Зачем предпринимателю бухгалтер?

Зачем предпринимателю бухгалтер?

Илья ДАНИЛКИН

Когда среднестатистический предприниматель получает свидетельство о регистрации, он вряд ли задумывается о найме бухгалтера. Однако на определенном этапе он понимает, что без специалиста уже не справится. Бухгалтеры, в свою очередь, не всегда охотно соглашаются вести учет у ПБОЮЛ. Что же нужно знать предпринимателю и бухгалтеру друг о друге?

Когда нужно искать бухгалтера

 

 

Найти хорошего бухгалтера, который разбирается во всех тонкостях учета, – не самая простая задача. Как правило, на первом этапе деятельности у большинства предпринимателей такая проблема просто не возникает. От момента регистрации до начала реальной работы проходит от нескольких недель до нескольких месяцев. Однако даже после того, как предприниматель начал активно заниматься своим бизнесом, он не спешит нанимать бухгалтера.

 

 

За последние несколько лет количество отчетов, которые должны сдавать предприниматели, увеличилось примерно в пять раз. Заполнить все необходимые книги учета, верно рассчитать массу налогов без специальных знаний вряд ли удастся. Надежды на помощь налоговиков исчезают после первого посещения ИМНС. Причина тому не только в политике общения инспекторов с налогоплательщиками, но и в огромном  количестве посетителей. Очень часто, простояв несколько часов в очереди, в ответ вы слышите, что инспектор консультаций не дает. В итоге вы оказываетесь перед выбором: или все делать самому, или кому-то это поручить.

 

 

Даже у небольшого магазинчика или палатки, где работают два-три продавца, должна быть своя бухгалтерия. Однако многие все же надеются справиться своими силами. Нести дополнительные затраты никто не хочет. «Мы работали два года без бухгалтера, – рассказал нашему корреспонденту индивидуальный предприниматель Олег Воронов , – думали, что  все делаем правильно. Я сам готовил и сдавал  отчеты в инспекцию. Однако после первой выездной налоговой проверки выяснилось, что одних деклараций мало. Я даже представить себе не мог, что существует столько всевозможных бланков, которые нужно заполнять. К тому же я не сдавал отчеты в фонды и не знал, что нужно отчитываться за наемных сотрудников. В конце концов пришлось срочно искать бухгалтера, чтобы он восстановил пробелы в учете».

 

 

В результате получается, что о найме бухгалтера предприниматель задумывается только тогда, когда возникают реальные проблемы с налоговиками.

 

 

На заметку бухгалтеру

 

 

Бухгалтер столичной фирмы Елена Смирнова рассказала нам, что ей  как-то предлагали готовить отчетность для предпринимателя. «Я отказалась. Всегда работала только с компаниями, к ПБОЮЛ даже не знала, как подступиться» . Однако не все так страшно. Если вам предложили взять «под свое крыло» предпринимателя, не стоит сразу отказываться. Отчетность предпринимателя, конечно, отличается, например, от бухгалтерии общества с ограниченной ответственностью, но особой сложности в ней нет. Вы должны помнить, что как таковой бухгалтерский учет у предпринимателя отсутствует. Все данные отражаются в Книге учета доходов и расходов, книге продаж, книге покупок, кассовой книге и т. д. Все поступления, которые предприниматель получает от своей деятельности, являются его личными доходами. С них он должен уплатить налог на доходы и единый социальный налог. Отчетность по этим налогам представляют один раз в год в форме деклараций. Также по доходам предпринимателя необходимо отчитаться перед Пенсионным фондом и Фондом обязательного медицинского страхования.  В остальном учет и отчетность предпринимателя ничем не отличаются от учета в фирме.

 

 

Поскольку предприниматель – физическое лицо, все отчеты должен подписывать только он, а представлять его интересы в налоговой инспекции и других ведомствах можно только на основании нотариальной доверенности.

 

 

Большинство бухгалтеров работают сразу с несколькими предпринимателями или занимаются ПБОЮЛ в нагрузку к основной работе. «Я работаю бухгалтером в ООО и еще “веду” двух предпринимателей – партнеров нашей фирмы. Конечно, работы там намного меньше, но тоже хватает. У моих “индивидуалов”  мало  операций за месяц, и эта подработка не занимает много времени» , – поделилась с нами опытом бухгалтер Екатерина Тихонова .

 

 

По действующим правилам, ПБОЮЛ не имеет права вносить записи в трудовую книжку. Если вы работаете бухгалтером у ПБОЮЛ, документом, который подтвердит ваш стаж, будет копия трудового договора, а также сведения из Пенсионного фонда. Если вы собрались поменять работу, вам также стоит взять у предпринимателя рекомендации.

 

 

Какие налоги платит предприниматель?

При традиционной системе налогообложения:

 

 

 

1) налог на доходы;

 

2) единый социальный налог;

 

3) налог с продаж;

 

4) налог на добавленную стоимость;

 

5) налог на рекламу;

 

6) обязательные платежи в пенсионный фонд (страховая и накопительная части).

 

 

 

При упрощенной системе налогообложения:

 

 

 

1) 6% с доходов или 15% с доходов, уменьшенных на расходы;

 

2) обязательные платежи в Пенсионный фонд (страховая и накопительная части).

 

 

 

За наемных работников:

 

 

 

1) налог на доходы с зарплаты работников;

 

2) единый социальный налог с фонда оплаты труда;

 

3) обязательные отчисления в Пенсионный фонд (страховая и накопительные части).

 

 

 

Основные регистры учета: книга учета доходов и расходов (по традиционной или упрощенной системе), книга продаж, книга покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга кассира-операциониста, налоговые карточки.

 

 

Дистанционная бухгалтерия

 

 

Альтернатива есть и для предпринимателей, которые не хотят нанимать бухгалтера. Во всех специализированных и рекламных изданиях можно найти массу объявлений с предложениями оказать предпринимателям бухгалтерские услуги. Рекламные проспекты подобных фирм есть и в налоговых инспекциях. Помимо консультационных компаний в Москве существуют учетные центры. Эти центры созданы для реализации проекта СТАБУС (Стандарт бухгалтерских услуг). Цель проекта – оказание бухгалтерских услуг представителям малого бизнеса*.

 

 

Консультационные компании берут на себя составление всей отчетности. Объем услуг, которые будут вам оказаны, определяется договором. Также существуют договоры на комплексное обслуживание.

 

 

Эта форма идеально подходит для предпринимателей, которые не имеют своего офиса, а также тем, у кого не очень много операций. Им нанимать бухгалтера просто невыгодно.

 

 

В небольших консультационных фирмах вашей бухгалтерией, как правило, занимается один человек. В крупных компаниях существует разделение труда. Поэтому при заключении договора с крупной фирмой нелишним будет поинтересоваться, кто назначен ответственным за составление ваших отчетов. Подробно о работе этих компаний читайте на стр. 28 журнала (статья "Бухгалтерия извне").

 

 

Цена вопроса

 

 

Бухгалтеры и представители консультационных фирм в один голос заявляют, что цена услуг в каждом случае рассматривается индивидуально. «Базовый» тариф составляет примерно 1500 рублей в месяц, а потом начинают действовать повышающие коэффициенты. На «базовую» цену могут рассчитывать предприниматели, которые не ведут деятельность. То есть эта цена установлена за сдачу в инспекцию и фонды «нулевой» отчетности.

 

 

Если предприниматель активно ведет свою деятельность, имеет несколько офисов и у него есть наемные работники, стоимость может достигать и 10 тысяч рублей в месяц.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться