не предписывает каких-либо вариантов решения данной проблемы. В данном случае рекомендуется составить опись бухгалтерских документов, которые находились у главного бухгалтера на хранении, а также оформить такой документ в двух экземплярах (один необходимо оставить у себя, а второй - отослать в ту налоговую инспекцию, в которой отчитывалось предприятие). При таком стечении обстоятельств необходимо, чтобы налоговые сотрудники узнали о том, что вы уже не являетесь главным бухгалтером предприятия, даже в том случае, если сдача документов прошла без каких-либо препятствий. Поскольку в каждой налоговой инспекции имеются сведения о главных бухгалтерах организаций, до такого сообщения работники налоговой инспекции будут считать, что именно вы продолжаете являться бухгалтером на прежнем месте работы.

В-четвертых, проблемы могут возникнуть с бухгалтерской отчетностью, например, на момент увольнения главного бухгалтера последний срок ее сдачи еще не наступил (увольнение в феврале, а срок сдачи годового отчета истекает лишь в конце марта). В таком случае заниматься составлением такого отчета придется увольняющемуся главному бухгалтеру, так как речь идет о налоговом периоде, в котором именно вы работали главным бухгалтером предприятия. Однако сдавать отчетность в налоговую инспекцию непосредственно увольняющемуся не обязательно. Как правило, этот вопрос решается по согласованию между увольняющимся бухгалтером и руководителем предприятия. Таким образом, представить в налоговую инспекцию подготовленный отчет может преемник главного бухгалтера либо сам руководитель.

В-пятых, не следует забывать о замене банковских карточек. Такие документы хранятся в банке, а на них отражены образцы подписей руководителя и главного бухгалтера организации (так как подпись главного бухгалтера обязательна на всех финансовых документах организации, которые предъявляются в банк (платежные поручения, чеки и т. д.). Поэтому, не забыв о данном факте, вы обезопасите себя от использования вашей личной подписи на подобных документах уже после того, как вы уволитесь. Новая банковская карточка оформляется на нового главного бухгалтера.

На что же необходимо обращать внимание при приеме документов?

Итак, если вам, новоиспеченному главному бухгалтеру, придется принимать дела, когда "старый" бухгалтер уже уволен, то обязательно следует выяснить, кто принял от него документы. И именно у этого человека надо принимать бухгалтерскую документацию. Ведь именно он, а не кто иной, несет ответственность за то, в каком состоянии он передаст вам документы. Принимать такие дела рекомендуется только по описи. Надо проверить, все ли дела, указанные в описи, имеются в наличии.

Конечно, одномоментно тщательно проверить все бухгалтерские документы вряд ли представится возможным. Ведь на это требуется много времени, а его, как правило, в таких ситуациях как раз и не хватает. Поэтому самое главное - это проверить наличие основных бухгалтерских документов, которые должны храниться в организации.

Итак, в первую очередь следует проверить следующие документы:

1) приказ об учетной политике предприятия;

2) Главная книга;

3) журналы-ордера по счетам;

4) кассовая книга;

5) карточки аналитического учета;

6) журнал учета счетов-фактур, книга покупок и книга продаж;

7) журнал регистрации доверенностей;

8) книга регистрации банковских чековых книжек;

9) налоговая отчетность.

Как правило, сначала проверке подлежит состояние кассы. Акт проверки кассы подписывается как сдающим, так и принимающим дела бухгалтерии, а также кассиром. Этот документ необходимо сделать приложением к акту приема-передачи дел.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 17 Закона "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская отчетность должны храниться не менее пяти лет. Особое внимание следует обратить на документацию за текущий год, а также за предшествующие три года, ведь именно за этот период налоговая инспекция имеет право проверить деятельность организации (ст. 87 Налогового кодекса РФ). Однако иногда главные бухгалтеры не в должной мере относятся к бухгалтерским документам за те периоды, которые уже были проверены сотрудниками налоговой инспекции. Поэтому не надо забывать о том, что абз. 4 ст. 87 Налогового кодекса РФ позволяет вышестоящей налоговой инспекции проводить повторные налоговые проверки.

Все передаваемые бухгалтерские документы должны быть подшиты в дела согласно той номенклатуре, которая ведется в данной организации. Такая номенклатура представляет собой список наименований дел и журналов (книг) регистрации, заводимых на предприятии, с указанием сроков их хранения.

Кроме того, рекомендуется проверить не только комплектность документов, но и правильность их, а также полноту и достоверность отраженных в них данных. Если на новом предприятии ведется автоматизированный бухгалтерский учет, то обязательно нужно сопоставить его данные с первичными документами. Если выясняется, что чего-то не хватает, следует обязательно зафиксировать это документально, а также не мешало бы получить письменное объяснение этой "недостачи" от сотрудника, у которого вы принимаете дела.

Если главный бухгалтер меняет работу в течение года, то особое внимание надо уделить проверке налоговой отчетности, сданной в инспекцию, за предшествующие периоды текущего года, начав с проверки декларации по тем налогам, которые рассчитываются нарастающим итогом. Ведь для составления отчетности за последующие периоды придется использовать данные этих деклараций.

Вопрос о необходимости проведения инвентаризации имущества на практике нередко возникает и при смене главного бухгалтера. Чтобы его разрешить, следует обратиться к ст. 12 Закона "О бухгалтерском учете", пункт 2 которой предписывает, что предприятие обязано проводить инвентаризацию, если на нем сменяются материально ответственные лица.

Поэтому результат будет зависеть от того, является ли увольняющийся главный бухгалтер материально ответственным. Статья 243 Трудового кодекса РФ дает предприятию право заключать с главным бухгалтером договор о полной материальной ответственности, примерная форма которого будет приведена ниже, но главный бухгалтер вправе отказаться от такого договора, ведь, как правило, полную материальную ответственность возлагают на бухгалтеров малых предприятий постольку, поскольку они зачастую работают еще и кассирами. В таком случае во время передачи дел необходимо провести инвентаризацию имущества и кассовой наличности.

Порядок проведения инвентаризации прописан Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, которым утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Результаты инвентаризации оформляются актом, который подписывают члены инвентаризационной комиссии. Этот документ надо сделать приложением к акту приема-передачи дел.

Далее рассмотрим порядок составления акта приема-передачи дел.

Итак, приказ о приеме-передаче дел всеми подписан, все необходимые документы проверены, проведены результаты инвентаризации. Теперь надо составить собственно акт приема-передачи бухгалтерских дел. Этот документ утверждается руководителем организации. Оформляется он, как правило, в двух экземплярах, один из которых хранится в делах организации, а второй остается у главного бухгалтера, передающего дела.

В данном акте обязательно указывают день, в который дела были переданы окончательно. В случае если увольняющийся главный бухгалтер не согласен с какими-либо положениями акта, он вправе внести в него соответствующие оговорки, выразив тем самым особое мнение. То же самое вправе предпринять и человек, который принимает документы.

В подобном акте перечисляют все нарушения и неточности, выявленные в ходе проверки. Если вносятся исправления в регистры учета, то нужно оформить бухгалтерскую справку - на ней ставит свою подпись уходящий сотрудник.

Если вдруг выяснилось, что потеряны или вовсе не велись какие-либо журналы, первичные документы, необходимо сделать соответствующую запись в акте приема-передачи, а главный бухгалтер, допустивший такую оплошность, должен сдать объяснительную записку о причинах нарушений. Со дня приемки дел следует завести недостающие документы. Акт приема-передачи дел подписывают в первую очередь "новый" и "старый" главные бухгалтеры, а также члены комиссии, участвующие в процессе передачи. Поскольку какой-либо формы акта не существует, прием-передача дел может быть оформлена в простой письменной форме.

К акту рекомендуется обязательно приложить опись переданных документов, из нее должно быть видно, сколько всего передано документов, наименование каждого из них.

Одним из самых актуальных вопросов, которые возникают при смене бухгалтера, является следующий: какую же ответственность несут "новый" и "старый" главные бухгалтеры?

1. Материальная ответственность. Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ главный бухгалтер несет материальную ответственность за ущерб, который он причинил работодателю. Рассмотрим ситуацию, когда при сдаче вами, увольняющимся главным бухгалтером, дел была обнаружена недостача.

Вопрос об ответственности будет решаться в зависимости от того, был ли заключен с вами договор о полной материальной ответственности. Если был, то вы должны возместить работодателю весь ущерб. В противном случае вам также придется ответить, но лишь в пределах своего среднемесячного заработка (ст. 241 Трудового кодекса РФ). Ущерб взыскивают, когда рассчитываются с увольняющимся главным бухгалтером. В случае если по каким-либо причинам удержание не было произведено, взыскать деньги можно будет только через суд.

2. Административная ответственность. Проступки, за которые могут оштрафовать главного бухгалтера, прописаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Например, наложить штраф могут за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета. Проблема разграничения ответственности возникает в случае, когда нарушения будут выявлены за периоды деятельности уволившегося главного бухгалтера. Правомерен вопрос: кто же будет привлечен к административной ответственности: "новый" или "старый" главный бухгалтер?

В ст. 2.4 КоАП РФ говорится о том, что оштрафовать должностное лицо организации можно только за то, что оно ненадлежащим образом исполнило свои обязанности. Таким образом, если по итогам налоговой проверки на предприятии обнаружат ошибки, которые относятся к периоду осуществления деятельности "старого" главного бухгалтера, то отвечать за них должен именно он, так как за весь период его деятельности он нес ответственность за соблюдение законодательства при ведении бухгалтерского учета (п. 2 ст. 7 Закона "О бухгалтерском учете"). Поэтому виновность в этом "новому" главному бухгалтеру вменять нельзя.

В случае если в ходе проверки установлена недостача каких-либо документов, относящихся к работе прежнего главного бухгалтера, новому удастся избежать ответственности, если в акте приема-сдачи дел было оговорено отсутствие этих документов, ведь новый главбух обязан вести учет документов за весь период деятельности организации, а не только с того момента, когда он стал ее сотрудником. В таком случае ответственность должен нести "старый" главный бухгалтер, который сдал документы, и налоговые инспектора вправе его оштрафовать. Кроме того, ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрены сроки давности привлечения к административной ответственности. Если речь идет о нарушении законодательства о налогах и сборах, то наложить штраф можно лишь в течение одного года с момента совершения проступка. В отношении иных административных правонарушений (например, нарушение порядка работы с наличностью и ведения кассовых операций) этот срок составляет два месяца.

3. Согласно ст. 4.3 трудового договора на работника могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности посредством заключения отдельного договора о полной материальной ответственности.

В соответствии со ст. 243 ТК РФ полная материальная ответственность может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, заместителями руководителя, главным бухгалтером.

Согласно положениям ст. 242 Трудового кодекса РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере.

Таким образом, при полной материальной ответственности у главного бухгалтера возникает обязанность возместить организации всю сумму ущерба, возникшего в результате недостачи или порчи материальных ценностей.

Исчерпывающий перечень случаев, в которых работник может привлекаться к полной материальной ответственности, приведен в ст. 243 ТК РФ.

Итак, полная материальная ответственность наступает в следующих случаях:

1) когда такая ответственность возложена на работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами;

2) если выявлена недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) если ущерб причинен умышленно;

4) когда ущерб причинен работником, находившимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

5) если ущерб причинен в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) когда ущерб причинен в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

7) если ущерб причинен в результате разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) когда ущерб причинен не при исполнении работником трудовых обязанностей (например, работник использует служебный автотранспорт в свободное от работы время в личных целях).

Статья 248 ТК РФ регулирует порядок взыскания ущерба. Так, взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

В том случае, если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. Законодатель предусматривает, что по соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке. С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить за свой счет поврежденное имущество.

Возмещение ущерба производится вне зависимости от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которые повлекли причинение такого ущерба работодателю.

В этой связи целесообразно привести следующую форму договора <*>.

--------------------------------

<*> Не приводится.

Необходимо отметить, что письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, т. е. о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, заключаются с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

4. Статьей 6.1 комментируемого трудового договора главному бухгалтеру установлен ненормированный рабочий день.

Трудовой кодекс РФ приводит следующее определение: ненормированный рабочий день - это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

Однако, применяя ст. 101 ТК РФ, нужно также обратить внимание на следующее:

1) работодатель не обязан получать согласие ни самого работника, ни представительного органа работников на привлечение (в дни производственной необходимости) главного бухгалтера к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени: это право работодателя уже предусмотрено в условиях трудового договора, заключенного между работником и работодателем;

2) работник, в свою очередь, не вправе отказаться от выполнения таких работ. В противном случае - налицо грубое нарушение трудовой дисциплины.

Таким образом, особенностью ненормированного рабочего дня является то, что работники либо сами распределяют свое рабочее время, либо, подчиняясь соответствующему трудовому режиму организации, в отдельных случаях для выполнения своих служебных обязанностей могут задерживаться на работе сверх обычной продолжительности рабочего времени или вызываться на работу в более раннее время, чем предусмотренное графиком или правилами внутреннего трудового распорядка. При этом переработка не должна расцениваться как сверхурочная работа.

Однако и в этом случае работодателям необходимо помнить, что продолжительность рабочего времени не может превышать 56 ч в неделю (даже с учетом совместительства, сверхурочных работ и т. д.).

Отсюда вполне закономерен вопрос: должна ли та или иная организация руководствоваться какими-либо нормативными документами при составлении перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем? Как правило, перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

В настоящее время пользоваться при решении рассматриваемого вопроса какими-либо централизованными указаниями организации не обязаны. Вместе с тем в качестве документа, носящего рекомендательный характер, может выступать Постановление НКТ СССР от 13 февраля 1928 г. N 106 "О работниках с ненормированным рабочим днем" (хотя этот документ был принят довольно давно, и по сей день он фактически является единственным нормативным актом, разъясняющим, какие особенности режима работы должны учитываться при установлении работнику ненормированного рабочего дня).

В соответствии с п. 4 Постановления НКТ СССР N 106 следует не только определить перечень лиц, для которых устанавливается ненормированный рабочий день, но также в трудовых договорах, или в коллективных договорах, или в правилах внутреннего распорядка предприятия необходимо перечислить все основные обязанности, составляющие объем работы лиц, отнесенных к ненормированному рабочему дню.

Учитывая вышеизложенное, при определении перечня должностей, для которых устанавливается ненормированный рабочий день, следует исходить из характера трудовых обязанностей работника, занимающего определенную должность. Если труд работника поддается нормированию, то введение ненормированного рабочего времени для него является нецелесообразным. Так как занятие должности главного бухгалтера предполагает выполнение приличного объема работ, такое введение в большинстве случаев просто необходимо для более эффективной работы предприятия. Случаи, когда такой работник привлекается к работе дополнительно (задерживается после окончания рабочего дня), следует рассматривать как сверхурочную работу, которая подлежит оплате в повышенном размере (ст. 152 ТК РФ).

Таким образом, целесообразность установления ненормированного рабочего дня для главного бухгалтера очевидна: начисление заработной платы, составление баланса, сдача отчетов и т. п. приурочены к четко определенным срокам, соблюдение которых может потребовать дополнительных затрат времени.

Если работник принят на должность главного бухгалтера, включенную в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, означает ли это, что данному работнику автоматически устанавливается ненормированный рабочий день независимо от условий трудового договора? Поскольку официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют, на мой взгляд, работодатель обязан оговорить в условиях трудового договора, заключенного с работником, что работнику будет установлен ненормированный рабочий день, так как данное условие можно рассматривать как отклонение от общепринятого режима работы (с учетом строгого соблюдения 40-часовой рабочей недели).

Вместе с тем в том случае, если соответствующее условие в трудовом договоре с главным бухгалтером отсутствует, то работник имеет право отказаться от работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, даже если он принят на должность, включенную в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем.

Кроме того, важно также учитывать и неправомерность установления ненормированного рабочего дня (путем внесения соответствующего условия в трудовой договор) работнику, принятому на должность, не включенную в перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем.

5. Статьей 6.5 рассматриваемого трудового договора допускается по мере необходимости переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

Так, согласно ст. 99 ТК РФ, сверхурочная работа - это работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия главного бухгалтера и допускается в следующих случаях:

1) при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия;

2) при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи - для устранения непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное их функционирование;

3) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение нормального числа рабочих часов, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;

4) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда неисправность их может вызвать прекращение работ для значительного числа работников;

5) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

В других случаях привлечение к сверхурочным работам допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Следует обратить внимание на то, что не допускается привлечение к сверхурочным работам беременных женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, других категорий работников в соответствии с федеральным законом. Привлечение инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к сверхурочным работам допускается с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочных работ.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполненных главным бухгалтером.

6. Комментируя ст. 7.1 трудового договора, закрепляющего право главного бухгалтера на дополнительный отпуск, следует учесть, что в соответствии со ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не может быть менее трех календарных дней.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами власти субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 884.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления дополнительного отпуска продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем, по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий, но не может быть менее трех календарных дней. Более конкретная продолжительность дополнительного отпуска регулируется, как правило, коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

7. Что касается расторжения трудового договора с главным бухгалтером по инициативе работодателя (ст. 11.3 трудового договора), следует учитывать положения ст. 75 Трудового кодекса.

Так, при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с главным бухгалтером, в то время как смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации. В случае отказа главного бухгалтера от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 ТК РФ.

Сборник трудовых договоров с комментариями
Ю.К. Терехова

договор с бухгалтеромдоговор с бухгалтеромтрудовой договор бухгалтератрудовой договор для бухгалтерасрочный трудовой договор с главным бухгалтером

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1