Возможности психодиагностики в измерении способностей

Способности – индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности (Немов Р.С.).

В зарубежной психологии - способности:

  • либо врожденные особенности индивида, фатально определяющие все будущие достижения субъекта,
  • либо приобретенные им навыки и умения.

«Aptitude» - англ. - «природная способность приобретать относительно общие или специальные знания и умения».

В формировании способностей значительную роль играют природные, врожденные факторы (анатомо-физиологические задатки - основа формирования способностей).

Но способности создаются, проявляются и развиваются в конкретной деятельности, в конкретной социо-культурной среде.

Соотношение способностей и задатков:

  • хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией;
  • задатки — это предпосылки развития способностей, но они не являются неразвитыми, потенциальными способностями.

Способности бывают:

  • общие,
  • специальные способности.

СПОСОБНОСТИ

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ

СЛОЖНЫЕ

ОБЩИЕ

присущие всем людям основные формы психического отражения

способности :

ощущать

воспринимать

запоминать

переживать

мыслить

в большей или меньшей степени присущие всем людям способности к общечеловеческим видам деятельности :

игре

учению

труду

общению

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

присущие не всем людям способности :

музыкальный слух

точный глазомер

настойчивость

смысловая память

присущие не всем людям способности :

профессиональные

специфические

особенные

Общие способности - обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, их человек реализует во многих видах деятельности - прежде всего свойства ума.

Общие способности часто называют общими умственными способностями (зависят от природных задатков и особенностей обучения и воспитания).

Специальные способности - рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные и т. д.).

Классифицикация специальных способностей:

  • по видам психических функций (моторные, сенсорные),
  • по видам деятельности (технические и профессионализированные, т.е. соответствующие той или иной профессии: конторские, артистические, художественные и пр.).

Общие способности - отождествляются с интеллектом и до сих пор рассматриваются некоторыми западными психологами как врожденные, определяющие успехи в обучении и овладении профессией.

Интеллект - составная способность, включающая в себя относительно независимые вербальные, математические, пространственные, мнемические и другие виды способностей.

Ещё одно проявление способностей - креативность

Креативность - (лат. -создание, сотворение), аналог понятия «творческие способности», неразрывно связана с творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (для творца, или общества).

Дивергентное мышление условия мышления, если проблема только еще не определена, не раскрыта, не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (конвергентное мышление ориентируется на известное или подходящее решение проблемы).

Интеллектуальные параметры, характеризующие креативность (Дж.Гилфорд):

  • беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);
  • гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);
  • оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);
  • любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира);
  • способность к разработке гипотезы;
  • иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула);
  • фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

  Тесты способностей - оценивают достижения людей при выполнении ими некоторых достаточно ограниченных по числу типов заданий.

В психологической диагностике выделяют:

  • методы изучения общих способностей,
  • методы изучения специальных способностей.

Тесты способностей – это, прежде всего:

  • тесты интеллекта и тесты креативности, объединенные термином «тесты общих способностей»,
  • «тесты специальных способностей».

Область диагностики способностей в настоящее время является одной из наиболее развитых. Тесты и батареи специальных способностей используются как в системе образования, так и для профессиональных целей.

Области использования тестов способностей:

  • профконсультация,
  • профориентация,
  • профотбор (если время на профессиональное обучение сильно ограничено - в армии),
  • оптимальная расстановки кадров по рабочим постам,
  • контроль за подготовкой кадров в промышленности и системе профтехобразования,
  • контроль за процессом обучения профессии,
  • выявление причин отставания работников,
  • изучение причин травматизма и несчастных случаев,
  • разработка общих и индивидуальных рекомендаций по развитию способностей.

Методики измерения уровня интеллектуального развития (тесты интеллекта) - особая группа методик, устанавливающих индивидуальные различия между людьми по психологическим (интеллектуальным) признакам.

Тесты креативности - выявляют наличие установки испытуемого на оригинальность, нестандартность выполнения, предотвращения оценочных, критических суждений относительно своего выполнения.

Первые тесты креативности были созданы Дж.Гилфордом и его сотрудниками в университете штата Калифорния в 50-е гг. Тесты Дж. Гилфорда ориентированы на взрослых и учащихся старших классов.

Южнокалифорнийские тесты дивергентной продуктивности, измеряли особенности дивергентного мышления.

Было разработано 14 тестов.

В настоящее время наиболее известны и широко применяются для измерения креативности Тесты Е.Торренса - 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею.

Он предпочитал не использовать в названиях своих методик термин «креативность», обозначив их как батареи задач на вербальное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление. Основные показатели по тесту:

  • беглость,
  • гибкость,
  • оригинальность,
  • тщательность разработки.

Фигурный тест Е. Торренса 1966 г. - предназначен для испытуемых от 5 до 18 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Тесты специальных способностей

Тесты профессионализированных способностей

Ключевые слова: 

Поделиться