Волшебное слово «команда»

BisHelp

 

Тренинги по сплочению коллектива приобретают все большую популярность. И это неудивительно, ведь известно, что компания, уделяющая пристальное внимание командным принципам работы, преуспевает в бизнесе больше других.

Продвинутые фирмы организуют для персонала спортивные состязания, походы и игры… Однако остается открытым вопрос: почему подобные мероприятия зачастую не приводят к желаемому эффекту?

Волшебное слово «команда»

Во многих фирмах существует четкая иерархия власти и ответственности, а для слаженной работы разработаны ясные регламенты полномочий. Это, с одной стороны, облегчает общее руководство и служит прекрасным лекарством против хаоса. Но, с другой, четкое исполнение инструкций иногда тормозит принятие решений, а также уменьшает количество творческих, нестандартных действий. Понимая эту проблему, боссы ищут выход в «командных методах работы». В этом случае четкие должностные полномочия и даже границы профессиональных компетенций размываются, ответственность берут на себя все, решения принимаются оперативно и творчески на стыке различных знаний, опыта и возможностей.

Далеко не каждая группа может называться командой. Для этого люди должны иметь общие цели, доверять друг другу, работать вместе или регулярно взаимодействовать. А также: владеть отработанными процедурами сотрудничества, продуманно взаимозаменять друг друга. Можно сказать, что команда — это уже «сработавшаяся»группа. Что касается взаимозаменяемости, то речь идет не о том, чтобы все члены команды обладали равными возможностями и профессиональной квалификацией. Имеется в виду распределение ответственности, информации и полномочий таким образом, чтобы каждый участник смог побыть «дежурным командиром» и научиться отвечать за все. Кстати, как уверяют психологи, большинство людей потенциально готовы к работе в команде. Следует только правильно организовать их деятельность.

Подводные камни

Отправляя своих сотрудников на командообразующий тренинг, руководителю лучше не тешить себя иллюзиями и быть, что называется, морально готовым к тому, что занятия не дадут результата. Рассмотрим причины возникновения таких ситуаций. Во-первых, большинство боссов относятся к мероприятиям в формате тим-билдинга как к модному веянию. Во-вторых, на тренинг посылают не ту категорию служащих (зачем, спрашивается, сплачиваться тем же бухгалтерам или технологам, которые, по сути, в команде-то никогда на практике и не работают?).

Именно поэтому прежде чем заказывать тренинг по командообразованию, руководителю следует задуматься о том, какого результата он от него ожидает, кто войдет в команду, в каких условиях она будет работать. Одно дело, если директор стремится сплотить коллектив. Другое дело, если его цель — сформировать передовую группу, которая исправит какие-то проблемы на фирме. При этом нужно понимать, что пластырь под названием «дружный коллектив» не панацея от всех бед. Более того, он может быть и опасным. Представьте, вернувшись к своим будничным обязанностям после семинара, у служащих откроются глаза на то, насколько плохо организовано взаимодействие в их организации. Наверняка они начнут роптать. Отправив же на командообразующее мероприятие группу сотрудников с высокими аналитическими способностями, в итоге возникает риск столкновения с так называемым «эффектом Аполлона». Его суть в том, что люди тратят много времени на дебаты и с трудом принимают общее решение. Кому-то придется в такой обстановке взять на себя роль лидера и ведущего дискуссии, в противном случае команда станет неэффективной.

Таким образом, подбор кандидатов для группы мозгового штурма имеет большое значение. Положительный эффект может быть достигнут только тогда, когда в коллективе представлены сотрудники, ориентированные на разные командные роли. Обычно таким отбором пренебрегают, и тренеру приходится лепить «дружный» коллектив из числа присутствующих. Он вынужден не принимать во внимание несовместимость работников, их неготовность или нежелание работать вместе. Это пахнет искусственностью, а липовый боевой дух недолговечен, поэтому неудивительно, что долгожданный эффект быстро улетучивается после мероприятия. О длительном результате можно будет говорить, если сотрудники органично вписываются в команду и подходят друг другу.

Содержание мероприятий по тим-билдингу зависит еще и от размера команды. Так, если людей в группе немного, то тренер концентрируется на следующих вопросах:

  • установление общих целей;
  • развитие понимания различных командных ролей;
  • правильное представление различных командных процессов, например таких, как проведение совещаний;
  • улучшение взаимоотношений между сотрудниками;
  • прохождение командой этапов развития;
  • создание синергии между участниками (совместное использование знаний и усилий нескольких человек таким образом, чтобы они взаимно усиливались).

При этом приход нового члена или уход кого-либо из немногочисленной, но сплоченной команды обязательно отражается на результате работы группы.

Когда число участников команды велико, речь идет о корпоративном командообразовании. У этой формы работы свои приоритеты. Масштабные тренинги организуют, как правило, в качестве праздничного мероприятия и вне стен офиса. Основное внимание здесь будет уделяться не отдельным участникам, а изменению корпоративной культуры. С помощью корпоративного командообразования можно решить многие проблемы, связанные с организационной структурой, а также ее особенностями; с общими для всех сотрудников ценностями; с процессами коммуникации и взаимодействия между группами, а также с общим языком, используемым в организации.

Таким образом, можно говорить о пяти основных причинах формирования команды. Первая — руководитель стремится улучшить взаимодействие между членами группы. Вторая — в компании планируется провести изменения. Третья — фирма переходит к командному решению задач. Четвертая — есть желание установить доверительные отношения в коллективе, улучшить психологический климат. Пятая — необходимо ввести управление отдельными проектами компании.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться