Зачастую бизнес в условиях кризиса начинает туже затягивать пояса и пытается урезать расходы. Одна из мер – экономия ФОТ, как правило, окинув его взглядом ТОП-менеджеры приходят к выводу, что наибольший расход – это заработные платы линейных руководителей и сокращают эти звенья. И здесь начинает происходить неладное – страдают отлаженные бизнес процессы. Почему так происходит? Как предотвратить этот процесс и стоит ли вообще сокращать линейных менеджеров? На эти вопросы отвечают эксперты аутстаффингового агентства «Ваш кадровый советник».
Про портрет линейного руководителя
Давайте разберемся с портретом линейного руководителя. Кто он? Как правило – это наставники персонала, те люди, которые помогают отследить и создать результат для ТОП-менеджмента. Высшие руководители в свою очередь – стратеги, которые не смогут в силу специфики заниматься рутинной деятельностью, обучать новичков, тащить их выгорание, текучку, наставничество и эффективность. ТОПам необходима движущая сила, которая направит, проконтролирует конечных исполнителей и сообщит об итогах. ТОП-менеджеры получая эту информацию уже будут анализировать, как можно влиять на развитие определенного сектора бизнеса.
Линейные менеджеры, как правило – локомотив любой компании, именно они принимают решения о направлении сил и их увеличении, уменьшении на определенных участках бизнеса. Если речь идет о приеме новых кадров, то зачастую в случае отсутствия наставника, становятся тем самым наставником. Обычно в линейных руководителей вырастают сотрудники качественно исполнявшие свою работу, хорошо знающие процесс и обладающие лидерскими качествами. Именно поэтому они – лучший вариант для новичка в качестве наставника.
Совет. Никогда не стоит увольнять линейного руководителя, который пусть даже и ничего не делает «руками», но при этом тот процесс в котором он главный, полностью отлажен.
4 совета по оптимизации линейных руководителей
Особенно стоит сохранять в штате эффективных линейных руководителей в условиях высокой текучки персонала. Полезным будет и немного увеличить заработную плату данных менеджеров, при этом они в свою очередь станут хранителями всех знаний, которые смогут передавать новичкам. Также дополнительная финансовая мотивация позволит линейным руководителям почувствовать себя значимыми для бизнеса и научиться быстрее адаптироваться в изменяющихся условиях кризиса.
Если же кризис требует от руководства компании сокращения ФОТ именно из заработной платы линейных руководителей, обязанность ТОП-менеджеров – оценить, насколько эффективен тот или иной сектор бизнеса. В случае, если какой-либо участок предприятия оказывается убыточным, при этом у линейного руководителя нет особых заслуг перед компанией, то с ним можно проститься. Но если руководитель достаточно неплохо проявил себя, а ему просто не повезло с сектором в бизнесе, имеет смысл предложить ему изменить условия труда, например, возглавить другой отдел вместо неэффективного менеджера, переехать и так далее. На практике подобные рокировки позитивно сказываются, как на самом бизнесе, так на оптимизации финансовых процессов внутри него. Однако, в начале необходимо именно провести рокировку, а уже потом избавляться от неэффективного балласта.
Эксперты говорят о том, что в некоторых компаниях, иногда даже менее страшно сокращение количества исполнителей, нежели линейных руководителей. В любом случае над группой в 10 и более сотрудников уже необходим старший, который будет нести ответственность за нее и контролировать. Не всегда это может быть руководитель отдела, но включение супервайзера, бригадира, старшего менеджера и так далее становится необходимой историей для осуществления в первую очередь контроля.
Любой кризис заканчивается, и бизнес стремится как минимум возвращаться к прежним позициям, при этом в каждом секторе команда может со временем опять сильно вырасти, то имеет смысл и наем линейного руководителя ответственного за данный участок работы. Иначе вся эта система будет похожа на поговорку «лебедь, рак и щука».
К сожалению, те компании, которые пошли по пути отказа от линейных руководителей, например, в штате присутствует руководитель, бухгалтер и большое количество исполнителей, не могут отвлечься от операционной деятельности и увидеть пути развития и масштабирования бизнеса. Таким образом бизнес для учредителя не даст следовать тенденциям и открывать другие направления.
Поделиться