Выпускник будущего

Автор: Владимир Изотов  |   Источник: Работа & Зарплата

В данной статье речь пойдет о недалеком будущем. Через четыре–шесть лет наиболее удачливые из абитуриентов 2006 года получат дипломы. Какие требования предъявят лучшие работодатели новоиспеченным молодым специалистам?

Достаточно на минуту остановиться и оглядеться, чтобы понять: мир вокруг нас быстро меняется. Поражает даже не качество, а та скорость, с которой происходят метаморфозы. Некогда модный термин «глобализация» уже не является кодовым словом для ученых-футурологов. Сегодня это всего лишь одна из многих характеристик стремительно мчащейся вперед цивилизации. Наиболее заметные изменения можно наблюдать не только в области экономики и научно-технического прогресса, но и в сфере межличностных отношений. Все большее значение приобретают нематериальные факторы: умение убеждать, отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу, распределять полномочия, брать на себя ответственность.

Исчезают последние границы между финансовыми потоками, товарами, услугами и рабочей силой. Практически на любом участке человеческой деятельности набирают силу процессы ускорения. Большинство успешных менеджеров крупных компаний живут и работают в самолетах и поездах. Собрания акционеров, бесчисленные конференции, форумы, презентации — будни бизнес-героя нашего времени.

Как же сделать так, чтобы динамичный деловой мир стал для будущего выпускника родной стихией? Казалось бы, все ясно. Главную составляющую карьерного успеха обязаны формировать вузы. Поступил — и тебя всему научат. Но здесь‑то и подстерегают определенные трудности.

В идеале система высшего образования должна на шаг опережать экономические изменения: необходимо, чтобы выпускаемые альма-матер специалисты были способны идти в ногу со временем, работать с новейшими технологиями, усваивать возрастающие объемы профессиональной информации. Однако на практике система высшей школы достаточно костна, и ее реакция на перемены скорее не опережает, а запаздывает (и иногда очень сильно).

Среди других проблем высшего образования остро стоит вопрос о качестве подготовки студентов. Консерватизм преподавателей, разрыв между теоретической подготовкой в вузах и необходимыми практическими навыками — вот лишь часть задач, решения которых сегодняшние студенты в период своей учебы, видимо, не застанут. Естественно, элитные высшие учебные заведения (в основном сосредоточенные в двух российских столицах) стараются в процессе обучения максимально адаптировать молодых специалистов к работе в современных условиях. Однако в масштабе России выпускники таких вузов — это капля в море. Можно сделать не слишком оптимистичный прогноз: молодому специалисту при отсутствии определенных качеств, не понимающему механизмов сегодняшнего бизнеса, не обладающему эрудицией и способностью приложить уже имеющиеся знания, будет крайне сложно (если не сказать жестче) найти хорошую работу.

Как выпускнику действовать в подобных условиях? Формированию каких качеств надо уделять наибольшее внимание уже с первых месяцев студенческой жизни? Общая стратегия очевидна: недостатки системы высшей школы должны подталкивать к параллельному (одновременно с университетским!) самообразованию и скорейшему погружению в водоворот деловой жизни. Даже будучи студентом элитного вуза, не стоит ограничиваться посещением лекций и семинаров, сдачей экзаменов и зачетов. Создание различных проектов, связанных с будущей профессией, новые идеи и попытки их реализации — все это верные признаки завтрашних бизнес-лидеров. А возможностей ныне предостаточно в любом провинциальном институте. При этом нужно пытаться максимально брать на себя ответственность за реализацию идей, за решение задач и преодоление непредвиденных трудностей, возникающих в ходе работы. Чрезвычайно важно уметь привлекать в проект других людей, заинтересовывать и мотивировать их. Как ни банально это прозвучит, но надо стараться как можно раньше занять активную жизненную позицию. Ведь ее составляющие — именно те качества, которые любая компания, нацеленная на рост и развитие в современной экономике, ценит в своих сотрудниках на вес золота.

По мнению солидных организаций, в настоящее время даже претенденты на стажерские, не требующие предыдущего опыта вакансии должны обладать определенным потенциалом и обязательным набором личностных и интеллектуальных характеристик. Причем наиболее востребованы три главных качества молодого соискателя, на них‑то мы и остановимся подробнее.

Начнем со следующего примера из жизни. Руководство крупного алкогольного холдинга рискнуло и по итогам собеседования утвердило на «горящую» позицию бренд-менеджера недавнего выпускника практически без опыта работы. Нижняя граница должностной ставки составляла три тысячи условных единиц. Молодой человек принес на интервью собственный проект раскрутки новой торговой марки, причем в ходе беседы обосновывал будущий успех такими факторами, как высокие цены на нефть и неизбежное вхождение России в ВТО. Казалось бы, какая связь? Дело здесь не в гениальности конкретного проекта, а в способности к абстрактному и стратегическому мышлению, умению подняться над конкретной ситуацией и увидеть ее в более широком контексте. Ведь связь в условиях взаимозависимой экономики существует всегда, и современный менеджер должен четко представлять соотношение ситуации в хозяйстве страны и в мире и деятельности компании. Несмотря на то что проект для собеседования так и остался нереализованным, молодой сотрудник полностью оправдал ожидания.

Как само собой разумеющееся работодатель считает, что выпускник читает профильную литературу, специализированные газеты и журналы, посещает тематические интернет‑сайты. Кроме того, молодой специалист должен уметь обсуждать круг вопросов, связанных с профессиональными интересами, самостоятельно размышлять над проблемами данной области, анализировать текущий момент с точки зрения своих знаний и профессиональных потребностей.

Следующее качество, жизненно необходимое выпускнику будущего, — креативность. Этим словом обозначают способность к творческому мышлению, умение предлагать новые идеи, оригинальные решения задач, поставленных быстро изменяющейся внешней средой. Конечно, кто‑то от природы наделен такими способностями, а кому‑то нужно их в себе развивать. Главное, как с юмором замечают кадровые менеджеры, чтобы слово «креативность» ассоциировалось у кандидатов не только со средствами для фиксации прически. Хотя, надо сказать, есть такие области человеческой деятельности, где излишнее творчество не приветствуют.

Существует еще одно качество, которое в большом дефиците у молодых специалистов — это мотивация к профессиональному развитию в выбранной области. Часто по итогам собеседования от менеджеров можно услышать такие мнения: «В целом все прошло хорошо… Но, кажется, молодой человек (или девушка) слабо представляют, чего они хотят на самом деле». И несмотря на то что большинство соискателей стараются продемонстрировать свою мотивацию на успех и стремление покорить мир, их усилия часто не достигают цели. Успех — это, разумеется, здорово, но приходит он не сразу, особенно к молодым специалистам. А компаниям очень важно видеть человека, реально представляющего цели и возможности потенциального развития. Поэтому необходимо иметь прежде всего мотивацию к самосовершенствованию. Недаром на собеседованиях (особенно в крупных мультинациональных компаниях) любят использовать такой прием. Молодого претендента просят рассказать о чем‑нибудь глобальном (представить себя или компанию через двадцать лет, описать перспективы отрасли и т. д.). Во время того, как недавний студент взахлеб рассказывает о «завоеваниях глобальных рынков», представляя главы из учебника по мировой экономике, его резко переключают на какую‑нибудь приземленную конкретную проблему (например, просят определить оптимальное число курьеров в организации). Удивительно, но большинство оказываются полностью беспомощными. «Этому нас не учили», — неуверенно говорят они.

Теперь подведем некоторые итоги. Сегодня бизнес развивается по законам, выводящим на первое место личные качества человека. Выбрать вуз и факультет, готовящий специалистов в перспективных областях экономики, просто. Поступить — трудно, но можно. Но куда сложнее, получив диплом, доказать, что ты как специалист необходим лучшим компаниям. Тут должны помочь стратегическое мышление, креативность и мотивация — три ключика, открывающие двери в успешное будущее. Конечно, перечень требований, предъявляемых к бизнес-лидерам, значительно длиннее. Но именно эти характеристики особенно ценят современные работодатели, а в будущем востребованность только возрастет. Поэтому позвольте дать сегодняшним абитуриентам совет: если вы не хотите оказаться «выпускниками прошлого», заранее позаботьтесь о том, чтобы вышеперечисленные качества стали вашими сильными сторонами.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1