15 сентября 1991 г. ушел из жизни известный психолог, прекрасный человек Вадим Андреевич Крутецкий, 50 лет жизни которого были отданы плодотворной научной и педагогической деятельности.
В. А. Крутецкий родился в Москве в декабре 1917 г. В 1941 г. он окончил отделение экономической географии МГУ, и с августа первого военного года начал свою педагогическую деятельность (в армию мобилизован не был из-за очень плохого зрения). В сентябре 1947 г. он поступил в аспирантуру Института психологии (ныне НИИ ОПП АПН СССР), имея за плечами опыт работы преподавателя техникума, завуча и директора школы. В 1950 г. после успешной защиты кандидатской диссертации В. А. Крутецкий был оставлен в институте, где проработал около, 30 лет, 20 из которых возглавлял лабораторию способностей, 16 лет был заместителем директора НИИ ОПП АПН СССР по научной работе.
В. А. Крутецкий вел научные исследования в области возрастной и педагогической психологии, психологии воли и характера, но предметом его особого внимания стала психология способностей. В науке о способностях В. А. Крутецкий был последователем идей Б. М. Теплова. Реализуя его подход на математическом материале, он выделил и убедительно описал компоненты математических способностей. Острая наблюдательность исследователя и педагога позволила В. А. Крутецкому заметить значение неочевидного личностного фактора, который он назвал "математической направленностью ума ". Позже он говорил, что даже недооценил значение этого качества, которое на деле является определяющим в структуре математических способностей.
Научные публикации В. А. Крутецкого (их более 130) обогатили психологическую науку, они имеют большое значение для теории и практики обучения и воспитания. В 1968 г. его монография "Психология математических способностей школьников "
184
была удостоена I премии АПН СССР и издана в США, Англии, Японии и других странах. Такие книги, как "Психология подростка " (1959, 1965), "Очерки психологии старшего школьника " (1963), "Воспитание дисциплинированности у подростков " (1960) (все три в соавторстве с Н. С. Лукиным), "Основы педагогической психологии " (1972), "Психология обучения и воспитания школьников " (1976), учебники психологии для педучилищ (1974, 1980, 1986), хорошо известны преподавателям и студентам высших и средних учебных заведений.
В последние годы В. А. Крутецкий был профессором кафедры психологии МГПУ им. В. И. Ленина. Под его руководством успешно разрабатывалась проблема способностей учителя. Изучались сущность, структура общих и специальных педагогических способностей, условия их формирования и развития у студентов педвуза, разрабатывались методы диагностики педагогических способностей. В типографии МПГУ им. В. И. Ленина находится последняя книга В. А. Крутецкого "Педагогические способности, их структура, диагностика и условия формирования и развития ", обобщающая результаты 10летней работы его творческой группы.
В. А. Крутецкий был талантливым ученымпедагогом. Он щедро делился с молодыми коллегами, аспирантами, студентами своими знаниями, мыслями, богатым опытом, научным оптимизмом, учил ставить и решать научные проблемы, искать истину, отстаивать собственные научные взгляды.
В.А. Крутецкий был неутомимым пропагандистом психологических знаний. Он выступал с докладами не только на Всесоюзных съездах психологов, международных конгрессах по психологии, но и перед преподавателями вузов и техникумов, учителями школ. О необычайно активной жизненной позиции В. А. Крутецкого свидетельствовал его неиссякаемый интерес ко всему, что происходит в науке, в общественной и политической жизни страны, в мире. За большую научную, педагогическую и общественную деятельность он был награжден многими правительственными наградами, среди которых медаль "За доблестный труд ", "Ветеран труда ", "Отличник просвещения СССР ".
В. А. Крутецкий был человеком большой культуры и научной эрудиции. Он отличался истинной интеллигентностью, скромностью и принципиальностью. Светлая память о нем надолго сохранится в сердцах и делах его учеников, коллег, друзей.
источник неизвестен
Поделиться