В корпоративном университете не только учат

Корпоративное обучениесотрудников становится нормой. Отдавая дань моде, российскиекомпании называют центры профессиональной подготовки“корпоративными университетами”. Однако бизнес-образование втаком университете играет второстепенную роль.

Идеякорпоративных университетов зародилась в 1960-х гг. в компанииMcDonald's. С целью адаптации выпускников школ MBA компанияорганизовала собственный образовательный центр HamburgerUniversity. В Россию идею корпоративного университета в начале1990-х гг. принесли крупные западные корпорации. По даннымисследовательской компании CUX (Corporate University Xchange),которая специализируется на анализе данных в областикорпоративного обучения, число таких университетов в миреувеличилось за последние 10 лет с 400 до 1600.

Пожалуй,самый известный университет был создан в компании GeneralElectric. В книге Jack: Straight from the Gut, Джек Уэлч,бывший глава General Electric, сравнил корпоративныйуниверситет с кофейником, который не только фильтрует напиток,но и распространяет аромат, притягивающий людей.

А ДжинниМайстер, президент Corporate University Xchange, определилакорпоративный университет как зонтичную структуру, котораяпризвана обеспечить обучение и развитие всех сотрудниковкомпании. В отличие от тренинговых центров, в которыхразвиваются отдельные трудовые навыки, он обеспечиваетпостоянный обмен знаниями, формирует единую культурууправления. По мнению Майстер, непрерывное участие впрограммах корпоративного университета помогает всемсотрудникам оперативно реагировать на рыночные изменения, всвязи с чем компания устойчиво развивается и успешно достигаетстратегических целей.

Российские компании создаютсобственные системы обучения сотрудников. Однако, по словамГеоргия Мелик-Еганова, директора по маркетингу компанииManagement Training International, в идеале корпоративныйуниверситет преследует не только цели обучения. “Многиероссийские компании подменяют идею корпоративного университетанабором тренингов, которые направлены на повышениеквалификации отдельных менеджеров в области финансов,маркетинга или продаж, — говорит Мелик-Еганов. — Такая системаобучения преследует лишь тактические цели и не выполняетглавную задачу университета — создание единой идеологическойбазы на основе стратегии компании”.

Единая среда изменений

Екатерина Прохорова, директор департамента поработе с персоналом IBS, также отмечает отличие корпоративногоуниверситета от тренингов. “На внешнем тренинге менеджер, какправило, получает обрывочные знания по узкоспециальнымдисциплинам. Кроме того, он зачастую бывает скован. Ведь водной рабочей группе с ним могут оказаться конкуренты, авнешнего тренера вы не заставите обсуждать проблемы тольковашей компании, — говорит Прохорова. — К тому же в разныхтренинговых компаниях часто используются различныебизнес-концепции”.

С Прохоровой соглашается НатальяПетровичева, заместитель директора по персоналу группыкомпаний “Волга-Днепр”, отмечая, что все программыкорпоративного университета строятся на основе конкретныхкейсов из практики компании, что позволяет достичь видимогорезультата. “Каждый менеджер нашей компании, прошедшиймодульную программу "Школа управленцев завтрашнего дня", наоснове полученных навыков и технологий должен осуществитьреальный проект в рамках своего направления, — отмечаетПетровичева. — Таким образом мы можем наглядно оценитьэффективность обучения и подтвердить важность инвестиций вразвитие персонала”.

В корпоративном университете компании“ВымпелКом” проводится модульная программа, разработанная наоснове рекомендаций норвежской компании Telenor (владеет 25%плюс 13 акций “ВымпелКома”). Она представляет собойдевятимесячный курс, в рамках которого менеджеры решают кейсыи конкретные бизнес-ситуации, взятые из практики “ВымпелКома”.При этом сотрудники последовательно привлекаются к решениюмаркетинговых, финансовых, кадровых, стратегических задач. Какотмечает Марина Новикова, директор по работе с персоналом“ВымпелКома”, менеджер, успешно прошедший такую программу,имеет гораздо больше шансов на дальнейшее продвижение покарьерной лестнице. “Мы оцениваем эффективность университетапо уровню ротации управленческого персонала, — отмечаетНовикова. — Карьерный рост сотрудника внутри компании отражаетне только конкретные результаты его деятельности в рамкахнаправления, но и уровень вовлеченности в управление компаниив целом”.

Университет нужен успешным

Как правило,менеджеры, прошедшие корпоративную школу, повышают своюрыночную стоимость и могут стать объектом внимания со стороныконкурентов. Однако Сергей Воробьев, управляющий партнер WardHowell International, считает, что в этом нет ничегострашного: “Например, в крупнейших международных аудиторскихкомпаниях ротация среди молодых менеджеров достигает 30%. Нобояться их мобильности не стоит, так как при наличиикорпоративного университета можно в разы повысить скоростьобучения и выращивания управленческого персонала”. Кроме того,по мнению Воробьева, именно в корпоративном университетеинициируются ключевые изменения в компании: “В организационнойструктуре динамичной компании должен быть центр, в которомидет не только постоянное обучение персонала, но иподдерживается деловое общение между всеми уровнями компании.Для того чтобы в компании начались изменения, они, в первуюочередь, должны произойти в головах людей. Именно с помощьюкорпоративного университета топ-менеджмент способен донести довсех уровней компании понимание и сущностьизменений”.

Точку зрения Воробьева поддерживает НатальяПетровичева, говоря о том, что основной целью корпоративногоуниверситета можно считать “корпоративное гражданство”.“Помимо понимания ценностей компании и философии бизнеса,корпоративный университет позволяет транслировать стратегию навсе уровни организации, — говорит Петровичева. — Например, вразработке стратегии на 15 лет в нашей компании участвовал нетолько топ-менеджмент. Сотрудники, занимающие ключевые длябизнеса позиции, независимо от их статуса внесли свой вклад вформирование стратегии, что позволило добиться не толькочеткого понимания целей, но и вовлеченности в управлениебизнесом”.

Создание корпоративного университета —долгосрочный процесс, который в зависимости от размеракомпании занимает от года до трех лет. При этом, по мнениюэкспертов, постановка комплексной системы внутрикорпоративногообучения целесообразна только для тех компаний, в которых уженалажен регулярный менеджмент. “Я полагаю, что сегодня вРоссии настоящие корпоративные университеты способны строитькомпании с оборотом более $100 млн. В среднем минимальнаястоимость проекта составляет порядка $50 000, — говоритГеоргий Мелик-Еганов из MTI. — При этом компания должна пройтиэтап становления и изменить первоначальную предпринимательскуюмодель бизнеса, она должна быть в хорошем смысле слова"бюрократизированной" с точки зрения бизнес-процессов”.

СМелик-Егановым соглашается Сергей Воробьев: “Корпоративныйуниверситет имеет смысл только тогда, когда, образно говоря,менеджмент закончил корпоративное ПТУ. Иными словами,управленческий состав должен обладать компетенциями вмаркетинге, финансах, продажах”.

В то же время Воробьевполагает, что корпоративный университет актуален не только длямобильных, обучающихся компаний. По его мнению, в большейстепени он необходим компаниям со строгой вертикальнойструктурой управления для того, чтобы повысить своюмобильность и избавиться от недостатков жесткойадминистративной модели менеджмента. “Модель корпоративногоуниверситета гораздо ближе к коучингу, здесь не работаетпринцип "делай, как я", но работает принцип "я расскажу, как ядумаю, и ты сможешь сделать лучше", — отмечает эксперт. — Вспорте тренер не может бегать или играть в футбол лучше, чемего ученики. То же самое должно происходить и в бизнесе. Яркийпример настоящего профессора в корпоративном университете —это Джек Уэлч, бывший глава General Electric”.

Гендиректор — лучший преподаватель

Корпоративный университет создается,чтобы служить стратегическим интересам компании, поэтому, помнению экспертов, решение о его создании должны приниматьсобственники или топ-менеджмент. Например, идея созданияуниверситета “Северстали” была предложена в диссертации насоискание степени MBA ее владельца Алексея Мордашова. АНаталья Петровичева говорит, что идеологом и инициаторомкорпоративного университета группы компаний “Волга-Днепр” былпрезидент Алексей Исайкин. “Если компания собирается внедрятькорпоративный университет, то это решение должно исходить отпервых лиц или собственников не только потому, что онинепосредственно формируют идеологию, но и в связи с тем, что вэтом случае существенно сокращается период внедрения, —отмечает Петровичева. — Изменения в компании встречают меньшесопротивления, если проходят при непосредственном участиипрезидента или генерального директора”.

Марина Новиковаподчеркивает, что высшее руководство компании представляетсобой лучший “преподавательский состав”. “Безусловно, важнособлюдать баланс между приглашенными и собственными тренерами.Однако только топ-менеджмент способен дать уникальные знаниясотрудникам”. В свою очередь Петровичева добавляет, что если вуниверситете группы компаний “Волга-Днепр” читается модуль помаркетингу или финансам, то его ведет директорсоответствующего департамента.

Зачастую собственникибизнеса скептически относятся к идее корпоративныхуниверситетов, поскольку они в краткосрочной перспективе носятзатратный характер. Однако при желании такая образовательнаясистема может стать центром прибыли. Например, корпоративныйуниверситет IBM Global Learning со штатом свыше 3400преподавателей давно обучает сотрудников поставщиков ипартнеров. Модель рентабельного предоставления образовательныхуслуг вполне реальна для России. Как отмечает Марина Новикова,появления таких корпоративных центров можно ожидать через 3-4года.

Источник: Газета "Ведомости"

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1