В поле зрения руководителя (топ-менеджера) сельскохозяйственной организации

"Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2008, N 11

В поле зрения руководителя (топ-менеджера) сельскохозяйственной организации

В настоящее время в стремительно развивающейся экономической ситуации большое внимание уделяется качеству подготовки руководящего состава предприятия, организации. При наличии квалифицированных работников, но в отсутствии грамотного руководства предприятие не будет развиваться должным образом. Существует несколько уровней руководящих работников. Сегодня речь пойдет о так называемых топ-менеджерах - руководителях высшего уровня, совмещающих функции как менеджера, так и руководителя.

Топ-менеджер - это, по сути, управляющий высшей квалификации, то есть руководитель крупного предприятия, имеющего большой финансовый оборот. К числу топ-менеджеров можно отнести линейных и функциональных руководителей организации или ее структурных подразделений. В целом любой директор, начальник, председатель - это топ-менеджеры. Назначение на должность руководителя и освобождение от нее производится приказом вышестоящей организации, общим собранием или собранием акционеров, а также учредителями (учредителем). Руководитель подчиняется непосредственно общему собранию, собранию акционеров, учредителю и т.д. и осуществляет руководство всеми работниками предприятия. На должность руководителя может быть назначено лицо, имеющее высшее профессиональное профильное образование и стаж работы по специальности в области управления людьми не менее пяти лет. Сотрудник, претендующий на позицию руководителя, должен обладать определенными личными качествами и профессиональными навыками. К личным (персональным) качествам следует отнести: целеустремленность; решительность; психологическую стрессоустойчивость [1]; энергичность [2]; стремление к карьерному и профессиональному росту; самоорганизацию; способность к самооценке [3], самостоятельность в принятии решений; предприимчивость; коммуникабельность; готовность работать в ненормированном режиме; аналитическое мышление; способность работать в коллективе, порядочность; ответственность. Потенциальному руководителю следует обладать следующими профессиональными навыками: креативность; системность мышления; высокая мотивация достижения; потребность в реализации своего потенциала; потребность в независимости [1]; способность к сотрудничеству [2]; личные ценности, аналогичные приобретенным ценностям организации [3]; опыт управления людьми; умение работать на компьютере; умение вести переговоры и заключать договоры (контракты); навыки работы с производственно-финансовой информацией; опыт работы по созданию стабильного трудового коллектива (мотивация, обучение, расстановка кадров, повышение квалификации подчиненных и т.д.) и организации его работы; активное планирование для осуществления необходимых изменений; использование методов творческого сотрудничества и т.п. Подводя итог вышесказанному о наличии необходимых качеств и навыков, можно сказать, что руководитель должен сочетать широкую фундаментальную научную и практическую подготовку, в совершенстве владеть своей специальностью, непрерывно пополнять свои знания, расширять свой кругозор. Он должен уметь на практике применять принципы научной организации труда, владеть передовыми методами управления трудовыми коллективами, навыками воспитательной работы среди подчиненных.

Словарь кадрового делопроизводства. Менеджер (от англ. manage - управлять) - специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. Менеджер является должностным лицом фирмы, компании, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм. Менеджер - наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, наделенный определенными полномочиями.

В своей работе руководитель в обязательном порядке должен руководствоваться: законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами соответствующих министерств и ведомств, уставом организации, локальными нормативными актами. Кроме этого, необходимо обладать и специальными знаниями:

- основ общетеоретических и специальных дисциплин в объеме, необходимом для решения задач планирования, прогнозирования, экономического анализа хозяйственной деятельности, организации и управления сельскохозяйственным производством и распределением, а также способами проведения исследований в этой области;

- статистики, планирования, бухгалтерского учета, финансов, анализа хозяйственной деятельности, основ менеджмента, а также общеинженерных дисциплин;

- технико-эксплуатационных характеристик современных технических средств сбора, передачи, отображения и обработки информации и области их применения; вопросов создания и функционирования автоматизированных систем управления; правоведения, научной организации и нормирования труда; вопросов охраны труда и окружающей среды; логистики, маркетингом и др.;

- системного представления о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономики, многообразии экономических процессов в современном мире, их связи с другими процессами, происходящими в обществе.

Теперь можно сформулировать цели и задачи, которыми необходимо руководствоваться руководителям любого уровня. Цель работы руководителя состоит в принятии наиболее оптимальных решений, касающихся формирования соответствующих социально-экономических, организационных, технических и нравственных предпосылок, призванных гарантировать эффективную работу всей руководимой им организации.

Задачи руководителя:

- ставить грамотно цели, компетентно анализировать и эффективно контролировать ход их реализации, а также решать их с большей результативностью;

- создавать условия, необходимые для плодотворного совместного труда, целенаправленных и скоординированных действий подчиненных, правильно организовывать производственный процесс;

- создавать условия для профилактики конфликтов;

- выявлять проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- изучать конкурентный рынок, его емкость, целевые сегменты и проводить поиск новых сегментов и ниш рынка;

- определять возможные пути сотрудничества с другими организациями;

- принимать участие в формировании имиджа предприятия.

Литература

1. Должностная инструкция менеджера по информационным технологиям (СТ-Менеджер) // Кадровик, N 12, 2004, - с. 101 - 102.

2. Должностная инструкция начальника отдела продаж. Должностная инструкция менеджера по закупкам // Кадровик, N 2, 2004, - с. 94 - 97.

3. Должностные обязанности специалистов / С.А. Басламенко. - М.: Госагропромиздат, 1989.

4. Рассадин В.В. Аттестация работников аппарата управления сельскохозяйственных предприятий и организаций. - М.: ВНИИЭСХ, 2004.

5. Щур Д.Л., Трухапович Л.В. Кадры предприятия. 300 образцов должностных инструкций: практическое пособие. - М.: Дело и сервис, 2000.

6. Гольченко П. Должностная инструкция - основной организационно-правовой документ работника // Кадровик, N 4, 2005, - с. 101 - 102.

7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1998.

8. Павлова П. Руководители и менеджеры: профессиональное сходство и профессиональные различия // Кадровик, N 11, 2003, - с. 20 - 23.

9. Поляков В. Корпоративная культура и эффективность работы персонала // Кадровик, N 8, 2004, - с. 65 - 68.

10. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 1999.

В.Рассадин

К. э. н.,

доцент

Ульяновской государственной

сельскохозяйственной академии

Подписано в печать

12.10.2008

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1