Вебинар (определение в словаре), как формат обучения , привлек мое внимание пару лет назад. В поисках информации о сущности методики Джека Филипса по оценке эффективности обучения на зарубежных HR-порталах, я наткнулась на вебинар создателя методики ROI — г-на Филипса. Зарегистрировавшиеся участники вебинара в назначенное время должны были кликнуть на присланную организаторами ссылку и подключиться к вещанию. В наушниках мы слышали голос Филипса, слайды его презентации были у нас перед глазами и листались самим Джеком по мере необходимости. Возможность задавать вопросы была представлена в форме чата. Модератор зачитал вопросы вслух в специально отведенное время после презентации и спикер ответил на большинство из них.
После такого опыта я стала присматриваться к этому формату обучения более внимательно. В сети я нашла массу вебинаров по HR-тематике. Большинство из них были англоязычными. Итак, мои наблюдения:
Наблюдение № 1
Для задач, связанных с обучением, используются два формата конференц-связи: webinar (или онлайн семинар) и webcast (веб конференция). Различаются они степенью интерактива : на вебинаре, как и на обычном семинаре, есть возможность взаимодействовать с ведущим, т. е. выполнять его задания, отвечать на его вопросы и задавать свои. На веб конференции большую часть времени говорит спикер.
Наблюдение №2
После завершения мероприятия остается запись , которую тоже можно использовать в целях обучения. Фактически, это готовый продукт. Такие записи уже прошедших вебинаров и веб конференций доступны на портале Workforce.com. Например, сейчас вы можете скачать запись вебинара «Понимание обязательного обучения: основы, которые влияют на всех сотрудников». В Соединенных Штатах вопрос обязательного обучения волнует как HR-специалистов, так и специалистов по этике и правовым вопросам. Вела вебинар Шанти Аткинс (Shanti Atkins) (блог), президент и CEO тренинговой компании Ethics & Legal Compliance Training. Также открыта для скачивания свежая версия вебинара Джека Филипса «ROI и новые методы оценки Human Capital».
Наблюдение № 3
Как правило, в качестве спикеров на вебинары и веб конференции, как и на обычные семинары и конференции, приглашаются консультанты и бизнес-гуру . Так, например, портал HR.com проводит около 7 веб конференций в неделю. Вот некоторые из них: веб конференция на тему необходимости в компании work/life balance специалиста (спикер — управляющий директор спонсируемых работодателями программ по work/life balance, компания LifeCare); будущее workforce planning (спикер — ведущий консультант консалтинговой компании Infohrm).
По словам Марии Артамоновой, директора по маркетингу компании MTI , Стивен Кови (Stephen Covey) стал использовать формат webinar для того, чтобы оповестить международную деловую общественность о комплексных решениях в области лидерства, которые предлагаются представительствами Кови более чем в 100 странах мира. «Я думаю, что он-лайн семинар — это полезный корпоративный инструмент для информирования , — рассказала Trainings.ru Мария Артамонова. — Интернет не может заменить полноценного обучения , потому как теряется эмоциональная составляющая, которая возникает в момент непосредственного контакта эксперта (тренера) и аудитории. Результативность обучения обеспечивается не только использованием лучших методик, но и классом тренера (эксперта), который во многом зависит от его эмоционального интеллекта.
MTI планирует применять webinar в будущем, так как мы считаем, что его использование поможет повысить эффективность общения с клиентами , когда в ходе уже первой встречи мы можем не презентовать Видение компании, а сразу обсуждать каким образом международные технологии MTI могут способствовать лидерству конкретной компании».
Наблюдение № 4
Интерес к онлайн формам мероприятий проснулся и в нашей стране. Так, например, Клуб директоров учебных центров Марата Удовиченко регулярно проводит веб конференции и вебинары. Это, пожалуй, один из немногих примеров открытых онлайн мероприятий на русском языке. Одна из последних веб конференций (12 апреля 2007) была посвящена современной системе обучения, тестирования и поддержки конечных пользователей ERP-систем и проводилась совместно с компанией SAP .
В начале 2007 года этот Клуб провел онлайн конферецнию по теме обучение топ-менежеров . Сейчас доступны лишь слайды презентаций спикеров. Марат Удовиченко, руководитель Клуба Директоров УЦ : «Основная ценность веб мероприятий в том, что экономится время участника. Второй положительный момент — расширение охвата аудитории: можно участвовать отовсюду, где есть полноценный интернет. Веб мероприятие, конечно, характеризуется более слабой формой участия, чем личное присутствие. Однако обычно этого бывает достаточно, чтобы получить 80% от эффекта присутствия на конференции, а именно лично слышать докладчика, задать ему вопрос, и получить ответ». Почин задан.
Известный тренер по тайм-менеджменту Глеб Архангельский опубликовал свою видео-лекцию (презентацию) (размер 7 MB) одноименную его последней книге по эффективному использованию Microsoft OutLook..
Недавно тренинговая компания Wilson Learning объявила о доступности англоязычных вебинаров на тему продаж, менеджмента и личностного развития. Директор Wilson Learning в России и СНГ Александр Пасекунов рассказал, что в планах компании есть такой пункт как перевод некоторых вебинаров на русский язык и размещение их в открытом доступе на русскоязычном сайте компании.
Открытый университет бизнеса и технологий регулярно проводит видеоконференции. На сайте сохранен архив прошедших онлайн конференций. Рекомендуем всем, кто интересуется технологиями e -learning .
Наблюдение № 5
Специалисты по обучению и развитию воспринимают этот формат по-разному. Александр Степанов, начальник обучения и развития персонала Ростелеком: «Такая форма обучения как онлайн семинар или онлайн конференция используется в нашей компании давно. Во-первых, Ростелеком — крупнейший в России провайдер услуги видеоконференцсвязи, которая используется для онлайн мероприятий. Во-вторых, такой формат мероприятий очень удобен для компании, имеющей персонал в различных регионах страны». Если говорить об обучении, то видеоконференцсвязь больше подходит для семинарских занятий. «Для тренинга необходима обратная связь от участников и групповая динамика, которая в данном формате отсутствует, — считает Александр Степанов. — К тому же, если в группе больше 15 человек, то на отслеживание результата обучения уйдет очень много времени». В Ростелекоме видеоконференцсвязь используется для проведения информационных мероприятий, семинаров и совещаний. Главное — составить удобное расписание, ведь наша страна расположена в 5-ти часовых поясах.
Роджер Стоц (Roger Stotz ), управляющий директор и консультант по обучению и развитию компании Maritz рассказал Trainings .ru свою точку зрения на эти технологии: «Преимуществом вебинара и веб конференции является экономия времени: спикеру и участникам не нужно тратить время на дорогу до места проведения мероприятия. Они могут принять участие, не покидая своих рабочих мест. Все материалы рассылаются участникам в электронном виде. Для тех, кто по каким-то причинам не смог подключится к онлайн мероприятию, может быть представлена архивная запись».
Г-н Стоц часто выступает спикером веб конференций, записи которых в последствии размещаются на портале Workforce.com. Согласно Роджеру Стоцу, если участников больше 20 человек, то лучше использовать односторонний формат взаимодействия. Если же вас слушают меньше 20 человек, то взаимодействие с аудиторией может проходить в форме дискуссии. На Западе вебинары и веб конференции используются компаниями-провайдерами в качестве маркетингового инструмента, а вот внутренние специалисты компаний часто прибегают к онлайн мероприятиям как к инструментам обучения и коммуникации.
Компания Shell уже давно использует подобные онлайн технологии для работы со студентами. По словам Джулии Хар Паско (Julie Hur Pascoe) менеджера по привлечению студентов к бренду компании американского офиса Shell, для компании очень важно показать студентам использование новейших технологий в работе с потенциальными сотрудниками и настоящим персоналом компании. В случае с Shell вебинар работает скорее на рекрутинг нежели на обучение и развитие.
Наблюдение № 6
На рынке веб конференций в мире работают несколько известных провайдеров данной услуги. Один из лидеров отрасли компания WebEx, в начале марта 2007 года приобретенная Cisco за 3,2 млрд $. Более бюджетным вариантом могут быть услуги компании Interwise. Также в секторе веб конференций работает компания Adobe со своим продуктом Acrobat Connect. Алексей Корольков, генеральный директор компании Websoft в своем блоге рассказывает о бесплатном сервисе по проведению веб мероприятий vRoom от Illuminate. Правда, бесплатная версия vRoom имеет ограничения: вместе с тьютором число участников сессии не должно превышать трех человек.
Наблюдение № 7
Webinar — инструмент обучения, коммуникации или маркетинга? Очевидно, что формат онлайн взаимодействия удобен не только для обучения. Изначально эта технология использовалась и используется для проведения совещаний и переговоров, когда участники находятся на большом расстоянии друг от друга. Кроме того, маркетологи видят в нем ценность для продвижения компании и общения с клиентами.
Дмитрий Береснев, директор по маркетингу и развитию группы Competentum : «Вебинары и веб конференции относятся к типу синхронного обучения. Мы интегрируем подобные средства обучения и коммуникации с нашими системами дистанционного обучения и управления знаниями при необходимости. Минус этого формата заключается в том, что после проведения вебинара или веб-конференции „сухой остаток“ крайне скуден (в лучшем случае это запись семинара, которую довольно сложно использовать повторно)». При этом, тестирование остаточных знаний или анкета для сбора обратной связи после вебинара — большая редкость.
Говоря о формате онлайн-коммуникации (например, онлайн-презентация) Дмитрий Береснев рассказал, что сотрудники группы Competentum часто использует этот формат для клиентов, находящихся в других городах и странах.
В сети я нашла статью с советами по организации вебинаров. Правда, по мнению автора статьи Михаила Пеньковского (блог), вебинар — это скорее маркетинговый инструмент компании, нежели инструмент обучения .
Вывод
Технологии онлайн взаимодействия хороши для разных целей. Недаром они так прочно вошли в нашу жизнь (вспомните ICQ, Skype, чаты). Многие компании уже давно используют их в своей работе как с клиентами, так и с сотрудниками. Способы передачи данных у разных компаний различны: кто-то использует интернет, кто-то телеконференцсвязь, кто-то видеоконференцсвязь и т. п. Главная задача любого формата взаимодействия — достижение поставленных целей, а для этого все средства хороши.
Поделиться