По состоянию на: 06.07.2011
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2011
Автор: Тарасова Людмила Степановна
Тема: Документы кадровой службы, Ответственность работодателя
Рубрика: Пенсии и пособия
- Нормативные документы
- Методические рекомендации по организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (утв. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медиц
Справочные материалы
- Приложение № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России
Постоянные подписчики «Справочника кадровика» знают, как внимательно мы относимся к правилам и нюансам проверок Государственной инспекции труда. Достаточное количество публикаций на эту тему - тому подтверждение. Но, как известно, работодателя контролирует не только трудовая инспекция. И даже если предметом рассмотрения становятся, например, финансовые вопросы и местом «временной прописки» проверяющих будет бухгалтерия, это отнюдь не означает, что в ходе контрольного мероприятия не будут затрагиваться кадровые вопросы и документы по личному составу... А значит, мы должны быть готовы и к таким на первый взгляд «непрофильным» визитам.
Всем известно, что выездные документальные проверки плательщиков страховых взносов теперь проводят органы Пенсионного фонда РФ. При этом в настоящее время они проверяют правильность исчисления и уплаты страховых взносов не только в ПФР, но и в Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Есть ли еще какие-нибудь изменения в полномочиях проверяющих органов ПФР? Давайте разбираться.
Обратите внимание!
Пенсионный фонд РФ вправе проверить полноту и своевременность уплаты страховых взносов не только в ПФР, но и в фонды обязательного медицинского страхования
НА № 10-12‘2009
С 1 января 2010 г. отменен единый социальный налог (ЕСН). Правовая основа - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"».
НА № 10-12‘2009Кроме того, с 1 января 2010 г. администрирование страховых взносов перешло непосредственно к государственным внебюджетным фондам. Это прямо указано в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ). Администрирование страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР) и фонды обязательного медицинского страхования возложено на территориальные органы ПФР, в Фонд социального страхования (ФСС) РФ - на территориальные органы ФСС.
ПОЛНОМОЧИЯ ПФР
Территориальные органы ПФР осуществляют контроль за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов. Также у них есть право требовать предоставления документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты страховых взносов, определять суммы, подлежащие уплате, требовать устранения нарушений законодательства, взыскивать недоимку, пени и штрафы, предъявлять иски.
Кроме того, территориальные органы ПФР вправе проводить камеральные проверки расчетов по страховым взносам, а также выездные документальные проверки плательщиков на предмет правильности расчетов по страховым взносам в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования с периодичностью не чаще, чем один раз в три года.
В соответствии со ст. 37 Закона № 212-ФЗ должностное лицо территориального органа ПФР, проводящее камеральную или выездную проверку, вправе истребовать у проверяемого плательщика страховых взносов необходимые для проверки документы. Форма требования о представлении документов утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов» (далее - Приказ № 957н).
При этом необходимо учитывать, что Требование должно содержать вполне определенные данные о документах (перечень конкретных документов с указанием наименования, реквизитов и количества), которые ис-требуются территориальным органом ПФР, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету проверки.
Статьей 37 Закона № 212-ФЗ предусмотрен 10-дневный срок для предоставления плательщиком истребованных в ходе проверки документов.
В организации образовалась недоимка по страховым взносам за прошлый период (до 1 января 2010 г.). В какое учреждение теперь следует платить недоимку, пени и штраф за прошлые периоды - в налоговую инспекцию или в ПФР?
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Закона № 212-ФЗ недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 г. включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона № 212-ФЗ, т. е. до 1 января 2010 г.
До вступления в силу Закона № 212-ФЗ согласно приказу Минфина России от 25.12.2008 № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее - приказ № 145н) главным администратором доходов бюджетов РФ относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей пенсии, являлась ФНС России. Таким образом, уплату недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также соответствующих пеней и штрафов за прошлые периоды - до 1 января 2010 г. - необходимо осуществлять в органы ФНС.
ВИДЫ ПРОВЕРОК
Качественное администрирование страховых взносов является одним из условий эффективного функционирования всей пенсионной системы. Улучшение администрирования страховых взносов неразрывно связано с контролем, цель которого - обеспечить своевременное и полное поступление страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в бюджет, в т. ч. за счет достижения высокого уровня дисциплины и грамотности работодателей.
Органы контроля за уплатой страховых взносов (далее - органы контроля) проводят проверки плательщиков страховых взносов двух видов: камеральные и выездные (ч. 1 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).
Их цель - контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Камеральная проверка
Камеральная проверка проходит по месту нахождения территориального органа ПФР. Специального решения руководителя территориального органа ПФР для нее не требуется. Если в ходе проверки специалисты выявили ошибки или противоречия в сведениях, они сообщают об этом плательщику и требуют в течение пяти дней представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, т. е. представить уточненный расчет. Специалисты ПФР также имеют право запрашивать у плательщика взносов необходимые для проверки документы. Кроме того, плательщик по собственной инициативе может представить уточненный расчет, если сам обнаружит ошибку.
В ходе камеральной проверки у нашей организации были затребованы документы, однако мы сомневаемся, что «уложимся» в указанный в требовании срок. Как нам следует оповестить об этом проверяющие органы? И все ли документы, указанные в требовании, мы обязаны представить?
Закон № 212-ФЗ не ограничивает перечень документов, которые могут быть истребованы при камеральной проверке. Поэтому представлять в Фонд придется все документы, названные в соответствующем требовании.
Если вы сомневаетесь, что успеете собрать запрашиваемые бумаги в установленный законом срок - 10 дней, то можете попросить представителей Фонда данный срок продлить. Для этого на следующий день после того, как вы получили требование, нужно подать письменное уведомление о невозможности представить запрошенные документы, указав причины, по которым они не могут быть подготовлены в установленные сроки, а также сроки, в течение которых проверяемое лицо сможет представить документы (ч. 6 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Получив такое уведомление, орган ПФР вправе в течение двух дней продлить срок или отказать в продлении, о чем выносится отдельное решение.
Обратите внимание!
В том случае, если правонарушений в ходе камеральной проверки не выявлено, акт проверки не составляется
Если в результате проведения проверки орган ПФР установит факт правонарушения, то в течение 10 дней будет составлен акт (форма акта утверждена Приказом № 957н). Его подписывают лица, выполнявшие камеральную проверку, и лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (или его уполномоченный представитель). Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (или его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (представителем).
Территориальный орган ПФР по результатам проверки составил акт, подписанный проверяющим и руководителем нашей организации. Что делать, если мы не согласны с отдельными выводами, которые содержит этот документ?
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих лицо, в отношении которого проводилась проверка (или его уполномоченный представитель), в течение 15 дней со дня получения документа вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом вы вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля документы (или их заверенные копии), подтверждающие обоснованность ваших возражений.
В случае если правонарушения в ходе камеральной проверки не выявлены, акт проверки не составляется и о результатах плательщику страховых взносов не сообщается.
Выездная проверка
Территориальные органы ПФР и территориальные органы ФСС России совместно проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов таких проверок.
Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов (ч. 6 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории плательщика на основании решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов. В случае если у плательщика отсутствует возможность предоставить помещение, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля.
В отношении обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, выездная проверка проводится на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения подразделения.
Решение о проведении выездной проверки (форма решения утверждена Приказом № 957н) должно содержать следующие сведения:
1) полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество плательщика страховых взносов;
2) предмет проверки;
3) периоды, за которые она проводится;
4) должности, фамилии и инициалы работников органа контроля, которым поручена проверка.
Плательщик страховых взносов обязан обеспечить должностным лицам органа контроля, проводящим проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой взносов. В ходе выездной проверки у плательщика могут быть истребованы необходимые для этого документы в порядке, установленном ст. 37 Закона № 212-ФЗ. Ознакомление должностных лиц с подлинниками документов допускается только на территории плательщика страховых взносов, за исключением случаев выездной проверки по месту нахождения органа контроля.
Обратите внимание!
Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев
В последний день выездной проверки выполняющие ее должностные лица обязаны составить справку (форма справки утверждена Приказом № 957н), в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее плательщику страховых взносов.
Обратите внимание!
Выездная проверка может охватывать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проверке
По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проверке должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившие проверку, составляют акт выездной проверки (форма акта утверждена Приказом № 957н), который подписывается проверяющими, а также лицом, в отношении которого шла проверка (или его уполномоченным представителем). Порядок вручения акта лицу, в отношении которого проводилась проверка (его представителю), и порядок представления письменных возражений по нему аналогичны процедуре, изложенной выше для камеральных проверок.
Срок выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проверке.
В рамках выездного мероприятия органы контроля вправе проверять деятельность обособленных подразделений организации - плательщика страховых взносов. Срок выездной проверки обособленного подразделения не может превышать одного месяца.
Обратите внимание!
Орган контроля за уплатой страховых взносов может проверять плательщика в выездной форме не чаще чем один раз в три года
Выездной проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проверке. Орган контроля за уплатой страховых взносов может проверять плательщика в выездной форме не чаще чем один раз в три года. В числе выездных проверок плательщика страховых взносов не учитываются проверки его обособленных подразделений.
Вместе с тем выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени предыдущей. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проверке.
ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя, а орган контроля обязан известить его о времени и месте, где это будет происходить. При этом неявка лица (или его представителя) не является препятствием для рассмотрения материалов.
По результатам проверки руководитель органа контроля может вынести решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности (форма решения утверждена Приказом № 957н). Копия решения в течение пяти дней после дня его принятия вручается лицу, в отношении которого оно вынесено (или его уполномоченному представителю).
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения (либо в решении об отказе в таком привлечении) указываются: срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать; порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), а также наименование этого органа, его местонахождение и другие необходимые сведения.
ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ
Нарушением законодательства РФ о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое Законом № 212-ФЗ установлена ответственность.
Юридические лица, их руководители (уполномоченные представители юридических лиц), допустившие нарушение Закона № 212-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проверок, несут ответственность согласно законодательству РФ (табл.).
При наличии обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения и указанных в ч. 1 ст. 43 Закона № 212-ФЗ, лицо не подлежит ответственности за правонарушение.
Неуплата взносов
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов - в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления взносов или других неправомерных действий (бездействия) - плательщиком страховых взносов влечет за собой ответственность (ст. 47 Закона № 212-ФЗ) в виде штрафа (его взыскание производят территориальные органы ПФР):
- в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования; в размере 40% неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования, если вышеназванные деяния совершены умышленно.
Могут ли работники ПФР списывать средства со счетов плательщика в счет взыскания недоимки? Есть ли у ПФР право блокировать расчетные счета?
Законом № 212-ФЗ предусмотрено взыскивание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика (ст. 19). Однако у Пенсионного фонда РФ нет полномочий приостанавливать операции по счетам плательщика.
Ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах
Непредставление документов
Обязанность плательщика страховых взносов представить в установленный срок в территориальный орган ПФР документы, предусмотренные Законом № 212-ФЗ, установлена п. 4 ч. 2 ст. 28 данного Закона. Ответственность в связи с этой обязанностью установлена ст. 48.
Отказ проверяемого лица представить запрашиваемые при проверке документы или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредоставленный документ.
Недавно у нас закончилась камеральная проверка Пенсионного фонда, в ходе которой от нас потребовали некоторые документы. Все бумаги мы представили, но не совсем в срок - опоздали на один день: не успели вовремя все собрать. Могут ли нас оштрафовать при таких обстоятельствах? Ведь документы мы в итоге представили, да и задержка была совсем незначительная.
В соответствии с ч. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ документы, истребованные в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. Статьей 48 Закона № 212-ФЗ установлено: отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля документов (или их копий), предусмотренных Законом № 212-ФЗ, а также иных документов, необходимых для контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Учитывая формулировку данной статьи, не представляется возможным установить, что именно является определяющим для решения вопроса о взыскании штрафа - факт непредставления документов или же нарушение срока. Вместе с тем в п. 2.3 Методических рекомендаций по организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утв. распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 № 120р, разъяснено, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проверке документов или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ.
С учетом изложенного полагаем, что территориальные органы ПФР могут взыскать штраф с плательщиков страховых взносов в т. ч. и за несвоевременную подачу документов.
Непредставление расчетов по взносам
Обязанность плательщиков страховых взносов своевременно представлять расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам установлена п. 3 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ. В том случае, когда расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды не представлялись, территориальный орган ПФР привлекает плательщика страховых взносов к ответственности за отчетный период на основании ст. 46 Закона № 212-ФЗ. Непредставление расчета за каждый отчетный период является самостоятельным составом правонарушения.
Цитируем документ
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются: 1) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания); 2) совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, плательщиком страховых взносов – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому периоду, в котором совершено правонарушение); 3) выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты |
страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства РФ о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего пункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов; 4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения. Часть 1 ст. 43 Закона № 212-ФЗ |
Обратите внимание!
Непредставление расчета за каждый отчетный период является самостоятельным правонарушением
При нарушении установленного срока представления расчета на 180 календарных дней (180-й день включительно) на плательщиков страховых взносов налагается штраф в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе представленного расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Если установленный срок представления расчета нарушен более чем на 180 календарных дней, налагается штраф в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня, но не менее 1000 руб.
Наличие на дату привлечения к ответственности переплаты или факта уплаты страховых взносов не влияет на применение к плательщику страховых взносов ответственности за нарушение им установленного законодательством срока представления расчета и не влечет за собой уменьшения размера налагаемого штрафа.
ГАРАНТИИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕРКАХ
Работодателю всегда следует быть подготовленным к проверке, а именно: знать свои права; заранее проинструктировать работников, которым предстоит взаимодействовать с должностными лицами территориального органа ПФР; оформить все документы в соответствии с законодательством; следить за деятельностью сотрудника контролирующего органа, чтобы не допустить нарушений с его стороны.
В ходе выездной проверки должностные лица органа ПФР потребовали у работодателя выделить им отдельных работников для опроса. При этом, в частности, задавались вопросы о выплачиваемых суммах заработной платы. Правомерны ли такие действия должностных лиц?
Правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов должны устанавливаться контролирующими органами ПФР исходя из представляемых организацией документов (ст. 35 и 37 Закона № 212-ФЗ). Возможность получения свидетельских показаний (письменных или устных) от работников организации Законом № 212-ФЗ не предусмотрена. Так что должностные лица территориального органа ПФР в рамках выездной проверки не вправе проводить в письменном (или устном) виде опрос работников организации, в частности о выплачиваемых суммах заработной платы.
Обратите внимание: в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ территориальные органы ПФР имеют право вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля уплаты страховых взносов плательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства РФ о страховых взносах. Между тем данные пояснения могут даваться именно плательщиком страховых взносов, т. е. полномочным представителем организации, а не любым ее сотрудником.
Таким образом, должностные лица территориального органа ПФР не вправе вызывать работников организации в помещения территориальных органов ПФР для опроса (письменного или устного) о заработной плате.
При осуществлении проверок важно помнить следующие правила.
Правило 1. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения законодательства о страховых взносах и виновности плательщика в его совершении, возлагается на территориальные органы ПФР.
Правило 2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.
Права работодателей
Плательщики страховых взносов имеют право:
- присутствовать при выездной проверке; давать органам контроля уплаты страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате взносов, а также по актам проведенных проверок; получать копии акта проверки и решений органов контроля; участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки или иных актов органов контроля в случаях, предусмотренных Законом № 212-ФЗ; требовать от должностных лиц органов контроля соблюдения законодательства РФ о страховых взносах при совершении ими действий в отношении плательщиков страховых взносов; не выполнять неправомерные акты и требования органов контроля уплаты страховых взносов и их должностных лиц, не соответствующие Закону № 212-ФЗ или иным федеральным законам; обжаловать в установленном порядке акты органов контроля и действия (бездействие) их должностных лиц; получить в полном объеме возмещение убытков, причиненных незаконными актами органов контроля или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Обязанности и ответственность органа контроля
Вышестоящие органы контроля уплаты страховых взносов вправе отменять и изменять решения нижестоящих органов в случае несоответствия указанных решений законодательству РФ о страховых взносах.
Органы контроля обязаны направить плательщику страховых взносов копии акта проверки и решения органа контроля, а в случаях, предусмотренных Законом № 212-ФЗ, - также требование об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Сотрудники органов контроля имеют право проводить проверку только при исполнении служебных обязанностей. Для доступа на территорию или в помещение плательщика с целью выездной проверки они обязаны предъявить служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) органа контроля уплаты страховых взносов о проведении выездной проверки.
К нам пришли с проверкой работники ПФР. Когда они показали удостоверения, у нас возникли сомнения в их подлинности. Предусмотрены ли законодательством требования к форме данных удостоверений? Можем ли мы каким-то образом убедиться в том, что эти документы подлинные?
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона № 212-ФЗ доступ на территорию или в помещение плательщика страховых взносов должностных лиц органа контроля, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений. При этом законодательством РФ, нормативными правовыми актами форма служебного удостоверения сотрудников территориальных органов ПФР не установлена. Не установлены законодательно и требования к оформляемым сотрудникам территориальных органов ПФР удостоверениям. В связи с этим можно сделать вывод, что у организаций отсутствует возможность удостовериться в подлинности таких документов.
Вместе с тем в случае возникновения сомнений в подлинности предъявленных служебных удостоверений руководителю организации нужно иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право получить по месту своего учета от органов контроля бесплатно информацию (в т. ч. в письменной форме) о полномочиях должностных лиц органов контроля.
Органы контроля уплаты страховых взносов несут ответственность за убытки, причиненные плательщикам их неправомерными действиями (решениями) или бездействием, а равно неправомерными действиями (решениями) или бездействием должностных лиц указанных органов при исполнении служебных обязанностей. Причиненные плательщикам страховых взносов убытки возмещаются за счет бюджетов соответствующих государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством РФ. За неправомерные действия (решения) или бездействие должностные лица органов контроля несут ответственность по законодательству РФ.
Информация с ограниченным доступом не подлежит разглашению органами контроля уплаты страховых взносов, другими органами государственных внебюджетных фондов, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Такую информацию составляют любые сведения о плательщике страховых взносов, полученные органом контроля уплаты страховых взносов, другим органом государственного внебюджетного фонда, за исключением сведений:
- разглашенных плательщиком страховых взносов самостоятельно или с его согласия; о нарушениях законодательства РФ о страховых взносах и мерах ответственности за эти нарушения; представляемых уполномоченным органам других государств в соответствии с международным договором, одной из сторон которого является Россия, о взаимном сотрудничестве в области обязательного социального страхования.
Работник территориального органа ПФР в одной из местных газет распространил сведения об имеющейся у нас большой задолженности по уплате страховых взносов, после чего некоторые контрагенты отказались с нами работать. Организация понесла огромные убытки. Вправе ли мы потребовать у ПФР возмещения понесенных убытков в связи с неправомерными действиями их работника?
В Законе № 212-ФЗ определено (ч. 2 ст. 32): информация с ограниченным доступом не подлежит разглашению органами контроля уплаты страховых взносов, другими органами государственных внебюджетных фондов, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Так, имеющиеся у территориального органа ПФР сведения о наличии у организации задолженности по уплате страховых взносов являются информацией с ограниченным доступом, и работники территориальных органов ПФР не вправе их разглашать, в частности в средствах массовой информации.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) должностных лиц органов контроля. При этом в силу положений ч. 1 и 2 ст. 31 Закона № 212-ФЗ органы контроля несут ответственность за убытки, причиненные плательщикам их неправомерными действиями (решениями) или бездействием, а равно неправомерными действиями (решениями) или бездействием должностных лиц указанных органов при исполнении служебных обязанностей. Таким образом, территориальный орган ПФР фактически несет ответственность за противоправные действия своих должностных лиц и должен возмещать организации убытки за счет средств своего бюджета. Организациям при этом необходимо соблюдать порядок обжалования действий должностных лиц (гл. 7 Закона № 212-ФЗ).
Поделиться