Возможности совершенствования управления охраной труда на малых предприятиях строительной отрасли

"Охрана труда и техника безопасности в строительстве", 2012, N 12

ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Как известно, состояние охраны труда на малых предприятиях строительной (до 50 человек штатного состава) отрасли требует существенного улучшения. Однако существующая законодательная база недостаточно способствует мотивации руководителей малых предприятий к соблюдению всех требований охраны труда. Вместе с тем механизм контроля состояния условий и охраны труда через саморегулируемые организации (далее - СРО) в строительстве может и должен поднять общий уровень охраны труда на малых предприятиях, получающих допуск к работам через СРО. О том, как этого добиться, делится своими соображениями автор данной статьи.

В соответствии со ст. 217 "Служба охраны труда в организации" Трудового кодекса РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организациях, численность работников в которых не превышает 50 человек, работодатель самостоятельно принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции должен осуществлять работодатель или другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Практика работы строительных компаний (по данным Волгоградского Центра охраны труда и экологии от А до Я) со среднесписочной численностью работников до 50 человек показывает, что работодатель, как правило, не ведет системной работы в области охраны труда, в организации отсутствует квалифицированный специалист по охране труда, не заключен договор на абонентское обслуживание с организацией и специалистом в области охраны труда. Работа в области охраны труда, как правило, ведется бессистемно, от случая к случаю.

В настоящее время государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной инспекцией труда. В регионах - Государственной инспекции труда субъекта Российской Федерации (ст. 353 Трудового кодекса РФ).

Порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные и выездные. Плановые проверки, как правило, должны проводиться не чаще чем раз в три года (за исключением организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения и социальной сфере). Ежегодный сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

Внеплановые проверки возможны только в определенных случаях: если есть угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан либо причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также в случае угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, плановая проверка малого предприятия строительной отрасли может быть проведена не чаще чем один раз в 3 года. А с учетом небольшой штатной численности и загруженности работников Государственной инспекции труда в субъектах РФ такие проверки проходят еще реже.

Ввиду того что за малыми предприятиями строительной отрасли отсутствует постоянный и регулярный контроль в области соблюдения норм охраны труда, то системно проводить работу в области охраны труда на малом предприятии строительной отрасли многие руководители считают нецелесообразно. Достаточно готовиться к проверкам, временами закупать средства индивидуальной защиты и т. д. В условиях рыночной экономики тратить деньги на охрану труда предпочитают только стабильные предприятия.

Для того чтобы в современных условиях изменить ситуацию на предприятиях строительной отрасли со среднесписочной численностью работников до 50 человек, необходимы действенные меры, которые побуждали бы эти предприятия к выполнению норм охраны труда. Один из возможных механизмов - это контроль за состоянием охраны труда на предприятиях через саморегулируемые организации в строительной отрасли.

В настоящее время для допуска к работам по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и капремонту, которые влияют на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, нужно специальное свидетельство. Его выдают саморегулируемые организации в соответствующей области.

Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемым организациям свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов" устанавливает требования к получению такого свидетельства. Однако в данном Постановлении не установлен такой критерий для выдачи свидетельства о допуске к работе, как наличие системы управления охраной труда на предприятии.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (гл. 6.1 "Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства") устанавливает требования к СРО, а также требования к внутренним документам СРО [3]. В Федеральном законе N 190-ФЗ отсутствует прямая ссылка на необходимость наличия и регулярного контроля системы управления охраной труда на малом предприятии.

В Градостроительном кодексе установлено, что СРО обязана разработать и утвердить правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования (ст. 55.5). Помимо того установлено, что СРО может утверждать свои стандарты, не противоречащие действующему законодательству. Но зачем, спрашивается, СРО устанавливать в таком случае дополнительные требования, которые необходимо будет проверять и требовать их исполнения, если это может привести к снижению числа вступающих в организацию участников?

Таким образом, на законодательном уровне прямо не установлено, что допуск к работам, которые влияют на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, требует на предприятии наличия системы управления охраной труда, наличия спецодежды у работников рабочих профессий, наличия медицинских осмотров и т. д. Если никто не требует, то данное требование исполняется неохотно и в самую последнюю очередь.

Строительная отрасль имеет определенный опыт работы по разработке документации по функционированию системы управления охраной труда (далее - СУОТ). Так, например, сотрудниками ОАО "Центр проектной продукции в строительстве" совместно с ФГУ "ВНИИ охраны и экономики труда Росздрава" подготовлен документ МДС 12-53-2010 "Макеты распорядительных и регламентных документов системы управления охраной труда строительной организации" [4]. В этом документе содержатся макеты распорядительных, регламентных документов, определяющих порядок и последовательность действий по функционированию СУОТ в условиях конкретной строительной организации. Поэтому можно утверждать, что уже существует типовая система управления охраной труда в строительной отрасли, о которой нужно говорить, информировать строителей, а главное - повсеместно внедрять и контролировать ее выполнение.

С целью улучшения условий и охраны труда на предприятиях строительной отрасли (особенно на предприятиях со среднесписочной численностью персонала до 50 человек) необходимо на законодательном уровне обязать СРО контролировать наличие системы управления охраной труда на данных предприятиях и регулярно контролировать эффективность ее работы. Поскольку мероприятия в области охраны труда являются обязательными, то это не будет противоречить требованиям законодательства Российской Федерации привести к ограничению их деятельности или устранению конкуренции.

В связи с вышеизложенным на сегодняшний день считаю актуальной задачей продолжение разработки следующих вопросов:

- обоснование предложенных механизмов повышения эффективности системы управления охраной труда;

- подготовку практических рекомендаций и нормативных документов для практического внедрения в СРО;

- внедрение и апробацию полученных результатов на одном из СРО;

- разработку конкретных рекомендаций по изменению действующего законодательства.

Библиографический список

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // КонсультантПлюс: Региональный информационный центр: http://www. infocom. su. Дата обращения 02.10.2012.

2. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов" // КонсультантПлюс: Региональный информационный центр: http://www. infocom. su. Дата обращения 02.10.2012.

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // КонсультантПлюс: Региональный информационный центр: http://www. infocom. su. Дата обращения 02.10.2012.

4. Алексеев А. В. Модернизация системы управления охраной труда в строительстве // Справочник специалиста по охране труда. 2010. N 6. С. 32 - 36.

В. А. Сенченко

Руководитель

Волгоградского Центра

охраны труда

и экологии от А до Я

Подписано в печать 12.11.2012

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1