Выбор профессии: компетентно и взвешенно

Автор: Елена Кравцова | Источник: Работа & Зарплата

Однажды в автобусе я невольно подслушала диалог старшеклассницы с мамой. «Не знаю, кем стать, — говорила девочка. — Может, пойду после школы в ларек торговать, а может, на психолога поступлю». Меня, молодого специалиста-психолога, патриота своего дела, покоробило соединение столь не связанных между собой направлений. Мама с дочкой, напротив, стали оживленно обсуждать плюсы и минусы каждого из вариантов. Слушая их разговор, я убедилась, что девушка не имеет четкого представления ни об одной из названных профессий. Она размышляла примерно так: «Продавщицей быть легко, знай себе считай деньги и отпускай товар. Зато психологу много платят». И мне подумалось, что житейские суждения наших сограждан о профессиях вообще крайне далеки от реальности.

У меня растут года, будет и семнадцать. Кем работать мне тогда?

Свобода выбора и осмысленное следование своему призванию — одна из новейших привилегий человечества. Еще сто пятьдесят лет назад все решали традиции: мужчина занимался тем, чем занимались его предки, женщины не работали вовсе. Научно-технический прогресс привел к появлению новых сложных специальностей. Возникли понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональная пригодность».
Как правило, наш современник самостоятельно принимает решение, кем быть. Конечно, на выбор влияет множество факторов (мнение родителей и друзей, социальное положение, состояние рынка труда, его величество случай), но последнее слово обычно остается за молодым человеком.

Специалисты выделили несколько причин, по которым юноши и девушки выбирают свой путь. Многие, прислушиваясь к голосу сердца, идут в ту сферу, в которую стремились с детства. Чаще всего такие молодые люди уже имеют представление о содержании будущей работы и практический опыт (полученный в тематических кружках или при подработке на каникулах), поэтому последующего разочарования не происходит.

Конечно, сейчас по призванию профессию выбирают гораздо реже, чем в советское время. Нынешние старшеклассники черпают знания о рынке труда из средств массовой информации и из жизни (наблюдая за родителями, родственниками, соседями), а при выборе руководствуются более приземленными мотивами. Социологические опросы показали, что юношество отдает предпочтение тем ремеслам, которые, по их мнению, более престижны, хорошо оплачиваются и предполагают комфортные условия труда.

Каждая из причин выбора имеет право на существование. Не страшно, если они представлены все разом. Плохо то, что обычно молодые люди имеют ошибочное представление о специфике той или иной профессии. Ребята полагают, что, получив определенную специальность (юридическую, экономическую, медицинскую), они автоматически завоюют общественное признание. Кроме того, массовое сознание однозначно считает некоторые сферы труда высокооплачиваемыми. Помнится, бабушка наставляла меня в детстве: «Станешь зубным врачом — всегда будешь много получать». Она не предупреждала о том, что дантисту, как и любому другому профессионалу, необходимы долгие годы, чтобы набраться опыта, заработать имя и по праву получать солидные гонорары.

Иногда профессию выбирают под влиянием взрослых или за компанию. Редко, но случается, что таким образом человек попадает туда, куда надо. А чаще желание не перечить родителям или учиться вместе с одноклассниками приводит в тупик. Выбор жизненного пути в соответствии с интересами и способностями друзей или родственников, а не со своими собственными, не может быть адекватным.

На судьбу способна повлиять и случайность. Дмитрия Харатьяна, например, не помышлявшего об актерской карьере, на кинопробы позвала знакомая девочка. И изо всех претендентов именно Харатьяна режиссер Владимир Меньшов выбрал на главную роль в фильме «Розыгрыш». Бесспорно, везение — вещь хорошая, однако сильно на него рассчитывать не стоит.

Когда погрешности недопустимы

При выборе профессии нередки разочарования. При этом кто‑то продолжает учиться или работать там же, а кто‑то меняет учебное заведение или род занятий. Конечно, чем исправлять последствия ошибки, лучше подстраховаться заранее. Однако это не так‑то просто. Разумеется, можно обратиться к специалисту — психологу-профконсультанту. Арсенал профконсультационных средств весьма велик, но… Американский рок-музыкант, автор книги «Практическая психология для подростков» Ди Снайдер так обрисовал ограничения профориентационных методик: «После прохождения тестов психолог сообщил, что мои способности лучше всего подходят для работы ассенизатором или послом. А все потому, что у меня в комнате было всегда не убрано и я любил итальянскую кухню». Конечно, это преувеличение, но не столь уж далекое от истины.

Дело в том, что подобные методики выявляют способности в самом общем виде и лишь подсказывают направление движения. Однозначного ответа на вопрос «Кем быть?» они не дают. Комплексная процедура профотбора существует только для некоторых военных и медицинских специальностей. В остальных случаях отсев происходит стихийно, уже после того как человек много лет проработал там, где содержание и условия труда абсолютно не подходили его темпераменту, характеру и даже особенностям телосложения.

Итак, никакие психологические процедуры не заменят осознанного самостоятельного решения. Чтобы прийти к нему, лучше рассчитывать на собственные силы и помощь старших. К сожалению, участие взрослых нередко сводится к давлению на психику. Регулярно нависая над своим чадом, родители терзают его вопросами: «Ты решил наконец, как именно собираешься распорядиться своей жизнью? Ты хоть понимаешь, что мы скоро состаримся и тебе придется обеспечивать не только себя, но и нас?». И не более.

Между тем родители могут (и должны!) помочь. Для начала нужно создать у ребенка как можно более обширное представление о мире профессий. Если выбор уже сделан, необходимо выяснить, насколько суждения подростка о специальности соответствуют действительности. Хорошо, если среди знакомых есть представитель этой профессии, который может организовать экскурсию к себе на работу, познакомить с коллегами, порекомендовать литературу. А если профессиональная жизнь этого человека не удалась, он может отбить желание идти по своим стопам.

Когда решение не принято или слишком часто меняется, а время поджимает, следует попытаться понять, с чем это связано. Если в ответ на вопросы ребенок огрызается или отмахивается от разговора, может, ему просто не хочется задумываться о своем будущем. Это свидетельствует об инфантильности, нежелании становиться взрослым. Душеспасительные беседы в таком случае не помогут. Стоит предложить школьнику поработать на каникулах. Родителям придется изучить рынок временных вакансий и выбрать что‑то подходящее (расклейка объявлений, продажа или доставка газет и т. д.), отсеяв множество предложений сетевого маркетинга. Перспектива заработать немного денег и попробовать свои силы не только даст ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным, но и подтолкнет к принятию важных решений.

Полезно будет детям услышать о том, как в свое время выбирали профессию их папы и мамы, что думали на этот счет их собственные родители, в чем они были правы.

Безусловно, правильный выбор максимально учитывает индивидуальность человека, его таланты и интересы. Поэтому важно выяснить, понимает ли ребенок, какие способности нужны для избранной профессии и обладает ли он ими.

Есть еще несколько существенных моментов, отрицательно сказывающихся на выборе пути. К сожалению, молодые люди очень редко задумываются над тем, пользуется ли данная профессия спросом у работодателей, не перенасыщен ли рынок труда такими специалистами. Скажем, несколько месяцев назад в программах новостей прозвучало следующее сообщение: «Министерство труда обеспокоено тем, что в скором времени российский рынок труда будет переполнен молодыми юристами и экономистами. Эти специальности настолько популярны, что почти все государственные и коммерческие вузы открыли соответствующие факультеты».

Ситуация усугубляется тем, что, по мнению экспертов, в большинстве учебных заведений качество образования оставляет желать лучшего. Увы, в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация в сфере высшего образования. Студенты, обучающиеся на коммерческой основе, считают себя неуязвимыми и часто халатно относятся к занятиям. Один профессор из моего университета, проработавший несколько лет за рубежом, сказал: «На Западе платный студент душу из меня вытрясет, пока не возьмет все, что я могу ему дать. А у нас считают так: раз я плачу, в институте можно вообще не появляться, «корочки» мне все равно дадут».

Вот почему грамотный выбор вуза не менее важен для абитуриентов и их родителей, чем знакомство с миром профессий и осознание своих способностей и интересов. Чем больше информации о высших учебных заведениях получит человек, чем разнообразнее будут его источники (Интернет, пресса, разговоры со студентами и выпускниками, посещения дней открытых дверей), тем легче сделать правильный выбор.

Бывают, к сожалению, обстоятельства, нам не подвластные. Увы, мы живем в сложное время и сложной стране. Военные кафедры закрывают, отсрочки от службы в армии отменяют. Поэтому для многих юношей и их родителей разговор о грамотном выборе профессии становится красивой теорией. Тот, кто не хочет служить, вынужден искать способы не делать этого. Естественно, предпочтение отдают тем вузам или организациям, где предоставляют возможность не проходить службу. Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему и скоро всем юношам пригодятся мои рекомендации.

Выбор дела — задача сложная, интересная и актуальная на протяжении всей жизни. Ведь человек вовсе не обязан до пенсии работать в одной области. Более того, даже желательно время от времени кардинально менять специальность и добиваться успехов на другом поприще. Например, психологу полезно поработать на рынке или в магазине. Для расширения профессионального кругозора, так сказать. Может, та девушка в автобусе была в чем‑то права?

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1