Взаимосвязь управленческих умений и стиля руководства менеджеров российских компаний

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2013, N 6

ВЗАИМОСВЯЗЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ И СТИЛЯ РУКОВОДСТВА МЕНЕДЖЕРОВ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

В статье рассматриваются управленческие умения у современных руководителей. Выдвигается гипотеза, что существует взаимосвязь между стилем руководства и управленческими умениями. Проводится анализ психологических подходов к проблеме управленческих умений, определяется психологическое содержание понятий управленческого труда, управленческих умений и стиля руководства. Предлагаются результаты диагностики выраженности управленческих умений и показателей стиля управления у руководителей.

Важным аспектом организационной психологии и управления персоналом является проблема определения, выявления и формирования управленческих умений руководителя. Большинством исследователей под понятием "управленческие умения руководителя" понимается комплекс личностных показателей, знаний и навыков, обеспечивающих эффективное выполнение управленческих функций. Изучению управленческих умений уделяли внимание Л. И. Уманский, А. А. Реан, Н. К. Бакланова, И. Лампшер, Е. А. Милерян, А. П. Науменко, Т. И. Тюрина, Ю. А. Самарин. Несмотря на большую разработанность проблем стиля руководства, его рассмотрению совместно с управленческими умениями уделено в литературе недостаточно внимания. Важность данной темы определяется значимостью как стиля руководства, так и управленческих умений с точки зрения повышения эффективности деятельности коллективов, рабочих групп и организации в целом. Управленческое умение представляет собой совокупность действий на основе специальных междисциплинарных знаний, обусловливающих успешное выполнение управленческой деятельности. Кроме того, важной задачей психологии является изучение взаимозависимости стилей руководства и присущих ему управленческих умений.

Стиль руководства представляет собой интегральную характеристику, включающую в себя особенности как руководителя, так и объекта. Стиль руководства - это целостная, относительно устойчивая система методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив для эффективной реализации управленческих функций.

Чаще всего исследователи выделяют три вида стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, ситуации, более или менее подходящие для его применения.

Основной целью управленческой деятельности является оптимизация функционирования системы (организации) в целом, получения возможно большего полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах, то есть создание производительной организации, представляющей нечто большее, чем сумма вложенных в нее ресурсов.

Основные теоретические подходы

к определению стилей руководства и управленческих умений

В настоящее время известны четыре основных подхода, которые применяются в теории и практике управления:

1. Подход с выделением различных школ в управлении включает три основных направления: школа научного управления (направленность на повышение эффективности производства с помощью функциональной организации труда), школа административного управления (выявление общих характеристик и закономерностей функционирования организации и создание универсальных принципов управления) и школа человеческих отношений (изучение направленности на человека как главного объекта внимания на производстве).

2. Процессный подход, в рамках которого управление рассматривается как процесс реализации основных четырех управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

3. С точки зрения системного подхода организация рассматривается как открытая система взаимозависимых элементов - структура, персонал, технология, задачи - с ориентацией на достижение различных целей в постоянно меняющейся среде.

4. Ситуационный подход предполагает, что возможность применения и эффективность различных методов управления определяется в первую очередь ситуацией.

В отечественной науке решение вопроса о выделении основных управленческих функций и об определении содержания управленческой деятельности предлагалось обсуждать в рамках так называемого кибернетического подхода. В этом случае к основным управленческим функциям относят планирование, организацию, контроль и регулирование.

Профессиональная деятельность управленческого персонала - это реализация вышеназванных основных функций. Содержание деятельности и объем этих функций зависят от уровня должностной позиции. Классификация должностных позиций выстраивается на основе двух основных векторов: горизонтального (главы отдельных подразделений) и вертикального (первое, среднее и высшее звено) [1].

Одной из приоритетных задач при решении вопроса повышения эффективности управления является овладение управленческими умениями. С точки зрения большинства исследователей, специфика управленческой деятельности раскрывается во взаимосвязанных и взаимосогласованных выполняемых функциях, а именно: анализа, контроля, планирования, диагностики, корригирования, программирования, прогнозирования. Согласно мнению большинства исследователей под управленческим умением понимается совокупность действий, которые осуществляются на основе специальных знаний, имеющих междисциплинарный характер и обусловливающих успешное выполнение управленческой деятельности. Вместе с тем проявление управленческих умений зависит от личностных особенностей конкретного человека.

Общепризнано, что управление характеризуется содержанием и целью, которая должна быть достигнута в итоге управленческих действий. Поэтому к числу управленческих умений мы относим умение целеполагания. Достижение поставленной цели требует планирования деятельности на основе анализа информации. Соответственно, в число управленческих умений следует включать умение своевременно получать, накапливать и систематизировать информацию, осуществлять контроль, самоконтроль, прогностические и проективные умения. Все названные виды умений входят в группу интеллектуальных умений.

Управленческая деятельность предполагает наличие организационных умений. Организаторская деятельность - это деятельность человека, осуществляющего мобилизацию, координацию и взаимодействие людей. Коммуникативные умения многие ученые относят к практическим умениям. Таким образом, сущность управленческих умений раскрывается в выполнении совокупности определенных действий, которые осуществляются на основе специальных знаний по теории управления, обеспечивающих успешное решение управленческих задач. В состав управленческих умений входят интеллектуальные, организационные и практические.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что в состав управленческих умений входят аналитические, прогностические, проективные, коммуникативные, организационные, рефлексивные умения, а также умение контролировать выполнение указаний.

Стиль руководителя - типичная для руководителя система приемов деятельности, используемая в работе с людьми. Американский ученый К. Левин в 1930-е гг. выдвинул авторитарно-демократическую концепцию стиля руководителя, она предполагает разделение руководителей на три типа: демократы, автократы и "лейсезферы" (попустительский стиль).

Стили управления могут подразделяться по одному или нескольким критериям: по участию в управлении, по управленческим функциям, по ориентации на личность и на задачи. Эмпирическое исследование поведения менеджеров (Колумбус, штат Огайо, США, 1950 - 1954 гг.) показали, что стили управления могут быть описаны по двум признакам: ориентация на задание и ориентация на сотрудников. В этом случае можно выделить 5 типичных выражений стиля:

1. Слабое управление - слабая ориентация на задачи и на отношения.

2. Управление по задачам - низкая ориентация на сотрудников и высокая ориентация на задачи.

3. Клубное управление - высокая ориентация на отношения и низкая - на задачи.

4. Управление по среднему пути - средняя ориентация на сотрудников и на задачи.

5. Сильное управление - этот идеальный стиль, высокая ориентация на сотрудников и на задачи.

Многие исследователи отмечают, что ни один из описанных выше стилей не является универсальным. Поэтому эффективный руководитель должен владеть разными стилями управления. При выборе стиля должны учитываться по меньшей мере три фактора: ситуация, задача, группа.

Одной из самых действенных, практико-ориентированных и современных концепций стилей менеджмента является концепция Ицхака Адизеса [2]. Явной положительной чертой данной концепции является ее действенность, способность объяснить психологические реалии психологии управления простым языком, понятным любому менеджеру. Автором декларируется, что любая управленческая задача может (и должна) быть описана посредством ответов на 4 вопроса: что должно быть сделано, как должно быть сделано, когда должно быть сделано и кто должен это сделать. Отсутствие ответа хотя бы на один из поставленных таким образом вопросов влечет неуспех в деятельности. Автор называет это PAEI-функции:

- функция P - производитель, может быть описана как ориентация на результат, результат любой ценой, трудоголизм, получение удовлетворения от самого процесса деятельности, умение планировать свою деятельность, хорошая временная перспектива;

- функция A - администрирование, бюрократизм, структурирование, четкость, шаблонность, аккуратность, педантизм;

- функция E - ориентация на развитие, видение целей собственной деятельности в согласовании с целями компании;

- функция I - ориентация на персонал, интеграцию сотрудников, командообразование, чутье в распределении обязанностей, видение особенностей, достоинств и перспектив развития каждого сотрудника.

Автор концепции утверждает, что личностная обусловленность менеджеров, способных ответить на каждый из этих вопросов, различна. Мы можем найти менеджера, способного, отвечать на один тип вопросов, но достаточно сложно найти и обучить менеджера, способного, в силу личностных, внутренних причин отвечать на все из них. Таким образом, в управлении мы могли бы выделить несколько тенденций менеджмента, диагностировать их и поручать им зону ответственности, связанную с выявленным у него стилем менеджмента.

Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Управленец первичного звена (линейный менеджер) преимущественно реализует функции тактического управления, а именно: контроль, управление отдельными группами - частями одной организации. При этом он часто выполняет чисто исполнительские функции, решает конкретные профессиональные задачи и ведет отчетность.

Профессиональную деятельность руководителей первичного звена, или линейных менеджеров, называют уровнем операционного руководства. Деятельность линейного менеджера связана в основном с тактическим управлением организацией, включающим контроль и руководство отдельными группами, которые представляют собой части одной организации. При этом линейный менеджер зачастую одновременно является исполнителем конкретных профессиональных задач, а также ведет отчетность.

Результаты исследования стилей руководства

и управленческих умений

В исследовании приняли участие руководители первичного звена туристических фирм: 58 человек (28 женщин и 30 мужчин), возраст - от 25 до 38 лет. Характер деятельности менеджеров - управление отделами по туристическим услугам на разных направлениях. В подчинении испытуемых от 5 до 10 человек. Были применены следующие методики исследования: методика К. Л. Вилсона "Цикл управленческих умений" приводится по [3], методика диагностики стилей управления Адизеса [2], модель Адизеса - тест управленческих ролей, методика А. Л. Журавлева "Стиль руководства" [4], методика изучения предпочтений руководителем различных форм власти Л. Ю. Левкович [5].

Тест К. Л. Вилсона дает количественную оценку параметрам личности, отражающим выраженность у испытуемых управленческих умений. Опросник состоит из 23 шкал, в совокупности характеризующих 6 фаз управленческого цикла: разъяснение, планирование, создание условий, обеспечение обратной связи, контроль, поощрение. Методика была адаптирована В. А. Чикер на кафедре организационной психологии Санкт-Петербургского университета. Опросник позволяет получить информацию о работе руководителя не только от самого руководителя, но и от его коллег, начальников и подчиненных, что дает возможность сравнить самооценку менеджера и оценку окружающих его людей.

Тест Ицхака Адизеса дает количественную оценку выраженности у респондента одного из стилей менеджмента: PAEI.

Методика "Стиль руководства" А. Л. Журавлева использовалась для диагностики уже принятых в социальной психологии стилей руководства: директивного, коллегиального и либерального (попустительского) стилей. Текст опросника содержит 16 групп утверждений, предназначенных для оценки сотрудниками своего руководителя. Директивный компонент предполагает ориентацию на собственное мнение и оценку, стремление к доминированию, власти, самоуверенность, жесткость в принятии решений и дисциплине, уверенность в том, что его решение - единственное верное, а потому единоличное принятие решений, убежденность, что главная задача персонала - это послушание.

Коллегиальный стиль ориентирован на совместную деятельность, направлен как на сотрудничество и взаимоотношения с сотрудниками, так и на организацию командной, совместной деятельности сотрудников подразделения, способность делегировать полномочия и брать ответственность за свою деятельность и деятельность вверенного ему подразделения.

Либеральный (попустительский) стиль - это отсутствие требовательности, нечеткая постановка задач, неразвитые управленческие умения, слабый контроль.

Методика изучения предпочтений руководителем различных форм власти Л. Ю. Левкович [7] диагностирует управленческие особенности и характеризует выбор личностью оснований для проявления власти.

Власть поощрения - это способность и стремление руководителя к вознаграждению, это всегда видение положительного в исполнителе, сотруднике, это учет мотивации сотрудников. Власть, основанная на санкциях, - это использование санкций, наказания в качестве оценки деятельности сотрудников, его мотивационных компонентов. Традиционная или легитимная власть - это использование должностных полномочий для управления персоналом. Экспертная власть - это власть, основанием и инструментом которой являются знания, умения, навыки, опыт руководителя. Харизматическая власть - это власть, основанная на лидерских качествах руководителя, это способность вызывать уважение, доверие, способность принимать ответственные решения. Под харизмой понимают обаяние, авторитет, привлекательность черт характера и личности руководителя.

В ходе исследования решались следующие задачи: диагностика выраженности управленческих умений у руководителей, диагностика показателей стиля управления у руководителей туристических фирм по классификациям А. Л. Журавлева и И. Адизеса, анализ взаимосвязи управленческих умений и показателей стилей управления у руководителей (корреляционный анализ), уровень значимости больше 0,05.

Возможности использования результатов исследования

Целью исследования было выявление взаимосвязи между стилем руководства и управленческими умениями современных руководителей. Был проведен анализ литературы по теме исследования, в результате которого можно сделать ряд выводов и обобщений. Самые сильные связи отмечены в таблице числовыми выражениями, слабоотрицательные и слабоположительные связи отмечены знаками "+" и "-" соответственно. Статистически незначимые корреляции обозначались знаком "0".

Таблица 1

Значения значимых коэффициентов ранговой корреляции

Спирмена между управленческими умениями

и показателями стилей руководства

Параметры

управленческих умений

по К. Л. Вилсону

P

A

E

I

Директивный

Коллегиальный

Либеральный

Власть-

поощрение

Власть-

санкции

Власть

экспертная

Власть

традиционная

Власть

харизматическая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

A. Разъяснение целей

и задач

0,41

0

0

+

+

-

0

0

+

0,37

+

+

B. Взаимоотношения с

подчиненными

0

0

0

0,39

+

0,46

-

0

+

+

+

+

C. Тщательное

планирование рабочего

процесса

0

0,35

0

-

+

-

-

+

+

+

+

+

D. Компетенция

менеджера

0

0

+

-

+

-

-

0

+

0,36

0

+

E. Обеспечение

необходимыми

условиями работы

0

0

0

0

+

0

0

0

+

+

+

+

F. Обратная связь

0

0,44

0

0

+

-

-

0

+

+

0

+

G. Контроль времени

0

0

0

0

+

-

+

0

+

+

+

+

H. Контроль деталей

0

0

0

0

+

-

+

0

+

+

0

0

I. Мотивация цели

(давление на

подчиненных)

-

0

+

0

0,39

-

0

0

+

+

+

+

J. Делегирование

полномочий

-

+

+

0

+

0,32

0

+

+

+

+

+

K. Поощрение за

хорошо выполненную

работу

-

+

+

0

+

0

0

0,39

+

+

0

+

L. Ориентация на

людей

-

0

0

0,43

+

0,37

0

0

+

+

+

+

M. Создание команды

-

0

0

-

+

-

0

0

+

+

0

0

N. Заинтересованность

в профессиональном

росте подчиненных

-

0

++

0

+

0

0

-

0

+

+

+

O. Доверие

подчиненным

0

+

+

0

+

0,34

0

-

0

+

+

+

P. Включенность в

работу

0

+

+

0

+

0

0

-

0

+

+

+

Q. Профессиональная

компетентность

подчиненных

0

0

0

0

+

0

0

0

+

+

+

+

R. Сплоченность

группы

0

0

0

0

+

-

0

0

+

0

+

-

S. Благоприятные

условия для

должностного роста

-

0

++

0

0

-

+

+

+

+

0

+

T. Уровень

напряженности

-

+

0

0

0

-0,35

+

0

+

+

+

+

U. Отношение к людям

-

+

0

0

0

0

0

0

0

+

+

+

V. Духовный настрой

группы

-

0

0

-

0

0,39

0

0

+

+

+

+

W. Качество работы

0

0

0

0

0

0

0

0

+

+

+

+

Приведенные выше статистические данные свидетельствуют о том, что выраженность у руководителей первичного уровня туристических фирм роли "производитель" (P) положительно коррелирует с управленческим умением "разъяснение целей и задач". Выраженность у менеджеров роли "администратор" (A) положительно коррелирует с управленческими умениями "тщательное планирование рабочего процесса" и "обратная связь". Выраженность у менеджеров роли "интегратор" (I) положительно коррелирует с управленческими умениями "взаимоотношения с подчиненными", "ориентация на людей". Таким образом, учитывая недостатки и достоинства каждого стиля лидерства, входящего в концепцию И. Адизеса, появляется возможность с высокой долей достоверности и прогностичности использовать тест-опросник в подборе персонала на управленческие должности в зависимости от специфики задачи и от других организационно-психологических условий, принимать решения о ротации персонала, а также учитывать результаты исследования в организации подготовки, обучения, развития сотрудников, формировании кадрового резерва. Выраженность у менеджеров черт директивного стиля руководства положительно коррелирует с управленческим умением "мотивация цели". Выраженность у менеджеров черт коллегиального стиля руководства положительно коррелирует с управленческими умениями "взаимоотношения с подчиненными", "делегирование полномочий", "ориентация на людей", "доверие подчиненных", "психологический климат в коллективе" и отрицательно коррелирует с управленческим умением "уровень напряженности". Выраженность у руководителей элементов власти, основанной на вознаграждении, положительно коррелирует с управленческим умением "поощрение за хорошо выполненную работу". Выраженность у руководителей элементов экспертной власти положительно коррелирует с управленческими умениями "разъяснение целей и задач" и "компетенция менеджера".

Психологическая специфичность управленческой деятельности состоит в том, что она одновременно является индивидуальной и совместной, а также в том, что ее субъект, руководитель, имеет двойственный статус. Он одновременно является членом организации и стоит над ней в силу своего иерархически высшего положения. Данные настоящего исследования выявили в то же самое время некоторые проблемные точки подготовки менеджеров: отсутствие умения давать и получать обратную связь, игнорирование возможностей и потенциала командной работы для повышения эффективности выполнения задачи. Такие параметры управленческих умений, как доверие подчиненных, благоприятные условия для профессионального роста, вовлеченность в работу, отношение к людям оказались несвязанными, изолированными, а значит, не включенными в структуру управленческой деятельности современного российского менеджера.

Качественный и статистический анализ результатов эмпирического исследования, в котором приняли участие 58 менеджеров первичного звена туристических компаний, позволяет заключить, что гипотеза исследования получила свое подтверждение - существует взаимосвязь между управленческими умениями современного руководителя и стилем руководства, что может быть использовано в подборе, адаптации, обучении менеджеров современных российских компаний, однако скудность, "ненаполненность" стилей менеджмента современных руководителей управленческими умениями заставляют задуматься об эффективности психологической подготовки современных менеджеров к управленческой деятельности, а также формулирует вполне конкретные требования к уровню и содержанию этой подготовки в сфере профессионального и дополнительного образования.

Библиографический список

1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб.: Питер, 2001.

2. Адизес И. К. Развитие лидеров: как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Паблишерз, 2011.

3. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2006.

4. Журавлев А. Л. Психология управленческого взаимодействия. Теоретические и прикладные проблемы. М.: Изд-во ИП РАН, 2004.

5. Левкович Л. Ю. Методика изучения предпочтений руководителем различных форм власти в организации // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 2. Сб. науч. тр. М., 2002.

6. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва-Воронеж, 2004.

7. Друкер П. Ф. Практика менеджмента. М.: Вильямс, 2003.

8. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000.

9. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации СПб.: Питер, 2004.

10. Мэскон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2004.

11. Риддерстрале Й., Нордстрем К. Бизнес в стиле Funk. Капитал пляшет под дудку таланта. СПб.: Изд-во Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге, 2001.

Л. Сурат

К. э. н.,

доцент

кафедры организационной психологии

Московского института психоанализа

О. Чернова

К. п. н.,

зав. кафедрой

организационной психологии

Московского института психоанализа

Подписано в печать 14.05.2013

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1