Важные детали, или что скрывается под словом работодатель?

"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2010, N 7

Важные детали, или что скрывается под словом работодатель?

Часто мы используем то или иное понятие, не особенно задумываясь над тем, какую смысловую нагрузку оно несет. Возьмем, например, слово "работодатель". В ст. 20 Трудового кодекса сказано, что это физическое или юридическое лицо, вступившее с работником в трудовые отношения. Однако здесь же дается важная оговорка: в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступить иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. О каком субъекте говорит законодатель? Обычно на этот вопрос отвечают так: речь идет о различных филиалах и представительствах. Но так ли это на самом деле?

Многие компании для расширения сфер своей деятельности создают в регионах обособленные структурные подразделения - филиалы и представительства <1>. При этом у головной организации, как правило, возникает масса вопросов, связанных с привлечением и использованием кадрового потенциала. Например, где и по какому принципу искать нужных сотрудников? Где разместить кадровую службу? Вправе ли компания дистанцироваться от отношений с "филиальными" работниками и полностью сложить с себя функции работодателя в пользу созданной "единицы"?

--------------------------------

<1> Далее - филиалы.

Если на первые два вопроса можно найти различные варианты ответа (например, можно искать сотрудников в своем регионе или расширить географию поиска, создать централизованную кадровую службу или "разбить" ее по числу филиалов и представительств и т. п.), то ответ на третий вопрос должен быть только один - нет, полностью сложить с себя функции работодателя в пользу созданного филиала или представительства организация не может.

Аргументы "за" и "против"

На первый взгляд, в плане правоотношений с работниками филиалы действительно ничем не отличаются от головной компании. Они принимают на работу сотрудников (в том числе определяют содержание их трудовой функции), увольняют, применяют в отношении провинившихся меры дисциплинарного воздействия, разрабатывают и утверждают правила внутреннего трудового распорядка, заключают коллективные договоры. Да и по логике вещей представляется целесообразным, чтобы обособленная структура, находящаяся подчас на значительном удалении от головной компании, была полностью независима в вопросах кадровой политики.

Однако на практике не все так просто. Вся загвоздка в том, что филиалы не являются юридическими лицами <2> и их права, по сравнению с головной компанией, значительно усечены. Неполная самостоятельность в сфере гражданских правоотношений ведет к тому, что филиалы не могут рассматриваться в качестве работодателя и с точки зрения трудового права.

--------------------------------

<2> Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Фрагмент документа. Статья 55 "Представительства и филиалы" Гражданского кодекса РФ.

Судите сами: обособленные структурные подразделения не обладают правами, которые позволяют быть стороной трудового договора. Например (что очень важно!), они не могут выступать от своего имени при подписании трудового договора (в качестве стороны указывается организация - юридическое лицо), не имеют возможности нести в полной мере ответственность перед сотрудниками за причиненный им ущерб. Возьмем, допустим, тот же коллективный договор. Действительно, ст. 40 ТК РФ дает возможность заключать его не только в организации, но и в ее филиалах и представительствах <3>. Эта норма как нельзя лучше позволяет на практике учитывать специфику (географическую, природно-климатическую и т. п.) того или иного подразделения компании и, несомненно, в какой-то степени свидетельствует в пользу "автономии" обособленных структурных подразделений. Но представьте ситуацию: если в силу определенных причин (финансовых, организационных и пр.) филиал не в состоянии будет выполнить взятые на себя обязательства по коллективному договору, в том числе и материальных (а такой "расклад" вполне возможен), кто будет отвечать перед работниками "рублем"? Конечно же, основная организация (которой, нужно отметить, принадлежит и все имущество филиалов). Да и право руководителя филиала на заключение коллективного договора не абсолютно. Оно возникает только в том случае, если в доверенности, в соответствии с которой директор управляет филиалом, ему прямо делегируется такое полномочие. Если подобного указания нет, то с инициативой заключения коллективного договора работники должны обращаться в головную организацию.

--------------------------------

<3> Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет (ст. 43 ТК РФ).

Образец документа

Общество с ограниченной ответственностью "Колос"

ООО "Колос"

125373 г. Москва, бульвар Яна Райниса, д. 97

Москва Двадцать шестое апреля две тысячи десятого года

Доверенность N 3

Общество с ограниченной ответственностью "Колос", в лице генерального директора Пирогова Валерия Ивановича, действующего на основании Устава, настоящей доверенностью уполномочивает Симакову Лилию Петровну (паспорт 45 01 N 123459, выдан РОВД Северное Тушино г. Москвы 15 июня 2001 г., зарегистрирована по адресу г. Москва, Пехотный проезд, д. 174, кв. 5а), занимающую должность директора Филиала ООО "Колос" в г. Волгограде на основании решения Общего собрания участников (Протокол N 9 от 16 марта 2008 г.), осуществлять следующие действия:

- представлять интересы ООО "Колос" во всех государственных, общественных и коммерческих организациях по вопросам, связанным с деятельностью Филиала;

- осуществлять руководство Филиалом ООО "Колос", в том числе заключать любые сделки и подписывать от имени ООО "Колос" договоры и иные необходимые документы, связанные с деятельностью Филиала, открывать расчетные, валютные и иные счета Филиала в банках и иных кредитных организациях и распоряжаться находящимися на них денежными средствами, подписывать финансовые документы, связанные с деятельностью Фонда, осуществлять иные действия, связанные с руководством Филиала;

- представлять интересы ООО "Колос" и Филиала при заключении коллективного договора с работниками Филиала, в том числе вести все необходимые для этого переговоры, подписывать коллективный договор, а также участвовать во всех процедурах, связанных с заключением, изменением и дополнением коллективного договора;

- принимать и увольнять сотрудников Филиала (в том числе заключать с ними трудовые договоры, а также осуществлять иные действия от лица ООО "Колос", по всем вопросам, связанным с трудовыми правоотношениями (применение поощрений и дисциплинарных взысканий, заключение договоров о полной материальной ответственности и т. п.);

- вести от имени и в интересах ООО "Колос" все гражданские дела, связанные с деятельностью Филиала, во всех судебных инстанциях со всеми правами, которые предоставлены законодательством истцу, ответчику, третьему лицу, в том числе с правом подписания искового заявления, отзыва на исковое заявление, заявление об обеспечении иска, предъявления иска, изменения предмета и основания иска, признания иска, полного или частичного отказа от исковых требований, заключения мирового соглашения, обжалования судебных актов, с правом получения необходимых справок и документов, с правом подписи всех документов и совершения всех действий, связанных с выполнением данного поручения.

Настоящая доверенность выдана сроком на три года с правом передоверия.

Генеральный директор ООО "Колос" Пирогов В. И. Пирогов

Не могут филиалы (без предварительного делегирования таких полномочий) и самостоятельно выстраивать кадровую политику внутри своей структуры. В любом случае эта политика должна "вписываться" в общую концепцию по работе с персоналом, принятую в организации.

Таким образом, мы видим, что обособленные структурные подразделения - филиалы и представительства - не могут рассматриваться в качестве работодателей. Для сотрудников, которые трудятся в этих структурах, работодателем всегда будет выступать только головная организация - юридическое лицо.

О каких субъектах речь?

Так кого же имеет в виду законодатель, говоря в ст. 20 Трудового кодекса о том, что наряду с физическим и юридическим лицом работодателем может выступать и иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры?

Представляется, что в норме закона речь идет, во-первых, о государстве в лице его органов исполнительной власти, во-вторых, об общественных организациях и профессиональных союзах, не имеющих статуса юридического лица.

Органы государственной власти в рамках своей компетенции могут приобретать своими действиями от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (ст. 125 ГК РФ). Также они вправе заключать различные трудовые договоры. Так, в ст. 20 Федерального закона N 161-ФЗ <4> сказано о том, что собственник имущества унитарного предприятия <5> обладает правом заключать, изменять и прекращать трудовой договор с руководителем унитарного предприятия. Например, правом заключать трудовой договор от имени государства с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий наделены федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства).

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ).

<5> Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (ст. 2 Федерального закона N 161-ФЗ).

Под вторым субъектом, о котором идет речь в ст. 20 Трудового кодекса, "скрываются" общественные объединения <6> и профессиональные союзы, не имеющие статуса юридического лица.

--------------------------------

<6> Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", далее - Федеральный закон N 82-ФЗ).

Дело в том, что Закон дает возможность создавать общественные объединения как путем образования юридических лиц, так и не используя этот механизм, а непосредственно путем объединения граждан. Например, без образования юридического лица может быть создана общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности <7>.

--------------------------------

<7> Статьи 8 - 12 Федерального закона N 82-ФЗ.

Не обязательно регистрироваться (и тем самым получать статус юридического лица) и профессиональным союзам. По Закону они имеют права осуществлять свою деятельность без бюрократических формальностей <8>.

--------------------------------

<8> Статья 8 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

И общественные объединения, и профсоюзы независимо от того, являются они юридическими лицами или нет, для осуществления своих задач (например, защиты интересов работников, ведения коллективных переговоров с целью заключения коллективного договора и т. п.) нуждаются в различных специалистах: секретарях, делопроизводителях, системных администраторах, курьерах. С этой целью они вправе самостоятельно заключать трудовые договоры с сотрудниками и выступать для них в качестве работодателя.

Фрагмент документа. Статья 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

И. Савельева

Юрист

Подписано в печать

24.06.2010

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1