Выбираем способ критиковать

Даже если Вы руководитель с абсолютно демократическим стилем управления — убежден, что время от времени вы сталкиваетесь с необходимостью критиковать сотрудников.

В. Б. Шапарь в своей книге «Психология манипулирования» дает примеры разнообразных видов критики. Ознакомившись с ними и начав применять, вы сможете более точно использовать критику для управленческих воздействий.

Типичные ситуации для критики: сотрудник выполнил задание, но руководителя не устраивает результат; работа не выполнена; работа выполнена с нарушениями; работа выполнена не вовремя.

Критика-похвала
Хорошо, но не идеально!

  • Работа сделана хорошо, но только не для этого случая. Неплохо, но вы способны на большее.
  • Все было хорошо, но только не совсем вовремя. Видно, что вы старались, но, увы, этого оказалось недостаточно.
  • Ну вот, так уже совсем неплохо, дело осталось за малым.

Безличная критика
Угадайте, кто

  • В нашем коллективе есть еще люди, не справляющиеся со своими обязанностями. Но не будем их называть.
  • Приходится констатировать, что не все поняли важность этого вопроса. Надеюсь, они знают об этом.

Критика-озабоченность
Добавьте личных эмоций

  • Я озабочен вашим недобросовестным отношением к работе.
  • У нас вызывает озабоченность то, что вы не подготовили доклад.
  • Не знаю, смогу ли я вам доверить такое дело в следующий раз.

Критика-сопереживание
Прекрасно вас понимаю!

  • Я прекрасно понимаю вас, стараюсь войти в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано.
  • Мне близка ваша позиция, но подумайте о подчиненных, каково им сейчас.

Критика-сожаление
Мне жаль…

  • Я очень сожалею, но должен отметить, что работа сделана некачественно.
  • Очень жаль, что вы не справились с заданием.
  • Я сожалею, но вы совершили ошибку.
  • Сожалею, что вы не сделали это лучше.
  • Мне искренне жаль, что вы меня не услышали.

Критика-удивление
Как же так?

  • Как?! Неужели вы не смогли выполнить это задание?! Не ожидал…
  • Я просто удивлен, что отчет еще не готов.
  • Я просто в недоумении по поводу вашей неисполнительности.
  • Как, и вы не видите своих недостатков?
  • Как, и вам это нравится?
  • Неужели вы так и не поняли свою ошибку?

Критика-смягчение
Разделяем ответственность

  • Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы. Наверное, вам неправильно объяснили задачу.
  • Не вините только себя в произошедшем.
  • Это просто обычная рабочая ошибка.
  • Вы опоздали, но я знаю, что это не ваша вина.
  • В вашем жизненном опыте еще не встречалось такого случая, поэтому вы не виноваты.
  • Наверное, поручая вам это задание, мы не все рассчитали.

Критика-предупреждение
Предупреждаю!

  • Если вы и в дальнейшем будете допускать промахи, то пеняйте на себя.
  • Предупреждаю, что впредь у нас с вами будет другой разговор.
  • Рекомендую вам самостоятельно сделать выводы из случившегося.
  • При повторной ошибке вы будете наказаны.
  • Это было мое последнее предупреждение.

Критика-требование
Требую!

  • Сожалею, но работу вам придется переделать. Эта работа требует немедленного выполнения. Я требую, чтобы…

Подбадривающая критика
Не вешать нос! Попробуйте еще!

  • Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас не получилось.
  • Не огорчайтесь, сегодня вы сделали не очень хорошо, завтра получится лучше.
  • С вашим старанием в следующий раз вы добьетесь отличного результата.
  • Не переживайте: если захотите, вы непременно вы­полните это задание.
  • Все получится, если попробовать еще разок.

Критика-замечание
Примите к сведению!

  • Вы были грубы, я считаю, что вам следует извиниться!
  • Жаль, что вы так поспешили с решением, впредь — советуйтесь.
  • Вы слишком болезненно реагируете, не будьте таким импульсивным!
  • Вы опоздали, постарайтесь больше этого не делать!
  • Вы неверно выполнили это задание. В следующий раз найдите возможность посоветоваться.

Критика-вопрос
Как исправите?

  • Увы, но работа выполнена неверно. Что собираетесь предпринять?
  • Как планируете исправить допущенные ошибки?
  • Что предпримете, чтобы исправить положение?
  • Вы неправильно оценили ситуацию. Что предлагаете делать?
  • Опять поражение. Как предполагаете выйти из положения?

Критика-опасение
Боюсь, что не сможете

  • Боюсь, что в следующий раз работа будет выполнена столь же некачественно.
  • Боюсь, это войдет у вас в привычку.
  • Меня беспокоит, что вы повторяете одни и те же ошибки.
  • Боюсь, что в дальнейшем вам нельзя будет поручать столь ответственное задание.
  • Опасаюсь, что завтра будет тот же результат.

Критика-упрек
Ну что же вы?

  • Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал! Не ожидал, что по вашей вине придется переделывать отчет.
  • Никогда бы не подумал, что вы на такое способны. Как же так, я думал, у вас все получится! Ну что же вы? Вы нас так подводите.

Критика-надежда
Надеюсь, что исправитесь!

  • Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это лучше.
  • Уверен, что, несмотря на допущенную сегодня ошибку, вы с этим обязательно справитесь.
  • Надеюсь, что в следующий раз вы спланируете свою работу.
  • Хочу надеяться, что в дальнейшем вы не допустите таких досадных просчетов.
  • Я надеюсь, что это не предел ваших возможностей.
  • Хочется верить, что впредь вы будете более внимательны.

Критика-аналогия
По сравнению с…

  • Раньше, когда я был таким же молодым и недостаточно опытным, как вы, я допустил точно такую же ошибку.
  • Не расстраивайтесь, я тоже не смог сделать это с первого раза.
  • У вас получилось лучше, чем у других в первый раз. Попробуйте еще раз.
  • Раньше я тоже не мог выполнить это действие.
  • Заметьте, вы сделали те же ошибки, что и в прошлый раз.
  • Обратите внимание: ваш коллега считал точно так же, и что из этого получилось?
  • Когда я был молод, как вы, я был таким же самоуверенным.

Правила критики

Если хотите, чтобы ваша критика достигла цели (изменить поведение сотрудника!), руководствуйтесь следующими правилами:

  1. Выслушивайте объяснения.
  2. Прежде чем критиковать, найдите за что похвалить — и похвалите.
  3. Сохраняйте ровный тон, не кричите, не повышайте голос.
  4. Критикуйте поступки, а не личность.
  5. Критикуйте с глазу на глаз.

Владимир Беляев
«B-TRAINING»

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1