Заключение трудового договора при участии в общественных работах

1. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Основным нормативным актом в части регулирования такого вида трудовой деятельности является Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" (с изменениями от 12 ноября 1999 г., 20 декабря 2003 г., 1 февраля 2005 г.) (далее - Положение). Данное Положение определяет порядок организации общественных работ и условия участия в этих работах граждан. Помимо федерального законодательства, данная сфера регулируется и региональными правовыми актами, например, на территории Саратовской области действуют:

1) постановление Главы Калининского объединенного муниципального образования Саратовской области от 25 января 2006 г. N 26 "Об организации общественных оплачиваемых работ в 2006 году";

2) распоряжение Главы объединенного муниципального образования Саратовского района Саратовской области от 20 января 2006 г. N 11-р "Об организации оплачиваемых общественных работ в 2006 году".

Таким образом, общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости.

2. Общественные работы проводятся в организациях, на предприятиях, независимо от формы собственности, по договорам с гражданами.

Организация общественных работ направлена на:

1) осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;

2) предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка (дохода);

3) сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

Общественные работы могут быть организованы в следующих отраслях:

1) строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

2) проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

3) заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

4) строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

5) обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

6) эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

7) озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

8) уход за престарелыми, инвалидами и больными;

9) обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;

10) организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

11) проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т. д.);

12) другие направления трудовой деятельности.

К общественным работам работник не может быть привлечен, если эта деятельность связана с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требует специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

3. В случаях массового увольнения работников и роста безработицы разрабатываются и утверждаются региональные и территориальные (районные, городские) программы развития общественных работ, на базе которых формируется система организации временных рабочих мест.

Организация общественных работ начинается с подготовки предложений по организации и проведению общественных работ органами службы занятости, которые:

1) осуществляют анализ состояния рынка труда, количества и состава незанятого населения и безработных граждан;

2) определяют уровень спроса и предложения на участие в общественных работах;

3) осуществляют сбор информации о возможности проведения в организациях того или иного региона определенного вида общественных работ;

4) рассматривают и обсуждают возможности совместного финансирования общественных работ с заинтересованными организациями, а также условия организации и проведения общественных работ.

4. Следующий этап организации общественных работ - оформление отношений между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями посредством заключения договоров о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. В подобных договорах определяются права и обязанности сторон по выполнению договоров об организации и проведении общественных работ.

Условия договора должны предусматривать:

1) производственные возможности организаций;

2) количество создаваемых рабочих мест и численность участников;

3) место проведения и характер работ;

4) сроки начала и окончания работ;

5) уровень оплаты труда;

6) стоимость выполнения работ;

7) размеры и порядок их финансирования;

8) требования по обеспечению условий охраны труда.

В совместном договоре может также содержаться норма о создании специализированных условий для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

5. В качестве работника по комментируемому трудовому договору выступают граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, в связи с чем имеющие право участвовать в общественных работах по направлениям этих органов.

Преимущество на участие в общественных работах имеют безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.

Основанием для приема гражданина на работу является выданное ему направление на участие в общественных работах в соответствующей организации.

Услуги по направлению граждан на общественные работы органы службы занятости оказывают бесплатно.

Для привлечения граждан к общественным работам необходимо получить их согласие.

Кроме того, при направлении на общественные работы обязательно учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

6. С гражданином, желающим участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор, содержание которого должно отвечать требованиям ст. 57 ТК РФ.

Особенности данного вида трудового договора сводятся к следующему:

1) срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу;

2) на граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании;

3) время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

7. Если при организации общественной работы учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства Российской Федерации о труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда, и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для следующих категорий граждан:

1) впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности);

2) отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

3) состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавшие;

4) обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;

5) уволенные более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

6) прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;

8) направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.

8. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с учетом договоров о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ, о которых было сказано ранее.

Пока безработный гражданин участвует в общественных работах, за ним сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме участвующих в общественных работах граждан, перечисленных в п. 7 настоящего комментария).

Выплата пособия по безработице в период участия безработного гражданина в общественных работах производится на основании уведомления работодателя о приеме на работу, а также представления соответствующей справки, ежемесячно выдаваемой работодателем о фактически отработанном времени.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абз. 2 п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Более того, в период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка.

9. Финансовое обеспечение общественных работ осуществляется за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы. Однако при необходимости принимается решение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о финансировании общественных работ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов) в рамках целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления.

10. При организации общественных работ соответствующие органы службы занятости обязаны вести учет граждан, направленных на общественные работы. Организация общественных работ находится под контролем органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с участием органов службы занятости.

Сборник трудовых договоров с комментариями
Ю.К. Терехова

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1