Работа в финансовой сфере - в банке, пенсионном фонде или страховой компании – престижна и прибыльна. Однако не все знают, что финансовые махинации в этой сфере вынудили законодателей ограничить выплаты работникам при ликвидации или банкротстве таких организаций. В первую очередь ограничения касаются руководителей – это своеобразная мера с «золотыми парашютами», с помощью которых недобросовестное руководство могло вывести значительные средства из капитала финансовой организации.
Об особенностях регулирования труда в сфере пенсионного, обязательного медицинского и других видов страхования рассказали эксперты Профсоюза работников торговли и услуг.
Как работают страховые организации
Поскольку страхование – это рыночный инструмент регулирования рисков, государство слабо вмешивается в эту сферу. По сути, страхователи продают услугу компенсации расходов в случае серьезного происшествия с крупными финансовыми расходами, которого неизвестно когда наступит и наступит ли вообще. При этом заплатить за право получить такую компенсацию нужно немедленно.
Получается вилка – чем больше взносов и меньше выплат, тем больше прибыль страховой компании и, соответственно, зарплата ее сотрудников. Это делает страховой рынок очень большим. Так, в 2018 году чистая прибыль российских страховых компаний составила 164,9 млрд рублей при рентабельности от 19 до 68%. В 2021 году объем прибыли вырос еще больше – до 245 млдр. рублей, а средняя рентабельность составила 26,5%.
При этом зарплаты сотрудников почти полностью зависят от уровня продаж страховых полисов и являются фактически процентами от поступившим в страховую компанию взносов. Как правило, сотруднику страховой компании начисляется около 20-30% от зарплаты в виде премии, а остальные – в виде премии, которую могут и не заплатить при невыполнении KPI на определенное количество сделок.
При этом никаких ограничений на число проданных полисов нет, гипотетически рядовой сотрудник страховой компании может зарабатывать миллионы, если ему повезет с клиентом – например, это будет транспортная компания, которая застрахует свой парк самолетов.
Прибыль распределяется между сотрудниками в зависимости от уровня в иерархии должностей, которые называют грейдами и от соотношения поступивших взносов и произведенных страховых выплат.
Оформление трудовых договоров
Все условия, по которым осуществляются выплаты работникам, должны быть зафиксированы в трудовом договоре, также как режим работы и условия получения бонусов. Но чаще всего продажу полисов ведут страховые агенты – это индивидуальные предприниматели, которые заключают договор оказания услуг со страховой компанией или даже несколькими. За процент от выручки, называемым агентским вознаграждением.
Такой предприниматель фактически ничем не рискует – он получает свою долю от страхового взноса вне зависимости от того, наступил страховой случай или нет.
Тем не менее, ряд сотрудников страховых компаний работают только по трудовым договорам. Это, в первую очередь, руководитель организации или филиала и его заместители, главный бухгалтер и его заместители, члены совета директоров и другое руководство, а также внутренние аудиторы, наличие которых в штате является условием выдачи лицензий на страховую деятельность.
Квалификационные требования к руководству страховых компаний прописаны в «Законе об организации страхового дела в Российской Федерации». Там указано, что руководители и являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель должны иметь высшее образование, подтвержденное признаваемым в Российской Федерации документом о высшем образовании, и стаж работы в качестве руководителя подразделения субъекта страхового дела или другой финансовой организации не менее двух лет.
Аналогичные требования предъявляются к главному бухгалтеру и членам совета директоров страховых компаний.
Как ограничены заплаты страховщиков
Статья 349.4 Трудового кодекса России определяет, что если за шесть месяцев до санации Банком России страховой компании размер зарплаты руководителя, главного бухгалтера и их заместителей вырос, то эти изменения аннулируются, со дня утверждения плана мер по предупреждению банкротства страховой организации.
Также руководству страховой компании прекращается выплата части заработной платы, являющейся стимулирующей выплатой (доплатой и надбавкой стимулирующего характера, премией и иной поощрительной выплатой).
Если все эти сотрудники после такого события решат уволиться, выплата выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудового договора (в том числе по инициативе работника или по соглашению сторон), предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорам им не производится.
Если у страховой компании отзывают лицензию, время простоя работников оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки или должностного оклада. Правда, учитывая, что оклад у страховых работников, как правило, меньше 30% от зарплаты, сумма получается не очень большой.
Поделиться